В этой работе я хочу поделиться с коллегами своим опытом в решении такой важной педагогической задачи, как подготовка учащихся к публичному выступлению.
Участие в концертах – важная составляющая обучения юных пианистов в ДМШ и ДШИ. Согласно реализуемым в нашей школе искусств образовательным программам, контроль успеваемости учащихся проводится не только на уроках, зачётах, экзаменах, но также учитываются выступления в концертах, тематических вечерах, конкурсах и т.д. Публичные выступления – это особая форма музыкальной деятельности. Она помогает более точно выявить музыкальные способности, динамику развития ученика, в то же время пробуждает исполнительскую смелость и волю, воспитывает эстрадную выдержку, творческое воображение и эмоциональную отзывчивость, артистизм. Обучение не ограничивается рамками занятий, оживляется внеклассная деятельность детей, их активное участие в творческой жизни школы, развивается вкус к исполнительству.
С первых лет обучения в школе дети должны привыкать делиться с окружающими своим искусством. Концерт – это музыкальный праздник, которого ждут и к выступлению в котором надо старательно готовиться. Участие в концерте и почётно, и ответственно. Если ученик знает о том, что изучаемая пьеса будет исполняться перед слушателями, он работает более настойчиво и внимательно. Педагогическая практика показывает, что одной из проблем, которые приходится решать в процессе подготовки, является преодоление сильного волнения перед выступлением, которое испытывает большинство учащихся. Эстрадное волнение имеет возрастные особенности и сильнее проявляется в средних и старших классах с ростом чувства ответственности и взыскательности к себе. Одна из причин эстрадного волнения – так называемая «нечистая совесть», боязнь забыть текст, не справиться с трудными местами и т.д. Известны слова Н.А.Римского-Корсакова о том, что степень волнения обратно пропорциональна степени подготовки. «Особенно тормозящим мою душевную свободу на концерте бывало иногда одно лишь сознание (даже не всегда оправданное), что я не успел столько и так поработать, сколько и как хотел и считал нужным» (Г.Нейгауз). И педагог, и ученик должны быть уверены в том, что пьеса полностью готова. При составлении репертуарного плана и выбора произведений для участия в творческих мероприятиях разного уровня необходимо предусмотреть предполагаемый срок для решения всех технических и исполнительских задач, чтобы успеть добросовестно пройти все стадии разучивания от тщательного разбора текста до овладения метроритмическими, техническими, артикуляционными и другими трудностями, отработки пьесы по частям и их объединения в целое произведение с единым художественным замыслом, выучивания наизусть. Выученное произведение должно исполняться учеником свободно, ярко и с удовольствием. Отличные способы предотвратить провалы в памяти – игра наизусть с разных мест, по партиям, «игра» без инструмента, медленная игра на рр с полным контролем каждого взятого звука. Можно мысленно представить себе нотный текст произведения со всеми деталями, чтобы он был хорошо закреплён в памяти, а не только в пальцах. Необходимо развивать умение ученика слушать себя – мысленно представить звучание исполняемого произведения, приготовить исполнительский аппарат к нужным действиям, контролировать исполнительский процесс. Предпосылки успешного выступления – сосредоточенное внимание и руководящий музыкальными «событиями» слуховой контроль.
Большое значение имеет правильный выбор пьесы. Для публичного показа следует отбирать произведения, раскрывающие индивидуальность ученика, его сильные стороны, соответствующие его возможностям и способствующие его развитию как исполнителя. Надо быть осторожными с произведениями, недоступными ученику с технической и эмоциональной стороны, так как они снижают требовательность и самокритичность и ученика, и преподавателя. Интересная по содержанию и понравившаяся пьеса, как правило, выучивается гораздо быстрее. Нельзя забывать о том, что одной из привлекательных форм музыкальной деятельности учащихся является ансамблевое исполнительство, которое значительно разнообразит и украшает концертные программы. Для некоторых учащихся именно ансамблевая игра может стать основой их концертных выступлений. Чувство локтя и взаимной поддержки уменьшают эстрадное волнение исполнителей, объединённых удовлетворением от совместно выполненной творческой работы, едиными художественными задачами, общим порывом.
Нередки случаи, когда ученик вполне благополучно исполнял произведение в классе, но на эстраде растерялся и сыграл неудачно. Уверенное исполнение пьесы в привычных условиях не гарантирует удачу на эстраде. Для тренировки можно рекомендовать имитацию концертной обстановки, например, поиграть перед своими товарищами, в соседнем классе и т.п. Полезна игра перед воображаемой публикой. При повторных тренировочных проигрываниях негативное влияние волнения заметно уменьшается. Кроме того, эти приемы помогают выявить слабые места, над которыми ещё до концерта надо поработать в классе.
