Цели:
- Учить правильному написанию гласных О и Е в окончаниях существительных творительного падежа после шипящих и Ц.
- Развивать умение наблюдать, сравнивать и делать выводы. Обогащать словарный запас учащихся.
- Воспитывать любовь к родному краю.
Оборудование:
- карточки с согласными буквами щ, ш, ж, ч, ц,
- карточки с заданием для работы в паре и группе,
- таблица "Алгоритм правописания О и Е в окончаниях существительных после шипящих и Ц",
- сигнальные карточки.
Ход урока
1. Организационный момент
Сегодня на уроке предстоит большая и серьезная работа. Я хочу пожелать удачи. Возьмите за руки ребят, с которыми будете работать в группе, пожелайте успеха друг другу.
2. Актуализация знаний
Учитель. Какое слово рассыпалось? А, Ж, И, П, Е, Д
Дети. Падежи
У. Соедините стрелочками названия падежей и падежные вопросы
(карточки у каждого учащегося)
- Именительный (Кого? Чего?)
- Родительный (О ком? О чем?)
- Дательный (Кого? Что?)
- Винительный (Кто? Что?)
- Творительный (Кому? Чему?)
- Предложный (Кем? Чем?)
У. Что вы можете сказать о буквах?
На доске буквы: ш, щ, ж, ч, ц.
Д. Это согласные.
У. Какая буква лишняя?
Д. Буква Ц, остальные буквы шипящие.
У. Отодвинем букву Ц. На какие группы можно разделить оставшиеся буквы?
Д. Парные – непарные согласные, только твердые – только мягкие согласные.
У. Почему эти буквы пришли к нам на урок, мы узнаем чуть позже.
Прочитайте предложение, объясните орфограммы.
За рощ\о,е\й был широкий пруд с чистой водиц\о,е\й.
Д. Орфограммы: за – предлог, пишется отдельно. Широкий – сочетание ши пишем с буквой – и. Пруд – парный согласный в корне слова \ пруды\. С чистой – с – предлог – пишем отдельно, чистой – безударная гласная в окончании – ой \ какой?\. В словах рощей, водицей – орфограмма неизвестна.
3. Формулирование темы и цели урока
У. Назовите, в какой части слова орфограмма.
Д. Орфограмма в окончании существительных в творительном падеже, после основы, оканчивающейся на шипящий и Ц.
У. Определите цель нашего урока.
Д. Научиться правильно писать гласные О и Е в окончаниях существительных в творительном падеже после шипящих и Ц.
4. Работа в парах
На карточках записаны слова:
Задачей, моржом, ландышем, лещом, птицей, калачом, борцом, сторожем.
Задание:
а) определите падеж имен существительных,
б) выделите основу и окончания слов,
в) определите, какой согласный стоит на конце основы;
г) поставьте ударение.
д) Что можете сказать о написании окончаний имен существительных?
е) Сделайте вывод.
Д. В окончаниях имен существительных в творительном падеже после шипящих и Ц в ударном положении пишется О, безударном – Е.
У. Сравните этот вывод с правилом в учебнике. Молодцы, вы как ученые сделали сегодня открытие. Объясните, какие гласные напишем в нашем предложении.
За рощей был широкий пруд с чистой водицей.
Д. За рощей, с водицей – существительные в творительном падеже, окончания в безударном положении, напишем в окончании – Е.
5. Составление алгоритма
Итак, составим алгоритм правописания О и Е в окончаниях существительных в творительном падеже после шипящих и Ц:
- прочитать слово;
- поставить ударение;
- определить окончание:
Физминутка: игра «Кто внимательный»
Мы гуляли рощей,
Мы гуляли речкой.
Побежали за зайцем,
Не догнали, конечно.
Побежали за птицей.
Улетела родная.
Помахала крылом нам,
Свою песнь напевая.
- Назовите из текста физминутки слова на изученное правило.
- Какую гласную напишем в окончаниях?
6. Самостоятельная работа
Прочитайте на доске словосочетания:
Наблюдаю за еж…м, любуюсь живц…м, гоняться за зайц…м, назвали Сердц…м, пользоваться душ…м.
У. Какие слова непонятны?
Д. Назвали Сердцем, любуюсь живцом.
У. Прочитайте объяснение с обратной стороны карточки.
Д. Сердце – высокогорное озеро на склоне хребта Хамар – Дабан в нашей республике Бурятии. По своему очертанию, если смотреть сверху, оно напоминает форму сердца. Это одно из любимых туристских мест.
Живцом называют в Бурятии родник. Вода здесь бьет ключом.
Задание:
а) Запишите словосочетания в два столбика по гласной в окончании:
б) Составьте и запишите предложение с одним словосочетанием.
Один учащийся распределяет карточки со словосочетаниями в два столбика на доске. Проверка с помощью сигнальных карточек.
7. Групповая работа
У. Сейчас приготовьтесь работать в группах.
Задание: Разгадать кроссворд, вписав слова в творительном падеже.
По горизонтали:
1. Вихрь, поднимающий столбом воду, песок.
2. Бельевое изделие в виде отреза ткани для вытирания.
3. Дом для временного проживания приезжающих с обслуживанием.
По вертикали:
4. Приспособление для обливания мелкими струйками воды.
5. Палочка из воска с фитилем внутри для освещения.
6. Медицинское учреждение для длительного лечения.
Ответы: по горизонтали 1-смерчем, 2-полотенцем,3-гостиницей. По вертикали: 4-душем, 5-свечой, 6-больницей
8. Итог урока. Рефлексия деятельности учащихся.
- Почему буквы щ, ш, ж, ч, ц пришли к нам на урок?
- Что нового узнали на уроке? Что интересного?
- Где мы можем применить полученные знания?