Урок русского языка по теме "Рефлексия. Умею ли я писать слова с орфограммами?"

Разделы: Начальная школа


Тип урока: Урок контроля и оценки

Дидактическая цель: Создать условия для осознания и осмысления темы «Повторение изученных орфограмм» средствами технологии развивающего обучения Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова.

Цели по содержанию:

Образовательные:

а) Создать условия для обобщения и систематизации материала самими учащимися по теме «Повторение изученных орфограмм».

б) Создать условия для формирования понятия о границах «знания» и «незнания» ученика.

в) Создать условия для формирования приёмов самоконтроля.

Развивающие:

а) Создать условия для развития функции само-взаимооценки, само-взаимоконтроля учащихся.

б) Создать условия для развития способности к анализу деятельности учащихся.

Воспитательные: создать условия для формирования умения общаться в группе, в паре, умения слушать и корректно оценивать ответы одноклассников.

Ожидаемый результат:

Для ученика:

  • Получить представление о собственном уровне освоения темы «Умею ли я писать слова с орфограммами».
  • Обозначить причины собственных трудностей.
  • Закрепить «ситуацию успеха» в случае отсутствия трудностей.

Для учителя:

  • Получить представление об уровне достижений каждого ученика и класса в целом.
  • Спланировать серию упражнений с учётом индивидуальных потребностей каждого ученика и класса.

Метод обучения:

  • Частично-поисковый.
  • Метод решения учебных задач.

Формы организации учебной деятельности:

  • Групповая
  • Индивидуальная
  • Фронтальная
  • Парная

Средства обучения:

  • Дидактический материал на доске.
  • Раздаточный материал на партах
  • Ноутбук, проектор.

Ход урока

Приложение. Презентация к уроку

1. Организационный момент.

Приветствие учащихся. Позитивный настрой на урок.

- Подарите улыбку соседу, учителю.

Проверка готовности рабочего места.

- Мы начинаем урок русского языка. Оформляем работу в тетради (дежурные комментируют число)

1.2. Интеллектуальная разминка

Слайд 2

- Попробуйте угадать слово, которое вы определите, отгадав слова кроссворда.

 

  1. Съедобный гриб с рыжей шляпкой и загнутыми вниз краями.
  2. В конце предложения ставится круглая …
  3. После кофе на дне чашки остаётся кофейная …
  4. Разгадайте ребус

 ЩУКА’’ Р

ЩУР – словарь Ожегова Сергея Ивановича небольшая северная лесная птица с ярко-красным оперением головы и груди.

  1. Снежная буря – сильный ветер со снегом.
  2. Детская игрушка резиновый…
  3. Переносное жилище северных народов.

- В словах выделены буквы. Соберем из этих букв слово. Это слово – орфограмма.

- Почему ключевое, важное слово орфограмма?

(Изучаем тему.)

- Что такое орфограмма?

- Скажите, какие орфограммы вам встретились в этих словах?

- Мы знаем уже орфограммы? Умеем с ними работать? (да)

Слайд 3

- Сегодня у нас последний урок по этой теме, он не совсем обычный – урок контроля, где каждый из вас будет учиться контролировать и оценивать себя. На уроке мы будем заполнять вот такую диагностическую карту. В левом столбике вы видите орфограммы, с которыми будем работать, а дальше столбик самоконтроля. Прочитайте орфограммы и оцените себя, знаю +, сомневаюсь + -.

- Кто оценил себя плюсами, точно знает, как пишутся все эти орфогарммы?

- Значит, где на общей самооценочной линеечке находятся наши знания?

2. Организация первичной рефлексии

- Давайте проверим себя.

3. Основная часть
Слайд 4

- Я предлагаю поработать в группах. Прочитайте текст. Найдите и исправьте в этом тексте все ошибки. Выполняете и контролируете себя и ребят в своей группе. На листочке напишите крупно, сколько ошибок вы нашли.

Слайд 5

- Вывесите свои работы на доску. Давайте проверим работы.

Кто выполнил правильно. Молодцы!

- Те группы, которые сделали всё правильно, ставят в диагностической карте +. Те, кто допустил ошибки, ставят себе +-.

- Какие орфограммы встретились нам в этом тексте?

- Поднимите руки, у кого выполнена работа верно.

Спасибо.

Слайд 6

Слайд 7

- Посмотрите на слайд и угадайте, что изображено. Образуйте от данного слова слова с сочетаниями ЧК, ЧН предмет и признак предмета. Согласны, не согласны оцениваем при помощи знаков + и -. - Ещё одно задание – разгадайте ребус. ТУЧА. Выполните это же задание. ТУЧЕВОЙ

- Запишем слова, которые вы образовали от слова река в строчку с заглавной буквы через запятую, в конце поставьте точку. Подчеркните нужную орфограмму.

- Проверьте и оцените себя.

Слайд 8

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветерок всё тише, тише
Деревцо всё выше, выше.

Слайд 9

Слайд 10

- Молодцы, я посмотрела, как вы работаете в группе, самостоятельно, а сейчас посмотрим, как вы умеете работать в паре. У вас на партах лежат карточки со словами. Ваша задача выбрать правильную букву в слове.

- Докажите, что вы работу выполнили правильно.

- Кто выполнил без ошибок, ставит себе плюс, кто с ошибками + -.

Слайд 11

Слайд 12

- Прочитаем вслух. Что записано? (предложения)

- Переставьте их так, чтобы получился текст.

- Выпишите слова, переводя из транскрипции в буквенную запись, в столбик, первое слово с заглавной буквы.

- Поменяйтесь тетрадями, проверьте работу соседа. Если правильно, на полях +, если не совсем правильно + -. Оцените себя в карте.

Слайд 13

Слайд 14

- Я предлагаю вам ещё одно предложение. Выберите слово в транскрипции. Как вы считаете, подходит это слово к нашей орфограмме. Давайте его напишем. Это слово пишем как? (с твёрдым знаком). Мы только наблюдаем над этой орфограммой.

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

- В парах определите, где нужен ь знак, а где его быть не должно. Распределите слова в 2 столбика.

- Давайте проверим нашу работу. Оцените себя в диагностической карте. Если всё правильно +, если не совсем + -.

- Кто выполнил без ошибок? Молодцы!

- Вернёмся к нашей самооценочной линеечке. Как вы считаете, мы все умеем работать с изученными орфограммами? Где находятся наши знания?

- Что нам надо делать? (дальше работать)

4. Организация выполнения диагностической работы.

- Сейчас я вам предлагаю выполнить тестовую работу.

(Могу я читать). Вы выполните её, а я потом проверю.

5. Организация повторной рефлексии.

- Какое настроение было в начале урока?

- Давайте определим своё настроение в конце урока. Я вам предлагаю каждому взять цветочек, и мы составим с вами летнюю полянку. Розовый цветочек – отличное настроение, жёлтый – хорошее, зелёный – не очень приятное. Подведём итог.

6. Подведение итогов урока.

- Какое настроение в конце урока? Молодцы!
- Спасибо за работу!