Цели урока:
- Сформировать представление о деепричастии как особой форме глагола.
- Развивать у школьников умения применять сформированные обобщенные понятия «часть речи» и «морфологические признаки частей речи» для анализа новой, не изучавшейся ранее части речи.
- Развивать речь школьников через совершенствования умений самостоятельно строить научные определения.
- Совершенствовать умения и навыки чтения с целью самостоятельного извлечения научной информации из учебника, выделения важных смысловых фрагментов.
- Обеспечить ускорение темпа работы учеников с целью введения понятия о деепричастии; сообщить орфографические и пунктуационные правила и провести их первичное закрепление.
- Продолжать знакомить с нормами литературного языка, с правильным употреблением деепричастий в предложениях.
- Развивать коммуникативные навыки.
- Воспитывать интерес к русскому языку.
Оборудование:
- мультимедийная программа с подготовленной компьютерной презентацией;
- дидактический материал, перфокарты, информация сборника «Нормы литературного языка», репродукции.
Тип урока: урок изучения новых знаний и их первичного закрепления
Методы.
Словесный. Метод самостоятельной работы с учащимися. (Самостоятельно составить план-конспект с выполнением установки: минимуму текста – максимум информации.)
Метод самостоятельной работы с дидактическим материалом. (Карточки с заданием преобразовать текст учебника в таблицу, карточки с заданием для самонаблюдения. Тестовые задания.)
Наглядный. Частично – поисковый. Практический.
Ход урока
I. Актуализация изученного.
Устный фронтальный опрос.
Познакомьтесь со стихотворением В.Орлова (текст проецируется на экран и, распечатанный, кладется на парты перед учащимися.) и ответьте на вопросы:
- О чем стихотворение?
- Назовите слова, при помощи которых передается действие предмета.
- Определите вид глаголов.
- Как могут идти часы? (Тихо, правильно, плавно...)
- Какая часть речи помогла нам ответить на этот вопрос? (Наречие.)
Часы.
Мы ходим ночью, ходим днем,
Но никуда мы не уйдем.
Кто, ворочая усами,
Раскомандовался нами?
Можно есть! Пора гулять!
Умываться и в кровать!
Ног нет, а хожу.
Рта нет, а скажу,
Когда спать,
Когда вставать,
Когда работу начинать.
Стучат, стучат,
Не велят скучать.
Идут, идут,
А все тут да тут.
Весь день усами шевелят
И время узнавать велят.
На руке, и на стене,
И на башне в вышине
Ходят, ходят ровным ходом
От восхода до захода.
Я напрасно не хожу,
Когда надо, разбужу.
На стене висит тарелка,
По тарелке ходит стрелка.
Стрелка та не для красы.
Время скажут вам…
II. Введение в тему урока.
Слово учителя: Мы сегодня постараемся открыть мир новой части речи, которая соединила в себе некоторые глагольные признаки и признаки наречия. Помогите мне определить тему урока. Для этого прослушайте стихотворение. (Текст проецируется на экран.)
Я часть речи не простая,
И меня не каждый знает.
Добавляю к действию
Очень часто к месту я.
Если кто-то засыпает,
Обязательно зевая.
Ну, а двойку получая,
Ученик (увы!) рыдает.
У меня есть друг глагол,
И к нему я прикреплен,
Но при этом непременно
Запятыми окружен.
Сколько действий можно сразу
Просто взять и спрессовать!
Это же элементарно!
Только нужно много знать
«Прыгая, играем, пляшем;
Лежа, пишем и едим;
Напевая что-то, красим
И на корточках сидим».
Не глагол, а что-то вроде,
Действую отчасти я,
Эксклюзив в каком-то роде.
Я – деепричастие.
(В. Малкова, 8М класс)
III. Открытие нового знания.
1. Запись темы урока и эпиграфа.
Деепричастие как часть речи. Понятие о деепричастии.
Человек нашел слова для всего,
что обнаружено им во Вселенной.
С. Маршак.
2. Мотивация учебной деятельности:
- понятие о деепричастии;
- морфологические признаки деепричастий (первичные знания);
- употребление деепричастий в речи?
3. Наблюдение над текстом: выявление деепричастий в тексте, характеристика их признаков. (Текст проецируется на экран и, распечатанный, кладется на парты перед учащимися.)