Затем нужно провести ряд репетиций, которые развивают адаптацию детей к изменяющимся условиям, устойчивость их внимания, умение охватить пьесу целиком, не теряя логику музыкального развития, и яркого воссоздания музыкального образа, способствуют формированию их сценической уверенности. Зал, сцена, другая акустика, освещение, необходимость играть пьесу один раз, без исправлений и поправок педагога – всё это создаёт большую нагрузку на нервную систему ученика. Педагог должен позаботиться о том, чтобы концертная обстановка стала для него в какой-то степени знакомой. Репетировать можно как с одним, так и с несколькими учениками, причём сначала пусть садятся за инструмент более сильные и смелые. Сначала поиграть отдельные места, попробовать другие темпы, даже другие пьесы, чтобы приспособиться к инструменту. Перед проигрыванием пьесы целиком должна быть установка на единичное исполнение, пусть ученик почувствует свободу и ответственность. Очень важна правильно спланированная и проведённая генеральная репетиция. Она требует от ученика концентрации всех его эмоциональных сил, и лучше проводить её за 1-2 дня до выступления, чтобы он успел полностью восстановиться.
Надо научить ребёнка правильно себя вести в дни перед концертом. Лучше не менять привычный режим дня. Заниматься не намного больше, чем обычно. Полезны прогулки, необходим полноценный сон. В день концерта для разыгрывания поиграть гаммы, что-нибудь из своего репертуара, помнить о том, что игра перед выходом в быстром темпе ведет к усилению беспокойного состояния. Концертную пьесу лучше повторять в сдержанном темпе и в средней звучности, не в полную силу. Полезно просмотреть её по нотам, поиграть отдельные части, целостное исполнение лучше оставить до выступления. Перед выходом на сцену спокойно посидеть в удобной позе, сделать несколько простых физических упражнений для рук и корпуса, которые помогут снять мышечное напряжение, несколько глубоких вздохов. Можно съесть несколько кусочков сахара. Перед выступлением нельзя загружать ученика многими замечаниями, надо помочь ему сосредоточиться на художественном содержании пьесы, отвлечься от излишнего волнения и переключиться на творческие задачи. Спокойно выйти, поклониться, поправить, если нужно, стул, сесть за инструмент. Сделать небольшую паузу и мысленно проиграть начало пьесы, тогда гораздо легче начать в нужном характере. После выступления ещё раз поклониться, поблагодарить слушателей. Став привычными на репетициях, эти размеренные действия успокаивают ученика, помогают настроиться на эмоциональный образ произведения. Во время выступления нельзя что-то исправлять, повторять. Если вкралась случайная ошибка, даже сбой в тексте, ученик должен продолжать играть дальше, помня, что важнее всего целостное восприятие произведения слушателями. Если произведение исполняется с душой, публика всегда простит несколько фальшивых нот. В связи с этим можно привести примеры из истории. Например, игра А.Г.Рубинштейна в его поздние годы была не лишена некоторых шероховатостей. Но от этого не уменьшалась огромная сила её художественного воздействия на публику.
Навыки публичных выступлений ребёнок приобретает уже в первый год обучения. После того, как уверенно выучены 1-2 пьесы достаточно интересного художественного содержания, можно поиграть их для знакомых людей и в знакомой обстановке, в классе или дома. Слушателями становятся ученики, приходящие на предыдущий или последующий урок, знакомая учительница из соседнего класса, родители, родственники, друзья. Ребёнок видит знакомые лица. Все рады его успехам, и он старается порадовать их своим хорошим исполнением. Это ещё не настоящие концерты, но для малыша - хорошая тренировка умения собраться в нужный момент, не растеряться, чтобы хорошо сыграть.
Первый концерт – особое событие в жизни маленького музыканта. Он должен пройти удачно, чтобы оставить в памяти малыша положительные эмоции. Это замечательный день и для ребёнка, и для его родителей и, конечно, для педагога. Выступление проходит, обычно, на небольшом классном мероприятии. Праздничную атмосферу помогает создать заранее приготовленная афиша концерта, которую потом можно подарить ученику, чтобы он хранил её в своём портфолио. Перед началом надо представить детей, которые будут впервые выступать, поздравить их, пожелать успехов. Сделать фотографии на память. Можно попросить родителей и дома отметить это событие. Всё это создаёт приподнятое настроение и повышает желание ученика играть перед публикой.
