«Прикрывая Родину собою
Вы сражались так, что отзвук боя
Вечно будет слышен на земле»
Бронислав Спринчан
Приближается великая дата – 65 лет Победы над фашизмом!
Эта память – наша совесть.
«Великая Отечественная война не должна быть забыта не только для того, чтобы не случилось более страшного, но и чтобы люди помнили, что человек способен на многое, и никогда не теряли бы веру в себя…»
Е.Линд
Цели занятия:
- учить анализировать и решать задачи; развивать грамотную связную математическую речь (обогащать её терминами, выражениями), умение выделять геометрические фигуры из сложного чертежа, логическое мышление, творческое воображение; коррекция памяти;
- воспитывать патриотизм.
Оборудование: портрет А.И. Фатьянова, фломастеры, счетные палочки, самолет, вертолет.
Ход урока
I. Организационный момент
Долгожданный дан звонок
Начинается урок.
– Здравствуйте!
Ты скажешь человеку.
– Здравствуй!
Улыбнется он в ответ,
И, наверно, не пойдет в аптеку
И здоровым будет много лет.
Когда люди говорят: «Здравствуйте!», они не только приветствуют друг друга, но и желают здоровья.
Любая встреча начинается с приветствия.
Давайте и мы с вами поприветствуем друг друга.
Ритуал приветствия (дети становятся в круг)
Ребята берутся за руки, протягивают руки в круг и мысленно, закрыв глаза, желают себе и другим удачи во всех делах.
– Какой праздник мы будем отмечать 23 февраля?
– Отечество. Как сказать по другому?
– А кого мы можем назвать Защитниками Отечества?
Есть такая профессия – Родину защищать. Сегодня на уроке мы с вами вспомним названия некоторых военных специальностей.
Каждый из вас ребята тоже будущий Защитник Отечества. Чтобы стать настоящим надежным Защитником, вам нужно хорошо учиться, быть добрыми, здоровыми, сильными.
Я предлагаю вам собрать самолет. Но, чтобы появлялись бумажные части самолета, мы должны будем выполнить задание.
Готовы?
Тогда начинаем!
II. Устный счёт
– Считаем устно.
Девять солдат строились в отряд
Девять солдат шли на парад.
Восемь из них были с усами
Сколько там было безусых солдат?
К нам пришли недавно в гости
Три танкиста – три бойца.
Подарили мы танкистам
Все лимоны с деревца.
Сколько лимонов гостям досталось,
Если каждому по два давалось?
Игра «Десантники»
Ты видел военных в красивой форме? На голове у них голубой берет. Это сильные и мужественные люди. Их зовут десантники. Они выполняют важную работу – ответственные прыжки.
Десантники получили задание: приземлиться в лесу. Каждый, в заданном месте. Путь движения зашифрован примером. Нужно показать куда должен приземлиться десантник, то есть соединить стрелкой пример с ответом.
(Ученики поочередно выходят к доске и показывают стрелкой путь движения каждого десантника. Все другие ученики играют роль командиров, которые наблюдают за десантниками и помогают им по ходу игры.)
Повторить название компонентов действий.
Физ. минутка «Десантники»Вот мотор включился (РРР),
Пропеллер закрутился,
В небо мы поднимемся,
С облаком обнимемся.
Внизу лес – и мы вот тут
Приготовим парашют.
Толчок, прыжок,
Летим, дружок,
Парашюты все раскрылись,
Все мы мягко приземлились.
III. Работа в тетради
– Вчера было 19 февраля, пятница, а сегодня … (Суббота, 20 февраля)
(повторить состав числа 20)
Пальчиковая гимнастика
«Солдатики»
Аты-баты, аты-баты –
На парад идут солдаты.
(Указательный и средний пальцы обеих рук «маршируют» на столе, изображая солдатиков (остальные пальцы прижаты к ладони), очень важно, чтобы пальцы - «солдаты» «маршировали» в ногу, синхронно).
Знамя впереди несут,
(Приподнять локоть, выпрямить ладонь, большой палец отпустить вниз «флаг»)
Пушки новые везут.
(Ладони, сжатые в кулаки, находятся на столе. Выпрямленные указательные пальцы изображают стволы пушек)
– А теперь открыли тетради, записали число 20 февраля, классная работа.
