Формы культуры

Разделы: История и обществознание


Цели:

  • Познакомить учащихся с основными формами культуры.
  • Развивать умения учащихся делать сравнительный анализ, решать проблемы, доказывать, отстаивать свою точку зрения, участвовать в дискуссии,
  • Продолжить развивать умение готовить сообщение, использовать ранее изученный материал
  • Приобщать учащихся к культуре.

Оборудование: Мультимедийный проектор, экран, компьютер, телевизор, DVD, фотографии рок - группы “Битлз”, учебник Обществознание под ред. А.И. Кравченко, параграф 19, Новейшая история под редакцией Л.Н. Алексашкина, параграф 29-30.

Ход урока

1. Психологический настрой класса

Учитель:

Друзья мои! Я очень рада
Войти в приветливый ваш класс
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.

– Здравствуйте. Садитесь. Сегодня у нас необычный урок. Это интегрированный урок. На уроке мы будем работать с материалом истории и обществознания, переплетая его друг с другом.

2. Новая тема урока

Учитель обществознания: Тема сегодняшнего урока “Формы культуры”. Но прежде чем приступить к изучению новой темы, давайте вспомним, что такое культура.

Ответы учеников.

Культура – комплекс, включающий знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи, а также иные способности и навыки, усвоенные человеком как членом общества.

Учитель: Это определение из учебника обществознания. Ведь мы знаем, существует более 1000 его определений. Кто даст другое определение этому слову?

Ответы учеников.

Учитель: Хорошо, все ваши определения верны. В зависимости от того, кто создает культуру и каков ее уровень, различают три ее формы:

  • элитарную
  • народную
  • массовую

В тетрадь по обществознанию записываем схему, которая вы видите на экране:

(Запись в тетрадях по обществознанию.)

Учитель: Как вы считаете, что можно отнести к элитарной культуре, к народной культуре, к массовой культуре?

Задание: Обратите внимание на доску, здесь вы видите слова, вам нужно отнести их к нужным формам культуры. Былины, русские народные песни, шлягеры, комедия, балет “Лебединое озеро”, сказки, частушки, детектив, дамские романы, оперы Дж. Верди.

(Учащиеся выступают с опережающими заданиями, которые получили за урок до этой темы)

– Сейчас нам об элитарной культуре расскажет Настя.
– О народной культуре расскажет Аня.
– С массовой культурой познакомит Вера.

Учитель: Задание: А сейчас давайте, сравним эти формы культуры. Пожалуйста, кто желает?

Ответы учеников.

Учитель истории: Сегодня мы подробно остановимся на изучении массовой культуры. В истории массовая культура, по определению автора данного термина Д. Белла, это комплекс духовных ценностей, “соответствующих вкусам и уровню развития массового потребителя”. В отличие от высокой культуры, которая возвышает человека, приобщает его к прекрасному, массовая культура расценивалась как продукт потребления, удовлетворяющий запросы толпы.

И в обществознании и в истории мы рассмотрели массовую культуру. Давайте попробуем дать определение массовой культуре и запишем его в тетрадь.

Ответы учеников.

Учитель: Откроем тетради по истории, запишем определение массовой культуры.

Массовая культура – разновидность культуры, для нее характерно массовое производство культурной продукции, рассчитанной на массовое потребление.

Учитель: Как уже было сказано ранее, технической основой для возникновения и распространения массовой культуры стало развитие кино, радио, телевидения.

Вопрос: Знаете ли вы, какие функции выполняет телевидение?

Ответы учеников.

Учитель: Да, телевидение выполняет информационную, развлекательную, рекламно- агитационную, образовательную и другие функции.

Одной из черт массовой культуры является развлекательность.
В это время появилось понятие “индустрия культуры”

Вопрос: Скажите, пожалуйста, что означает слово индустрия?

Ответы учеников.

Вопрос: Так, что же означает понятие “индустрия культуры”?

Ответы учеников.

Учитель: “Индустрия культуры указывает не только на применение современной техники, но и на стандартизацию производимого продукта – фильмов, книг, популярной музыки и т.д.

Работа с учебником:
Из материала учебника истории на стр. 284 найдите этому подтверждение и зачитайте.

Учитель: Рассмотрев этот материал, мы познакомились еще с одной из характерных черт массовой культуры.

Вопрос: Что это?

Ответы учеников.

Учитель: Да, это стандартизация.

Как уже было сказано, появление массовой культуры приходится на середину 20 века. Из учебника истории мы узнаем, что бурные 60- е годы сопровождались потрясениями не только в политической жизни. Они оказались временем новых веяний в духовной культуре. Одной из характерных черт тех лет стало разочарование в окружающей действительности. Произведения созданные в этот период раскрывали тревогу и неудовлетворенность человека его образом жизни. Стремлением быть услышанными, изменить привычный порядок вещей была охвачена значительная часть молодежи 60-х гг.

