Формирование интенционных ценностей средствами проектной деятельности

Разделы: Работа с дошкольниками


Здоровье человека в современном гуманистическом обществе представляет собой наивысшую ценность и зависит от целого ряда объективных и субъективных факторов. Поэтому важно отметить, что нынешнее демографическое положение России и перспективы его эволюции относятся к числу первостепенных, ключевых элементов, определяющих долговременное развитие нашей страны. По данным статистики Министерства здравоохранения города Москвы в 2008 году только 3% новорожденных детей имеют первую группу здоровья.

Сегодня важнейшей задачей воспитания и образования дошкольников становится решающим условием в формировании нового уровня культуры в здоровом стиле жизни. Быть активным - значит дать проявиться своим способностям, таланту. Физическая активность - двигательная деятельность человека, направленная на укрепление здоровья, развитие физического потенциала и достижение физического совершенства для эффективной реализации своих задатков с учетом личностной мотивации и социальных потребностей.

Инициатором идеи формирования интенционных способностей у детей дошкольного возраста является Бальсевич В.К., который описал современную образовательную систему физического воспитания на основу интеграции национальной, физической и спортивной культуры. По мнению ряда научных работников в системе физического развития, «ценностное отношение к физкультурно-спортивной деятельности детей дошкольного возраста является одним из самых мощных социальных факторов, воздействующих на физическое и психическое развитие личности» (К.И.Тешев, 1996; Л.С.Дворкин, Л.А.Рапопорт, 1998; Е.Ю.Розин, Э.М.Динмухаметова, 2000; И.Н.Моргун, 2001; В.К.Бальсевич, 2002; А.Н.Плешаков, А.В.Лотоненко, 2002).

Структурное образование деятельности, содержание которого составляет отражение потребности, определяется в качестве интенционного компонента физической активности. Суть его заключается в механизме обеспечения приоритетов внутренней и внешней активности в отношении условий жизнедеятельности, дифференциации степени значимости их изменений, и обеспечивая целесообразных направлений физической активности.

В условиях современного дошкольного учреждения разработка данной проблемы занимает одно из основных направлений. В нашем Центре развития ребёнка, где физическое и социально – личностное развитие является приоритетным, работа осуществляется по формированию здорового образа жизни и культуры личности. Проектный метод как инновационный в педагогической работе детского сада, активизирует процесс и способствует качественному росту физических возможностей каждого ребёнка.

Педагогический проект предусматривает несколько частей:

  • формулирование проблемы,
  • проект разработки вопросов с обсуждением вариантов нахождения её рационального решения;
  • результат проекта.

Направления деятельности воспитателя по физической культуре разделяются по трём уровням: работа с детьми, как основная; взаимодействие с педагогами и привлечение родителей. Мероприятия в работе с детьми могут быть разной формы, однако по содержанию они должны позволять довести до сознания ребёнка необходимость заботливого отношения к собственному здоровью, затрагивая его личностное развитие. Например: беседы, чтение художественной литературы здесь малоэффективны, а активная деятельность в детских развлечениях, досугах, конкурсах, ежедневной утренней гимнастике, зарядке после сна и самостоятельных подвижных играх является наиболее продуктивной. Есть ещё формы педагогической работы, способствующие активному здоровому образу жизни, такие как общение детей, особенно старшего дошкольного возраста, с людьми спорта, наблюдение на занятиях детей в спортивных секциях и соревнованиях.

Приложение 1

Результатом детского проекта может быть как осознанное решение внутренней личностной проблемы, так и творческий продукт. Так в проекте «Мяч - любимая игрушка для дошкольников» результатом явилось создание мини-музея в группе детей среднего возраста, в проекте «Фитбол – мяч тренажёр» дети полюбили большой мяч и освоили новые упражнения с ним. Проект «Мяч и Олимпийское движение»был долгосрочным, входе которого был проведён марафон с участием родителей по олимпийским видам спорта и результатом его стало вовлечение дошкольников в занятия спортивных секций и кружков.

Известно, что уровень сформированности физической культуры человека во многом обусловлен степенью освоения индивидом физкультурных знаний и связанных с ними умений и навыков, составляющих интеллектуальную и операционную базу данного процесса (Е.П.Каргополов, В.В.Приходько, 1990; В.К.Бальсевич, 1991; Р.А.Абзалов, Р.Х.Ярулин, 1993; Д.К.Эндрюс, 1993; Н.Х.Хакунов, 1995; Л.И.Лубышева, 1997; Л.С.Дворкин,1998; Т.А.Банникова, 2000; В.А.Баландин, 2001; А.А.Дмитриев, 2002; Т.Н.Шутова, 2003). Также известно, что ценностное отношение к физкультурно-спортивной деятельности детей дошкольного возраста является одним из самых мощных социальных факторов, воздействующих на физическое и психическое развитие личности (К.И.Тешев, 1996; Л.С.Дворкин, Л.А.Рапопорт, 1998; Е.Ю.Розин, Э.М.Динмухаметова, 2000; И.Н.Моргун, 2001; В.К.Бальсевич, 2002; А.Н.Плешаков, А.В.Лотоненко, 2002).

Основными носителями знаний для ребёнка дошкольного возраста является педагог. Условия современного времени требует знаний у педагога высокого уровня и творческого подхода к профессиональной деятельности. Специалист по физической культуре в детском саду является источником таких знаний. Он проводит систему методической работы по распространению инновационного опыта в области специальных знаний. Это может быть в форме:

  • консультаций: «Влияние оценки воспитателя на физкультурном занятии на освоение движений детьми», «Роль подвижной игры в развитии основных движений детей младшего дошкольного возраста», «Комплексный подход к закаливанию детей», «Принципы организации двигательной деятельности на прогулке»;
  • семинара – практикума «Формирование ценностных ориентаций на занятиях физическими упражнениями», «Безопасность на физкультуре».
  • мастер – класса;
  • педагогического совета;
  • наглядных буклетов.

Приложение 2, 3.

            При организации работы с педагогами имеется возможность проведения краткосрочных педагогических проектов с детьми каждого возраста по разным проблемам, которые направлены на формирование ценностного физического развития ребёнка. К основным задачам физического воспитания можно отнести: формирование у детей осознанной потребности в освоении ценностей здоровья, физической культуры и спорта; природосообразное и индивидуально-приемлемое развитие физического потенциала; общее физкультурное образование дошкольников, направленное на освоение ими интеллектуальных, нравственных, этических и эстетических ценностей физкультурно-спортивной деятельности.

            Если педагоги в дошкольном учреждении осуществляют обучающую и развивающую деятельность, то совместно с родителями проводится воспитательная работа с детьми. Только своим личным примером мамы и папы могут воспитать здорового малыша и положительно настроенного на занятия физической культурой и спортом с учётом его индивидуальных возможностей и потенциала. Работа по взаимодействию детского сада и семьи в рамках педагогического проекта проводится разнообразная:

  • Круглые столы «Здоровая семья - здоровый ребёнок».
  • Организация семейного клуба «Мы за здоровый образ жизни».
  • Проведение марафонов «Со спортом по жизни» (проведение совместных досугов с привлечением родителей – спортсменов.)
  • Мастер – класс для родителей в рамках дней открытых дверей «Оздоровительные игры».

Врождённая двигательная мотивация при подпитывании её родителями эмоционально настраивает на положительный результат и осознанное поведение. Личностный смысл физической активности детей, приобретённый в процессе совместной детско – взрослой проектной деятельности трансформируется в интенционные ценности и индивидуальный опыт.