Цель: подведение итогов обучения грамоте учащихся для определения места и роли азбуки и букваря в жанровом многообразии детской литературы.
Задачи:
- показать значимость и жизненную необходимость чтения книг;
- развитие познавательной активности;
- организация совместного досуга детей и родителей.
Оформление зала:
- плакаты с пословицами и поговорками о книге и чтении;
- воздушные шарики.
Оборудование:
- Музыкальное сопровождение.
- Использование компьютерных технологий (см. презентацию в приложении).
- Инсценирование сказок:
-“Чудесный гриб” (по сказке Сутеева)
-“Репка” (по русской народной сказке “Репка”) - Сценки:
-“Неграмотная Кикимора” (действие происходит в школьной библиотеке)
-“Буквы потерялись”
ХОД ПРАЗДНИКА.
(Звучит веселая музыка из сборника “Детские песенки из мультфильмов”).
Ведущий 1-ый
Дорогие гости! У нас большая радость - все дети научились читать, и сегодня мы проводим праздник “Посвящение в читатели”.
Первый ученик
Уже земля сменила платье,
Надела вешний свой наряд.
Сегодня праздник!
Школьный праздник
Для всех читающих ребят.
Второй ученик
Если мамы дома нет,
То не стану я скучать,
Я зажгу настольный свет,
Чтобы книжку почитать.
Третий ученик
Книга добрая, живая,
Чудеса она творит!
Обо всем на свете знает
И со мною говорит.
Ведущий 2-ой
Было у всех желанье -
Научиться скорее читать!
А с чего начинали ребята,
Мы хотим вам сейчас рассказать.
(Сценка “Неграмотная Кикимора” действие происходит в библиотеке.)
Действующие лица:
- Неграмотная Кикимора
- Азбука
- библиотекарь
- 1-ый читатель
- 2-ой читатель
1-ый читатель
Мы с вами собрались не зря,
Трудились мы не мало!
Сегодня праздник Букваря!
Букварь – всех книг начало.
2-ой читатель
Букварь должны мы уважать –
Он не жалел стараний,
Он всех нас выучил читать,
Вручил ключи от знаний.
(появляется внезапно)
Неграмотная Кикимора
Ой-ой-ой! Подумаешь, букварь! Вот я, Кикимора Неграмотная, две тысячи лет в болоте прожила, ни одной буквы не знаю – и ничего, прекрасно себя чувствую!
Азбука
В самом деле - прекрасно? Это от того, что ты живёшь в болоте! В болоте жизнь простая, некультурная – плюх-плюх, чав-чав, плюх-плюх, чав-чав. И всё понятно! А культурные люди без букваря, без азбуки, без книги и грамоты обойтись не могут.
Неграмотная Кикимора
А зачем мне какие-то буквы знать? Записки, что ли Водяному писать? Даже если я вдруг перекупаюсь в болоте и охрипну, или голос потеряю, то всё равно смогу жестами показать всё, что мне надо!
(Показывает движения)
Вот, смотри. Есть хочу - ням-ням; пить хочу - буль-буль, спать хочу – хрр-хрр.
(Подходит библиотекарь)
Библиотекарь
Да, показать–то можно, а вот как ты письмо пошлёшь своему другу – Лешему, в соседний лес? Жесты тебя здесь не спасут!
Неграмотная Кикимора
А я картинку нарисую! (показывает картинку библиотекарю, Азбуке и двум читателям)
Азбука
Ну и что же это значит?
Неграмотная Кикимора
А не поняли, не поняли! (Радуется и приплясывает) А ещё грамотные! Это значит: “Приходи ко мне в гости, угощу курочкой, а не петушком, а после обеда покатаемся с горочки”.
Азбука
А вот давай пошлём твоё письмо Лешему и посмотрим, что будет!
(Неграмотная Кикимора соглашается и, напевая песенку, уходит)
(1-ый читатель и 2-ой читатель подходят к Азбуке)
1-ый читатель
Мне кажется, что письмо Кикиморы заставит Лешего призадуматься. Да и прочитает совсем по-другому.
2-ой читатель
В давние времена, когда люди не умели читать и писать, использовали знаковое общение. Но не всегда правильно их расшифровывали.
Азбука
Кроме этого люди придумывали разные узелки (показывает верёвочку с привязанными цветными узелками к ней).
Библиотекарь
Да, придумывали разные знаки, пока не были найдены значки для изображения каждого звука!
(Появляется Неграмотная Кикимора, в руках письмо, которым трясёт, и говорит почти плача)
Неграмотная Кикимора
Ну, погоди, Леший, доберусь я до тебя! (Перебивает беседу Азбуки, библиотекаря и двух читателей).
