Цели:
- познакомить детей с английской авторской сказкой;
- прививать любовь к чтению;
- помочь открыть маленькому читателю самоценность неповторимой человеческой личности и мир, в котором он живёт, помочь поверить в свои силы;
- убедить читателя в силе любви, дружбы, милосердия, которые могут совершать чудеса.
Оборудование:
- магнитофон, кассеты с записями английской песенки «Перчатки» и музыки Грига «Утро»;
- словари - Ожегов СИ. «Словарь русского языка», Львов М.Р. «Словарик синонимов и антонимов»;
- сказки Эни Хогарт «Мафин и его весёлые друзья»;
- учебники «Родная речь» Климановой Л.Ф.;
- волшебный сундучок с письмом и сюрпризом от Мафина;
- рисунки героев сказки;
- карточки с пословицами и словарными словами;
- портрет Эни Хогарт.
Ход урока
I. Мобилизующий этап
У. Начинаем урок литературного чтения, на котором продолжим изучать литературу зарубежных стран. Хочу убедиться в том, что вы готовы мыслить и слушать.
(Диалог «Поговорим»)
Поговорим?
Д. О чём?
У.
О разном и о прочем.
О том, что хорошо
И хорошо не очень.
О том, что знаешь ты,
А что-то мне известно.
Поговорим?
Д. Поговорим!
У. Вдруг будет интересно!
II. Проверка домашнего задания
У. С какими произведениями мы работали на прошлом уроке?
Д. С английскими народными песенками в переводе К. Чуковского и С. Маршака
Четверо учеников читают по ролям песенку «Перчатки».
У. Удалось ли исполнителям передать настроение героев? Каким образом?
Д. Ребята читали с разной интонацией: передали грусть и радость. Выразительное чтение и игра исполнителей передали настроение героев.
Хохлов Женя поёт песенку «Перчатки».
У. Какой жанр зарубежного фольклора исполнили ребята;
Д. Английскую народную песенку.
У. Перечислите другие жанры устного народного творчества.
Д. Частушки, шутки, прибаутки, небылицы, считалки, пословицы, поговорки, сказки.
III. Подготовительная работа
У. Сегодня на уроке мы прочитаем авторское произведение «Мафин и паук». Его написала Эни Хогарт.
Дети рассматривают портрет писательницы (1910-1993 гг.).
Она вряд ли когда-нибудь считала себя настоящей писательницей. В первую очередь она была талантливым кукловодом, то есть человеком, который помогает куклам двигаться, разговаривать, петь на сцене.
Её игрушечные герои становились знаменитостями. Их знали в Великобритании и за её пределами, а Эни Хогарт всегда оставалась для зрителей женщиной, которую мы никогда не видели.
Так как автор произведения англичанка, имена героев в нём для нас необычные.
Откройте учебники и перечитайте фамилию автора и название произведения. Рассмотрите иллюстрацию к произведению и догадайтесь, кто такой Мафин?
Д. Мафин – это ослик.
IV. Словарная работа
У.В произведении мы встречаемся с трудными словами. Давайте поработаем над их значением.
На доске записаны слова:
Вздор | Робкий | |
Трогательный | Уродливый | |
Шаль | Свирепый | |
Очаг | ||
Хижина |
Слова первого столбика дети объясняют сами, затем сверяют их значение по словарю Ожегова.
Значение слов второго столбика помогает детям понять ряд синонимов с помощью словарика Львова.
V. Первичное чтение произведения
Учитель и трое учеников читают произведение.
В процессе чтения на доску вывешиваются герои сказки.
Со слов «Я улетаю в Волшебную Страну Фей» (стр. 207) чтение продолжается на фоне музыки Грига «Утро».
VI. Проверка первичного восприятия
У. Определите жанр произведения и докажите своё мнение.
Д. Мы слушали авторскую сказку. Это сказки, так как в ней происходят сказочные события, волшебство, в концовке добро побеждает зло.
У. Почему сказка называется «Мафин и паук».
Д. Они – главные герои. Без них не было бы и сказки.
VII. Физминутка
Физминутка даёт возможность детям отдохнуть и запомнить героев сказки, что необходимо для дальнейшей работы.
У. Ребята, герои сказки примут участие в нашей физминутке.