Крупные мероприятия в нашей школе проходят в концертном зале, большом и красивом, где стоит рояль (в классах играем на пианино). Если ученику предстоит выступать в зале, то полезно сводить его туда на экскурсию, посмотреть, как там красиво, какой красивый рояль и послушать, какой у него красивый звук. После этого он старается лучше заниматься, чтобы подготовиться к предстоящему концерту. Как правило, малыши хотят играть на сцене. Но есть робкие, закрытые дети, и в них приходится возбуждать и подогревать это желание. Для первых выступлений лучше выбирать более лёгкие произведения, чем те, которые изучаются в классе. В этом случае «запас прочности» будет способствовать большей уверенности исполнения. Безусловно, пьеса должна быть своевременно, примерно за месяц до концерта, выучена, доведена до эстрадной готовности, затем тщательно отрепетирована.
После выступления ученик ждёт оценки своей игры прежде всего от педагога. Надо обязательно его поддержать, найти, за что похвалить, даже если не всё получилось, дать почувствовать, что преподаватель рад его старанию, его успехам. Подробнее обсудить выступление лучше позднее на уроке, в спокойной обстановке. Проанализировать и удачи, и промахи, найти их причину, извлечь полезные уроки для подготовки к другим выступлениям. Всё это воспитывает у детей умение целенаправленно работать. Ещё один очень важный момент – научить ученика правильно относиться к неудачам, воспринимать их как временное явление, а не катастрофу, как неприятный, но проходящий урок. Вспомним слова М.Лонг: «Не падать духом, вот в чём была моя опора в жизни». Неудачи должны вызывать не долгие размышления о них, уныние и апатию, а рождать стремление в следующий раз играть лучше. Поэтому педагогу надо избегать фиксировать внимание ученика на неприятных мыслях о бывших неудачах, а чаще говорить о тех выступлениях, когда ученик играл успешно.
В каждом классе есть ученики, настроенные непременно на высокий результат. Это очень прилежные дети с повышенным чувством ответственности, которое постепенно начинает их тяготить, сковывать в эмоциональном плане. Таких детей надо отвлекать от этого состояния.
Хотелось бы заметить, что в музыкальную школу принимаются дети с различным уровнем музыкальных способностей. Но нельзя допускать, чтобы менее способные страдали от своей музыкальной ограниченности. Не стоит ожидать больших достижений от учеников, не обладающих яркими способностями. Но мы обязаны поощрять их увлечённость музыкой, научить их играть осмысленно, с пониманием характера, настроения исполняемой музыки, привить им культуру звука, хороший художественный вкус, научить получать радость от общения с музыкой и дарить эту радость другим. Радостное, свободное, непринуждённое исполнение – вот к чему надо готовить всех учеников без исключения. В связи с этим очень важно проведение небольших классных мероприятий, так как в них могут выступать все ученики, независимо от степени их подвинутости.
Необходимо правильно спланировать работу над произведением, чтобы оно было готово примерно за месяц до выступления и могло «отлежаться». Кроме того, полную свободу его исполнения на эстраде можно достичь только после нескольких выступлений. Поэтому нужно организовать ученику повторные выступления перед разными аудиториями. Время от времени ему надо давать задание повторять старые пьесы. Юный музыкант, приученный «держать в руках» произведения, выученные в разные годы, выгодно отличается от тех, которые, сыграв пьесу на концерте, вскоре её забывают. Большие перерывы между выступлениями также могут стать ещё одной причиной сильного эстрадного волнения. Чем чаще ученик выходит на концертную эстраду, тем больше его исполнительский опыт, тем меньше он страдает от вредных форм сценического волнения.
Выступление на сцене – не только испытание ученика на прочность, но и радость от общения с публикой, творческое вдохновение и профессиональный рост. Ничто не может сравниться с чувством творческой радости и удовлетворения после удачного выступления, которое является огромным стимулом для его дальнейших интенсивных занятий музыкой. Детские музыкальные школы, вовлекая учащихся в концертное исполнительство, решают задачу их подготовки к активной музыкальной деятельности в самых её различных формах, в том числе профессиональной, музицированию в кругу родных, друзей, организации содержательного досуга, участия в самодеятельности, формируют необходимые навыки и потребность в музыкальном общении.
Литература:
- Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано.
- Баренбойм Л. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства.
- Маккиннон Л. Игра наизусть.
- Нейгауз Г.Г Об искусстве фортепианной игры.
- Перельман Н. В классе рояля.
- Петрушин В. Музыкальная психология.
- Цыпин Г. Обучение игре на фортепиано.