Вы только послушайте, что ответил Леший. (Читает письмо от Лешего)
“Чем я, Кикимора, тебя обидел? Почему ты мне так написала: “Ах ты, Леший, ноги твои куриные, безголовый ты совсем! Придёшь ко мне в гости – спущу тебя с горки!”
Твой бывший друг Леший”.
(Опять уходит, хватаясь за голову)
2-ой читатель
Давным-давно, в 863 году, два брата – Кирилл и Мефодий – составили новый алфавит. От имени одного из братьев пошло название славянской азбуки – кириллицы.
(появляется книга “Букварь – 12 месяцев”)
1-ый читатель
С течением времени кириллица видоизменилась, но в основе осталась прежней.
Азбука
И всем знакомые, родные буквы нашего букваря – это буквы кириллицы!
(вкрадчиво входит Кикимора)
Неграмотная Кикимора
Ой, Азбука дорогая, простите меня неграмотную! Хочу задать вопрос: “Скажите, пожалуйста, так в чем же разница между азбукой и букварем?”
Библиотекарь
Азбука – это буквы любого языка, а букварь – это книга, по которой учатся читать!
(дети рассматривают книга “Букварь – 12 месяцев”)
Азбука
Я, книга ваша - азбука.
Рисунки, буквы, точки,
Коротенькие строчки.
Тому, кто хочет много знать,
Кто хочет книги прочитать
Про реки, звезды и моря
Не обойтись вам без меня.
И я сегодня пришла не одна.
Я к вам привела свою старшую подругу, книгу для чтения “Капельки солнца”.
(Входит девочка в костюме книги “Капельки солнца”)
Книга “Капельки солнца”
Очень рада встречи с вами!
Мне солнце подарило капельки свои,
Чтоб я их превратила в буквы и значки.
Хочешь плыть по океанам,
Опускаться в глубину,
Побывать во многих странах
И домчаться на Луну,
Быть отважным следопытом
В чащах вековых? -
Все края тебе раскрыты
На страницах книг.
Как, друзья, вам всем я рада!
Встреча с вами - мне награда!
Вот шелестят мои страницы,
И кто-то к нам уже стучится.
(Стук в дверь)
Заяц Пус (выпрыгивает)
Здравствуйте, ребята!
Был я зайчонком и рос я в лесу.
Пусом назвали меня за красу:
Очень пушистым сынком был у мамы,
Радостным очень, веселым по нраву.
Около леса школа была,
Вся детвора ходила туда.
Съел я волшебный клевер, друзья,
И в школу отправился мальчиком я.
Петя Зайцев стоит перед вами.
Стали мы с вами теперь друзьями, так
Вместе со мной вы отправитесь в путь.
Инсценирование сказки “Чудесный гриб” (по сказке Сутеева) См. приложение.
Инсценирование сказки “Репка” ( по русской народной сказке “Репка”)
Концовка
(Сценка “Буквы потерялись”)
(На сцене появляется лентяй, в руках у него буквы. Он тихо что-то бормочет себе под нос)
Лентяй.
Я – лентяй. Учиться – лень!
Отдыхаю целый день.
Телевизор на диване
Я могу смотреть часами.
Не хочу я буквы знать!
Книжки не хочу читать!
Если кто-то скажет вдруг:
“Почитай-ка, Ваня, вслух!”
Покраснею, побледнею,
Ведь читать…я не умею!
Лучше спрячусь я от всех!
Буквы брошу, убегу, ничего я не хочу!
(Лентяй бросает буквы на пол; выходят ребята с буквами в руках и выстраиваются в таком порядке:
НИКГА – ЙУЧШИЛ ГРДУ)
Ведущий1-ый
Ребята, помогите!
Ведущий 2-ой
Ребята, постройте буквы в правильном порядке!
Получается фраза: КНИГА – ЛУЧШИЙ ДРУГ.
Ведущий 1-ый
Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
Прочти, пожалуйста, прочти!
Не надо умолять сестрицу:
Ну, почитай еще страницу!
Не надо звать, не надо ждать,
А можно взять и почитать!
Ведущий 2-ой
И в десять лет, и в шесть и в пять
Как хорошо уметь читать!
Все вызывает интерес:
Далекий космос, ближний лес.
Загадки - первая ступень в пути.
Много жанров ещё впереди:
Стихи, рассказы, сказки, басни -
Так смелей теперь иди!
(Звучит песня в исполнении 3-х классов про Азбуку).
Заключение.
Ребята уходят из зала под весёлую музыку.
КОНЕЦ