Засыпав тропы и тропинки,
Стирая свежие следы,
На землю тихие снежинки
Ложатся блестками слюды.
1) Беседа по вопросам.
О чем этот текст, какова главная мысль стихотворения? Найдите слова, обозначающие действия, которые совершили снежинки. Уберите эти слова из предложения. Что получилось? Где можно понять смысл сказанного, а где нет? Как вы считаете, какое из этих слов обозначает основное действие, а какое – добавочное? На какие вопросы отвечают слова, обозначающие добавочное действие? Определи, кто или что совершает основное и добавочное действия.
Проведи стрелки от деепричастий и глагола-сказуемого к слову, называющему исполнителя каждого действия.
2) Записать в тетрадях с последующей проверкой (схема проецируется на экран).
- Снежинки ложатся, засыпав. (Что сделав?)
- Снежинки ложатся, стирая. (Что делая?)
- Определите, от каких глаголов образованы деепричастия? Используйте следующую форму записи: (схема проецируется на экран).
- Как вы думаете, какой частью слова является -в и -я в приведенном примере?
4. Формулировка общих выводов.
- Сформулируйте определение: какая форма глагола называется деепричастием.
- Сравните свои выводы с материалом учебника с.166.
III. Углубление темы урока.
1. Графическая запись правила в тетрадь (схема проецируется на экран).
Рисунок 1
2. Работа с учебником. Упр. № 272.
Найдите ошибку в употреблении деепричастия и объясните ее. Если не сможешь этого сделать самостоятельно, то, возможно, тебе поможет информация, предлагаемая после упражнения, или материал брошюры «Нормы литературного языка» на стр.11.
IV. Опережающее обучение.
1. Морфологические признаки деепричастия. (Первичные знания о глагольных и наречных признаках деепричастия.)
2. Распределите морфологические признаки деепричастий. (Работа с материалом на листах А4.) Один ученик работает на доске, используя напечанный материал и магниты.
Рисунок 2
3. Индивидуальная работа.
Выполните тесты, используя перфокарты. При необходимости обращайтесь к подсказке на обратной стороне теста и к материалу брошюры «Нормы литературного языка».
4. Творческая работа по картине. Умение использовать деепричастия в речи.
Рисунок 3
Слова для справок:
Глаголы | Деепричастия |
играют | играя |
смеются | смеясь |
общаются | восторгаясь |
катаются | искрясь |
прыгает | сверкая |
светятся | разговаривая |
наслаждаются | замерзая |
радуются | улыбаясь |
Писатели и поэты используют деепричастия и деепричастные обороты, которые являются яркими выразительными средствами при создании художественного текста. Напишите сочинение-рассуждение «Как деепричастные обороты помогают охарактеризовать действия с разных сторон?»
Опорные вопросы:
- Что вы видите на репродукции картины Левконоя Кладовко?
- Какова, по-вашему, главная мысль картины?
- Что делают дети? Охарактеризуйте их действия.
- Какие глаголы вы будете использовать для описания основного действия?
- Какие деепричастия вы будете использовать для описания добавочного действия?
- Как деепричастные обороты помогают охарактеризовать действия с разных сторон?
- Какие доказательства вы приведете?
- Что вы можете добавить в качестве доказательства важной роли деепричастий и деепричастных оборотов?
- Какой вывод вы сделаете, исходя из этих доказательств?
5. Анализ результатов тестирования (ответы проецируются на экран).
6. Сопоставительная работа (дополнительный материал).
- Одинаковы ли деепричастия? (Текст проецируется на экран и, распечатанный, кладется на парты перед учащимися.)
Холмы, вырастая и в сумерках тая,
и думу какую-то в складках тая,
о том и молчат, что совсем не простая,
совсем не простая планета моя. Л. Козырь
- От каких глаголов образованы деепричастия?
- В сумерках тая (таять).
- И думу какую-то в складках тая (таить).
V. Подведение итогов урока.
Выводы. Работа с модулем.
Рисунок 4
Часы.
Говорят: часы стоят.
Говорят: часы спешат.
Говорят: часы идут,
Но немножко отстают.
Мы смотрели с Мишкой вместе,
Но часы висят на месте.
В. Орлов
VI. Дифференцированное домашнее задание.