Приемы организации сотрудничества учителя с младшими школьниками и их родителями по привитию детям любви к чтению

Разделы: Внеклассная работа


Урок по литературному чтению

Сегодня детское чтение, как никогда нуждается в поддержке. По мнению социологов, в списке самых читающих наций россиян обошли не только индийцы, китайцы, но и таиландцы, филлипинцы, египтяне и чехи. По данным международного исследования 2000 года, касающегося качества чтения, наши дети 15-ти лет заняли из 32 стран мира 27-е место, в 2003 году показатели результатов ещё ниже.

Как же сделать так, чтобы «чтение было окошком, через которое дети видят и познают мир и самих себя»? Эта проблема, безусловно, волнует каждого из нас.

Первым основным руководителем детского чтения является семья. Именно родители (а также другие члены семьи) читают ребёнку его первые книжки, рассматривают вместе с ним картинки, переживают вместе с ребёнком его радость узнавания и удивления, его счастье и горе, связанные с приключениями и судьбами первых литературных героев. Именно родители выбирают и покупают детские книжки, формируют домашнюю библиотеку, советуют ребёнку, какую книгу прочитать, взять в детской библиотеке. Таким образом, именно родители оказывают наибольшее влияние на формирование круга чтения, читательских вкусов и предпочтений детей на ранних этапах их читательского развития.

Главная цель в моей работе с родителями — формирование мировоззренческой культуры родителей и детей.

Проблеме формирования круга чтения детей я посвящаю систему родительских собраний: «Чтение — праздник души», «Родителям о детском чтении», «Что читать вашему ребёнку», «Детские журналы для семейного чтения», «Культура чтения» и т. д.

С самых первых дней ориентирую родителей на установление партнёрских отношений с детьми, на организацию их совместного досуга, что, безусловно, способствует развитию творческих способностей детей, воспитывает читательский вкус детей и родителей, является важнейшей составной общей культуры человека. Через небольшой промежуток времени мы обязательно тем же составом просматриваем диски с пройденным мероприятием. Это даёт детям и взрослым возможность увидеть и услышать себя, сравнить свою речь с другими, поработать над теми или иными проблемами, постараться их устранить. После проведения любого мероприятия в классе оформляется выставка фотографий «Вместе весело шагать».

К. Д. Ушинский сказал так: «Читать — это ещё ничего не значит. Что читать и как понимать читаемое — вот в чём главное дело». Меня, как учителя, эта проблема всегда волновала.

В развитии ребёнка одно из важных мест наряду с развивающими играми, музыкальным образованием, общением с природой занимает чтение. Книга для маленького читателя — источник познания мира, источник мышления, развития речи, памяти, воображения. Этот источник благодатен именно тогда, когда рядом с ребёнком находятся его самые близкие люди.

Привить любовь к чтению может само чтение. Следовательно, роль семейного чтения огромна. Семейное чтение — это добровольная, систематическая и целенаправленная совместная познавательно-коммуникативная и эмоционально-эстетическая деятельность членов семьи, стоящих на разных ступенях социализации, в которых преобразуются и используются произведения литературы для удовлетворения и развития разнообразных потребностей семьи.

Семейное чтение рассматривается и как вид совместной деятельности родителя и ребёнка, и как один из способов воспитания. В. А. Сухомлинский писал: «... чтение — могучее средство воспитания разума и добрых человеческих чувств».

В общении со взрослыми на основе интереса к книге, искусству, совместного получения интересных знаний о мире и о себе ребёнок постигает мир, себя, открывает в родителях интересных, приятных собеседников, личностей, с которыми хочется общаться. Отсутствие такого общения глубоко ранит ребёнка младшего школьного возраста, ещё психологически не окрепшего для абсолютного самостоятельного осознания окружающего мира. Он остро нуждается в открытой любви и уважении, чему благоприятствует совместное чтение. Опыт совместной читательской деятельности в единстве с непосредственным приятным и осознанным общением ребёнка и родителей, радость творческого общения с книгой, искусством делает совместное семейное чтение действенным в жизни развивающейся личности.

Если школьник научился бегло читать, это не значит, что родителям следует прекратить сеансы семейного чтения вслух. Наоборот, чем чаще читать в семье друг другу, тем интереснее это занятие становится для ребёнка, тем больше положительных эмоций он получает от общения с книгой. Кроме того, слушая какое-либо произведение и участвуя в обсуждении прочитанного, школьник усваивает принципы построения литературного произведения, учится различать разные стили и понимать логические закономерности развития сюжета.

Читая вслух для детей, хорошо бы по-разному озвучивать героев книг: смешно, грустно, с интригующими паузами... Чем больше взрослый входит «в роль», тем интереснее ребятам следить за сюжетом. При самостоятельном чтении детям наверняка захочется устроить подобное «шоу» для родителей.

Родители — самая большая группа взрослой аудитории, нуждающаяся в систематической, квалифицированной помощи.

Какова же помощь учителя в организации семейного чтения?

  1. Привлечение родителей к работе по пропаганде книг.
  2. Списки рекомендуемой литературы.
  3. Выставки книг к определённым датам и дням рождений писателей.
  4. Выпуск семейных газет.
  5. Выставки рисунков.
  6. Литературные праздники и читательские конференции ,викторины.
  7. Ведение читательских дневников.

Уже много лет я, мои ученики, их родители сотрудничаем с детской библиотекой Крылова, а теперь и с Центром развивающего детского чтения (Центр создан в библиотеке Крылова).

Один раз в месяц проводим в Центре внеклассное занятие по чтению. В системе организуем при библиотеке и в Военно-историческом музее интересные мероприятия. Работники Центра развивающего детского чтения знакомят моих детей и родителей с новинками в литературе, помогают составлять анкеты, тесты для родительских собраний. В Центре мы можем найти ответы на интересующие нас вопросы.

Ребёнок, приученный к книге, обладает бесценным даром легко входить в её содержание. Он представляет прочитанное так ярко, что чувствует себя участником событий, искренне радуется или печалится, следя за судьбами литературных героев. Такому читателю свойственно «действенное» воображение, а после чтения он охотно играет в приключения любимых литературных героев, рисует, не задумываясь о мастерстве, любые сюжеты из любимых книг, легко сочиняет сам. Эта деятельность ребёнка естественна, она отвечает его потребностям и возможностям.

Задача учителя в сотрудничестве с семьёй — как можно раньше вовлечь детей в творческую деятельность, связанную с чтением, обеспечить её системность и целенаправленность.

Особое значение имеет литературное творчество. Сочинительство — это не пустая игра, развлечение. Литературное творчество имеет огромный развивающий потенциал: помогает детям лучше ориентироваться в литературных жанрах, развивает художественное воображение, мышление, умение оперировать несколькими реальностями сразу в виртуальном плане, осмыслять причинно-следственные связи между обстоятельствами, поступками и их последствиями.

Каждый мой ученик имеет возможность раскрывать свои способности, верить в свои возможности, так как все дети бесконечно талантливы.Уже в давние времена люди знали: книга лечит и воспитывает душу.

«Морально сознание должно формироваться в ребёнке не путём готовых истин: делай хорошо и не делай плохо, а через сопереживание с героями книг, чтобы детская душа, как говорил Александр Грин, «затомилась гуманным желанием» быть хорошей и радовать других».

Изменить отношение ребёнка к чтению никогда не поздно, но иногда для этого родителям необходимо пересмотреть своё собственное отношение к книгам.

Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Приложение 7
Приложение 8
Приложение 9
Приложение 10
Приложение 11
Приложение 12
Приложение 13
Приложение 14
Приложение 15