Методическая разработка урока "Витамины" (8-й класс)

Разделы: Биология

Класс: 8


Цель: познакомить учащихся со значением, видами витаминов, методами сохранения витаминов в пище.

Задачи:                   

  1. Раскрыть понятие «витамины», их многообразие.
  2. Показать необходимость включения витаминов в пищевой рацион.
  3. Развитие общеучебных умений и навыков.
  4. Познакомить с растениями, произрастающими в условиях Среднего Урала, с содержанием в них витаминов.
  5. Продолжить воспитание и стремление учащихся к правильному и здоровому образу жизни.
  6. Продемонстрировать необходимость и важность познания природы родного края, для использования даров природы.

Оборудование: ПК, проектор, интерактивная доска.

Учебно-методическое обеспечение темы:

  1. Н.Б. Ренева, Н.И. Сонин, программа «Биология. Человек», 8 класс, Дрофа, Москва, 2007.
  2. Н.И. Сонин, М.Р. Сапин, учебник «Биология. Человек», 8 класс, Дрофа, Москва, 2007.
  3. Н.Б. Ренева, Н.И. Сонин, методическое пособие к учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина «Биология. Человек», 8 класс, Дрофа, Москва, 2007.
  4. Авторская дидактическая разработка по теме «Витамины» с использованием интерактивной доски.

Тема «Витамины», на которую отводится по программе 1 час, входит в раздел «Обмен веществ и энергии», изучается после темы «Пластический и энергетический обмен». За две недели до изучения темы обучающиеся получили домашнее задание: подобрать информацию о одном витаминном растении и оформить 2-3 слайда в PowerPoint, где разместить: фото растения, название его, информацию о месте произрастания, полезных веществах, особо выделить витамины, применение данного растения. Слайды собраны в электронную книгу, где титульный лист, оглавление выполнены в программе SMART Notebook, из оглавления ссылки на слайды и обратно.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания. Подведение к формулированию новой темы.

II. Формулирование темы и задач урока.

Тема урока, цель и задачи заранее оформлены на 1, 2 страничках ИД, что позволяет учителю не делать записи на доске мелом и этим самым сэкономит время на уроке.


Рисунок 1


Рисунок 2

III. #Изучение нового материала.

Изучение нового материала начинается работа с определением слова «Витамины». ИД позволяет увидеть определения, взятые из разных словарей и сравнивать их выделять главные слова маркером. Обучающимся предлагается задание: «Выделите красным цветом одинаковые сочетания слов в определениях и запишите в тетрадь свое обобщенное определение». Затем определения из тетрадей зачитывают 2-3 ученика, и, если необходимо, делается корректировка.


Рисунок 3

Далее один из восьмиклассников делает сообщение об истории открытия витаминов, входе которого демонстрируются основные этапы истории на ИД, что позволяет привлечь внимание к изучаемому материалу и лучше запомнить его.


Рисунок 4


Рисунок 5


Рисунок 6

Учитель сообщает о названиях витаминов и их обозначении, привлекая внимание обучающихся тем, что на страничках ИД демонстрирует названия витаминов, скрытые под фигурой.


Рисунок 7


Рисунок 8

Классификация витаминов изучается также под руководством учителя с помощью следующих страничек с использование внутренних ссылок, делаются записи в тетрадях. Экономится время на записи на доске во время урока, эффекты ссылок обостряют внимание детей.


Рисунок 9


Рисунок 10


Рисунок 11

Изучение витаминов A, группы B, группы D, С. Дается задание: прочитайте в учебнике на с. 166-167 и расскажите по плану:

  1. значение витаминов,
  2. содержание в продуктах питания,
  3. заболевания при недостатке витаминов.

О каждом витамине оформлены странички, например:


Рисунок 12


Рисунок 13


Рисунок 14

Яркость, красочность, эффекты ссылок – все это привлекает внимание к изучаемому материалу, сочетание работы с учебником и ИД позволяет лучше запомнить изученное. ИД дает возможность эффективно привлечь дополнительный материал о витаминах, которых предлагается по тому же плану. Используются странички ИД:


Рисунок 15


Рисунок 16

Таблицы, расположенные на страничках 24-25, дают возможность сравнивать потребление витаминов людьми разного возраста и наглядно (маркером) выделить данные о потреблении витаминов для данного возраста детей. Учителем дается задание: «Рассмотрите таблицы 1 и 2 «Суточная потребность в витаминах» и выполните задание: определите и выделите любым цветом суточную потребность в витаминах для вашего возраста. Сделайте соответствующие записи в тетрадях». Один из обучающихся выходит к доске и работает с маркером. Затем зачитывается запись в тетради и делается вывод о нормах потребления витаминов.


Рисунок 17


Рисунок 18

На страницах 26-27 наглядно показан материал о симптомах связанных с неправильным потреблением витаминов (а он необходим для введения новых понятий «гипервитаминоз» и «авитаминоз»), которого нет в учебнике. Один из восьмиклассников делает сообщение и обращая внимание остальных на записи. Под руководством учителя делаются выводы по рассмотренному вопросу. Работа над терминами «гипервитаминоз» и «авитаминоз», делаются записи в тетрадях. Закрытые термины фигурками позволяют сочетать работу на доске с работой по учебнику: вначале найти определения и названия терминов учебнике, а затем открываются с помощью ластика термины на доске.


Рисунок 19


Рисунок 20

Страницa 28. Доклад восьмиклассника о правильном приготовлении пищи с сохранением витаминов сочетается с поэтапным открытием материала на доске – это привлекает внимание детей


Рисунок 21


Рисунок 22

Страницы 29-30. Учитель задает вопрос: «Ребята, а вы знаете, как правильно выбирать и применять витамины?» (Заслушиваются мнения детей). Один из обучающихся знакомит в ходе доклада с правилами выбора и применения витаминов, в ходе которого открывается страничка. Материал, расположенный на страничке позволяет работать с текстом, используя маркеры – далее следует выполнение задания одним из учеников - выделение красным маркером главных на слов в тексте. Проверка производится по ссылке на следующую страничку:


Рисунок 23


Рисунок 24

IV. Подведение итога урока.

  • Дайте определение витаминов.
  • Чем можно доказать необходимость применения витаминов?
  • О каких витаминах шла речь на уроке?
  • Что важно знать о применении витаминов?

Учитель обобщает сказанное обучающимися и называет тех восьмиклассников, которые более активно работали на уроке. Учитель напоминает обучающимся, что после уроков будет проведено внеклассное мероприятие, посвященное витаминам.

V. Домашнее задание.

  1. Прочитать текст в учебнике на с. 166-167, записи в тетрадях, выучить определения: витаминов, авитаминоз и гипервитаминоз. Отвечать на вопросы на с. 168 учебника. (Задание обязательное для всех)
  2. На листе А-4 с помощью ПК или в программе PowerPoint оформить памятки по применению витаминов. (Задание выполняется по желанию обучающихся)