Если вы услышите их имена, делайте наклон вперёд. Если я назову героев из других сказок зарубежной литературы, приседайте. Учитель попеременно называет сказочных героев (Мафин, Герда, щенок Питер, Дюймовочка, попугай Поппи, Золушка, тюлениха Сэлли и т. д.).
VIII. Вторичное воспроизведение и анализ текста
У. Перечитаем часть сказки и охарактеризуем главных героев.
Дети перечитывают отрывок и подчеркивают в тексте словосочетания, помогающие им рассказать о Мафине и пауке.
У. Как произошло знакомство Мафина и паука?
Д. Их встреча произошла случайно. Мафин испугался. Но ослик не убежал, так как он смог рассмотреть грустные глаза паука, выступившие слёзы, и понять его боль.
У. О чём печалился паук?
Д. О том, что один-одинёшенек, ни за что ни про что обиженный и ужасно несчастный.
У. Каковы же Мафин и паук?
Д. Мафин – добрый, внимательный, способен понять боль другого. Паук – несчастный, одинокий, потерявший надежду.
У. Продолжим чтение сказки и проследим за тем, как Мафин искал друзей.
Зачем ослик так настойчиво и терпеливо созывал всех друзей?
Д. Он хотел помочь пауку поверить в свои силы.
У. Можете ли что-то новое добавить о Мафине?
Д. Его уважают друзья. Они по первому зову выполняют его просьбу. Он культурный.Мне нравится, как друзья общаются друг с другом.
У. Продолжаем чтение и ответим на вопрос: Какое чудо произошло на собрании и почему оно произошло?
Д. Страшный паук исчез, и на его месте появилась прелестная крохотная Фея.
У. Безобразному пауку попытались помочь Мафин и его друзья, и злое колдовство уже не имело силы.
Какими словами заканчивается сказка? В чём их смысл?
Дети перечитывают эти слова и обсуждают их.
У. А вот какой урок добрым молодцам дан в сказке Эни Хогарт, нам помогут понять пословицы.
Детям даны карточки с пословицами.
Не мил свет, когда друга нет.
Не суди об арбузе по корке, а о человеке по платью.
Доброе дело без награды не остаётся.
Ребята объясняют смысл пословицы и соотносят её со сказкой.
У. Какова же главная мысль сказки?
Д. Нельзя судить о человеке по его внешности и одежде. Важны его внутренние качества и ум.
IX. Подведение итогов. Домашнее задание
У. С каким произведением познакомились и работали на уроке? Д. С авторской сказкой. Её написала английская писательница Эни Хогарт.
У. Задание на дом: перечитать сказку и нарисовать всех героев красками или словесно.
А к внеклассному чтению задание в учебнике на странице 213.
Д. Знаешь ли ты что-нибудь про знаменитый кабачок Мафина?
У. А сейчас наша классная комната превращается в комнату сказок. У нас в гостях волшебный сундучок. Для того, чтобы его открыть, надо произнести волшебные слова! Они записаны на доске.
Дети их читают.
Д.
Тук, тук, тук, тук,
Здравствуй, сказочный сундук!
Чок, чок, чок, чок,
Что ты прячешь, сундучок?
Тук, тук, тук, тук,
Слушать мы готовы, друг!
Чок, чок, чок, чок,
Рты закрыли на крючок.
У. Вот мы смогли открыть крышку. Что же в сундучке?
Дети достают из сундучка письмо от ослика Мафина и кабачок.
Ребята с интересом читают письмо, но обнаруживают, что оно странное, так как нижняя часть страницы оборвана...
Д. «Здравствуйте, ребята! Пишет вам Мафин. Я весёлый и добрый. Мне всё вокруг интересно. А ещё я очень люблю своих друзей. Однажлы я решил вырастить...».
У. Вот досада! Дальше письмо обрывается...
Д. Зачем же Мафин прислал с письмом кабачок?
У. А давайте возьмём книгу Эни Хогарт «Мафин и его весёлые друзья» и посмотрим её.
Д. Из книги понятно, что есть такая сказка «Мафин и его знаменитый кабачок».
У. Её вы и прочитаете к внеклассному чтению.
Учитель благодарит ребят за работу. А тем, кто заслужил, вручаются пятёрки.