Урок. Сообщества живых организмов. Биогеографические области

Разделы: Биология


Цель: создание условий для формирования знаний о биогеографических областях и их происхождении, получение конкретного образовательного продукта (творческой работы).

Задачи:

  • продолжить формирование убеждения в познаваемости мира, выявлять причинно – следственные связи;
  • самостоятельно искать новую информацию с применением конструкций и правил поиска в Интернете, некомпьютерных источниках (литературе);
  • структурировать информацию, анализировать, обобщать и сопоставлять различные источники;
  • интегрировать знания;
  • представлять информацию в виде мультимедиа продукта с системой ссылок;
  • приобретать опыт сотрудничества и работы в группе;
  • вносить свою информацию на страницы Интернет;
  • проводить публичные выступления.

Оборудование к уроку: мультимедиа проектор, компьютеры, Интернет. Литература: «Экологический словарь»; «Биологический словарь», «Общая биология 10 – 11 классы» для классов с углублённым изучением биологии, под редакцией Шумного; биология для поступающих в ВУЗы, под редакцией Т.Л. Богдановой; Энциклопедия по биологии; учебник «Общая биология 10 – 11 класс профильный уровень», автор Захаров.

Тип урока – урок открытых мыслей (по Микаэлису).

Методы: поисково-исследовательский.

Ход урока

Организационный момент. Учащимся выдаются карточки, на которых каждый отображает своё настроение в начале урока.

Хорошее настроение –

Плохое настроение –

Учитель делает выводы о психологическом настроении учащихся, в соответствии с этим строит свою деятельность.

1. Вызов.

Учащимся предлагается выполнить задание №1 в учебной карте (приложение 1). Работу учащиеся выполняют индивидуально, обсуждение проводится в группе. Обзор понятий, выявление смыслового сходства и различия одних и тех же понятий взятых из разных источников. После обсуждения - запись наиболее полных и точных формулировок.

Постановка проблемы. Можно ли на основе знаний генетического родства форм, свойственных тому или иному сообществу в разных регионах земного шара, определить происхождение биома?

2. Осмысление.

1) Работа в группах по учебным картам, задание №2. Выбор источников информации, анализ данных, систематизация и занесение информации в таблицу (задание №3).

2) Создание творческого отчёта. Каждому учащемуся выдано задание. Представить флору и фауну, климатические и географические особенности конкретной биогеографической области на 3 -4 слайдах, информацию о биоме найти в интернете. Время на данный вид деятельности - 30 минут.

Ребята представляют свои творческие работы (презентации). Обсуждают, высказывают своё мнение.

3) Представление информации учащимися. Обсуждение. Индивидуально: выполнение задания из учебной карты под №4.

4) Решение творческой задачи из учебной карты, задание №.5. Учащиеся самостоятельно подтверждают или опровергают фактами гипотезы.

Обсуждается поставленная проблема. Учащиеся делают самостоятельно вывод.

Например. В зависимости от климатических условий формируются те или иные биомы, представленные многочисленными видами живых организмов. Климат, изоляция живых организмов послужили причиной образования крупных биогеографических областей, характеризующиеся разными биомами. Одинаковые биомы разных биогеографических областей сходны.

3. Рефлексия по содержанию и организации деятельности учащихся. Определяются направления для дальнейшего изучения темы (формирование понятий о структуре биогеоценозов, компонентах и их функциях.)

Ребятам предлагается определить своё настроение в конце урока. Для этого каждому надо дорисовать смайлик.

Хорошее настроение –

Плохое настроение –

Пример презентации учащегося (приложение 2).

Литература.

  1. Р. А. Петросова, Дидактический материал по общей биологии, 2005.
  2. А. П. Тряпицыной, Современные педагогические технологии в профильном обучении, 2006.
  3. Т. И. Чайка, Поурочное планирование по общей биологии, 2007.
  4. Н. И. Дереклеева, Мастер – класс по развитию творческих способностей у учащихся, 2008
  5. Н. Л. Галеева, Сто приёмов для учебного успеха ученика на уроках биологии,2006.