Учитель обществознания: Вот что говорится о молодежи и молодежной культуре в обществознании. Послушаем Регину

Сообщение ученицы

Вопрос: Как вы думаете, почему именно молодежь являлась массовой аудиторией?

Ответы учеников.

Вопрос: А сейчас молодежь является массовой аудиторией?

Ответы учеников.

Учитель истории: Желание выразить себя и быть услышанными проявилось в молодежной музыке 60-х гг., в частности в творчестве рок - группы “Битлз”. Фотография этой рок – группы есть в учебнике истории на стр. 283, посмотрим, а также на экране.

Ее популярность определялась не только музыкой, манерой исполнения, но и текстами песен. Темы одиночества и надежды, стремление к пониманию и любви были созвучны настроениям многих молодых людей.

О рок-группе “ Битлз” нам расскажет Миша.

Рассказ ученика.

Учитель: Рок- группа “Битлз” являлась двигателем массовой культуры. Первое выступление группы в 1964 годы в Карнеги- Холл (Нью-Йорк) слушали 2 тыс. человек и 73 млн. телезрителей.

Составной частью массовой культуры стало возникшее в 50- е гг. в Великобритании и США течение поп- арт.

Сейчас я вам предлагаю открыть учебник истории на стр. 285-286, прочитать о течение поп-арт самостоятельно и доказать, что это течение относится к массовой культуре.

Читают, доказывают.

Учитель: Олеся поработала со словарями и в словаре “Эстетика” под изданием Беляева говорится о поп – арте следующее. Послушаем Олесю.

Олеся: “Течение поп – арт было доступно любому зрителю и обещало каждому человеку возможность без всяких духовных усилий и освоения достижений культуры стать творцом эстетических ценностей. Произведения поп – арт бездуховны”.

Вопрос: Так и какие же черты массовой культуры мы выделили?

  • стандартность
  • развлекательность
  • примитивность
  • упрощенность

Еще к чертам массовой культуры относится зрелищность.

Вопрос: Какие фильмы можно отнести к зрелищным?

Ответы учеников.

Учитель: Еще к зрелищным фильмам относятся такие фильмы как “Инопланетянин”, “Парк юрского периода”, “Челюсти”. Я думаю, вы эти фильмы смотрели. Сейчас один из кадров фильма “Парк юрского периода” мы посмотрим.

Просмотр кадра.

Вопрос:
Учитель: А известна ли вам фамилия режиссера этого фильма?

Ответы учеников.

– Это Стивен Спилберг.

Вопрос: А почему этот фильм относится к зрелищным?

Учитель: Откройте тетради по истории и запишите черты массовой культуры.

Запись в тетради:

  • развлекательность
  • стандартность
  • упрощенность
  • примитивность
  • зрелищность

Учитель: Мы рассмотрели массовую культуру. Давайте попробуем назвать ее достоинства и недостатки.

Ответы учеников.

3. Закрепление изученного материала

Учитель: А сейчас проведем письменную работу. Задание выполняете на этих листах.

1. Назовите формы культуры:

………………… культура
………………… культура
………………… культура

2. Закончите девиз элитарной культуры “Искусство для ……………….”

3. К какой из трех форм культуры относятся следующие произведения:

А) частушки
Б) мыльные оперы
В) детективная литература
Г) песни Высоцкого
Д) музыка Баха

4. Понятие, характеризующее особенности производства культурных ценностей в современном мире, рассчитанных на массовое потребление – это:

А) элитарная культура
Б) народная культура
В) массовая культура

Учитель: Проверим. Кто желает?

Работы остальных учеников учитель проверяет после урока.

4. Подведение итогов

Вопрос:
Учитель:
Какую тему рассмотрели на уроке?
– Что узнали?
– Какой можно сделать вывод по уроку?

Ответы учеников.

Учитель: На сегодняшнем уроке мы познакомились с формами культуры. Особенно остановились на рассмотрении массовой культуры в обществознании и в истории. Сделали сравнительный анализ форм культуры, выделили черты массовой культуры, назвали ее достоинства и недостатки. Увидели, что массовая культура и в истории и в обществознании трактуется одинаково.

Оценки за урок.

5. Домашнее задание

Учитель: Задание выполняете в тетрадях по обществознанию письменно.

Вера, Таня, Лейла – Вопрос: Контактируют ли между собой различные формы культуры? Каким образом?
Миша, Настя – Задание: Сделать сравнительный анализ произведений народной культуры и массовой.
Альберт, Регина – Практикум на странице 153, учебник обществознания.
Аня, Гульсум, Олеся – Написать эссе Тема: Влияние массовой культуры на общество.

Учитель: Спасибо за работу, урок окончен, все свободны!