Дидактическая игра «Путешествие по городам-героям»
Это карта полета нашего самолета с названиями городов и примерами. Вы должны определить путь самолета от меньшего номера города к большему. И показать движение самолета стрелкой. Для этого вам нужно решить примеры, а затем показать путь движения самолета.
– Запишите примеры в столбик в тетрадь и решите. Кто решит, поднимите руку.
- 12-8 Волгоград
- 14-9 Тула
- 11-5 Смоленск – город народной Славы
- 7+4 Санкт-Петербург
- 8+6 Москва – сердце России – Почему так говорят?
Это ребята будет не просто путешествие. Ведь это названия городов-героев. Такого звания они были удостоены за мужество своих жителей и всех воинов-защитников, которые не жалея сил и собственной жизни защищали нашу страну в годы Великой Отечественной войны.
– А сейчас ещё очень важное задание.
Работа над задачей.
Словарная работа
Быстро в небе проплывает,
Обгоняя птиц полет.
Человек им управляет
Что такое?...
Стр. 77 № 29 Хилько А.А.Учебник математики для 2 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
- Чтение текста учителем.
- Чтение текста учащимися.
- Запись условия задачи.
- Повторение задачи по вопросам:
- Что известно в задаче?
- Что неизвестно в задачи?
- Что нужно узнать?
- Воспроизведение одним из учащихся текста задач.
- Самостоятельное решение задачи.
- – Как решали задачу? (Обосновать выбор действия).
Физ. минутка «Самолет»
Руки сделаем вразлет –
Получился самолет.
Мах крылом туда – сюда:
Делай раз и делай два.
Руки в стороны держи
И на друга посмотри,
Опускайся быстро вниз,
На посадку ты садись.
IV. Геометрический материал
(ТСО), карточки для индивидуальной работы.
– Как называется эта фигура? (Звездочка)
– Сосчитайте, сколько в ней треугольников?
V. Задача-сказка от кота Потряскина (ТСО)
(Кот Потряскин в военной форме, рисунки)
«Много войска из ничего», стр. 34-35 (Гин А.А. Задачки – сказки от кота Потряскина. Для детей младшего школьного возраста. – М.: Вита – Пресс, 2002.)
VI. Домашнее задание
Примеры, показы.
VII. Итог
- Вот и готов наш самолет.
– Кто может прочитать бортовой номер? (65)
– Сколько десятков?
– Сколько единиц?
- 9 мая – вся наша страна отметит 65 годовщину со Дня Победы над фашистами.
Посмотрите внимательно на самолет. Вы видели где-нибудь раньше такой же?
– Правильно. Алексей Петрович Мересьев летал на самолете, похожем на этот.
– Что можете рассказать об этом герое ВОВ?
- Учащиеся соединяют по точкам от 1 до 20 фигуру самолета.
– Если вы считаете, что работали:
хорошо – возьмите для работы зеленый фломастер,
хорошо, но не очень – синий,
мало старались – коричневый.
- Напишите на борту самолета, с каким настроением уходите с урока.
- Сегодня 20 февраля исполнится 91 год со дня рождения русского поэта Алексея Ивановича Фатьянова. К сожалению, 40 лет назад поэт умер, но оставил о себе добрую память в своих стихотворениях.
Наш сегодняшний урок я хотела бы закончить строчками из стихотворения Алексея Ивановича:
«Если б я родился не в России,
Что бы в жизни делал? Как бы жил?
Как бы путь нелегкий я осилил?
И, наверно б, песен не сложил»
– Нам с вами посчастливилось – мы россияне! Желаю вам вырасти достойными Защитниками нашей Родины! Всегда помнить и уважать ветеранов Великой Отечественной войны.
Список литературы:
- Гин А.А. Задачки – сказки от кота Потряскина. Для детей младшего школьного возраста. – М.: Вита – Пресс, 2002.
- Гин С.И., Прокопенко И.Е. Первые дни в школе. М.: Вита – Пресс, 2006.
- Дереклева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. 1-5 классы. – М.: ВАКО, 2004.
- Савельева Е.А. Тематические загадки и веселые игры для пальчиков. М., 2007.
- Что? Зачем? Почему? Большая книга вопросов и ответов. М., Эксмо, 2006.
- Шабанова А.А. Математика: коррекционно – развивающие занятия с учащимися подготовительной группы и 1-2 классов начальной школы, Волгоград, 2007.
- Хилько А.А. Математика: Учебник для 2 кл. специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.