Цель: познакомить учащихся со значением, видами витаминов, методами сохранения витаминов в пище.
Задачи:
- Раскрыть понятие «витамины», их многообразие.
- Показать необходимость включения витаминов в пищевой рацион.
- Развитие общеучебных умений и навыков.
- Познакомить с растениями, произрастающими в условиях Среднего Урала, с содержанием в них витаминов.
- Продолжить воспитание и стремление учащихся к правильному и здоровому образу жизни.
- Продемонстрировать необходимость и важность познания природы родного края, для использования даров природы.
Оборудование: ПК, проектор, интерактивная доска.
Учебно-методическое обеспечение темы:
- Н.Б. Ренева, Н.И. Сонин, программа «Биология. Человек», 8 класс, Дрофа, Москва, 2007.
- Н.И. Сонин, М.Р. Сапин, учебник «Биология. Человек», 8 класс, Дрофа, Москва, 2007.
- Н.Б. Ренева, Н.И. Сонин, методическое пособие к учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина «Биология. Человек», 8 класс, Дрофа, Москва, 2007.
- Авторская дидактическая разработка по теме «Витамины» с использованием интерактивной доски.
Тема «Витамины», на которую отводится по программе 1 час, входит в раздел «Обмен веществ и энергии», изучается после темы «Пластический и энергетический обмен». За две недели до изучения темы обучающиеся получили домашнее задание: подобрать информацию о одном витаминном растении и оформить 2-3 слайда в PowerPoint, где разместить: фото растения, название его, информацию о месте произрастания, полезных веществах, особо выделить витамины, применение данного растения. Слайды собраны в электронную книгу, где титульный лист, оглавление выполнены в программе SMART Notebook, из оглавления ссылки на слайды и обратно.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания. Подведение к формулированию новой темы.
II. Формулирование темы и задач урока.
Тема урока, цель и задачи заранее оформлены на 1, 2 страничках ИД, что позволяет учителю не делать записи на доске мелом и этим самым сэкономит время на уроке.
Рисунок 1
Рисунок 2
III. #Изучение нового материала.
Изучение нового материала начинается работа с определением слова «Витамины». ИД позволяет увидеть определения, взятые из разных словарей и сравнивать их выделять главные слова маркером. Обучающимся предлагается задание: «Выделите красным цветом одинаковые сочетания слов в определениях и запишите в тетрадь свое обобщенное определение». Затем определения из тетрадей зачитывают 2-3 ученика, и, если необходимо, делается корректировка.
Рисунок 3
Далее один из восьмиклассников делает сообщение об истории открытия витаминов, входе которого демонстрируются основные этапы истории на ИД, что позволяет привлечь внимание к изучаемому материалу и лучше запомнить его.
Рисунок 4
Рисунок 5
Рисунок 6
Учитель сообщает о названиях витаминов и их обозначении, привлекая внимание обучающихся тем, что на страничках ИД демонстрирует названия витаминов, скрытые под фигурой.
Рисунок 7
Рисунок 8
Классификация витаминов изучается также под руководством учителя с помощью следующих страничек с использование внутренних ссылок, делаются записи в тетрадях. Экономится время на записи на доске во время урока, эффекты ссылок обостряют внимание детей.
Рисунок 9
Рисунок 10
Рисунок 11
Изучение витаминов A, группы B, группы D, С. Дается задание: прочитайте в учебнике на с. 166-167 и расскажите по плану:
- значение витаминов,
- содержание в продуктах питания,
- заболевания при недостатке витаминов.
О каждом витамине оформлены странички, например:
Рисунок 12
Рисунок 13
Рисунок 14
Яркость, красочность, эффекты ссылок – все это привлекает внимание к изучаемому материалу, сочетание работы с учебником и ИД позволяет лучше запомнить изученное. ИД дает возможность эффективно привлечь дополнительный материал о витаминах, которых предлагается по тому же плану. Используются странички ИД:
Рисунок 15
Рисунок 16
Таблицы, расположенные на страничках 24-25, дают возможность сравнивать потребление витаминов людьми разного возраста и наглядно (маркером) выделить данные о потреблении витаминов для данного возраста детей. Учителем дается задание: «Рассмотрите таблицы 1 и 2 «Суточная потребность в витаминах» и выполните задание: определите и выделите любым цветом суточную потребность в витаминах для вашего возраста. Сделайте соответствующие записи в тетрадях». Один из обучающихся выходит к доске и работает с маркером. Затем зачитывается запись в тетради и делается вывод о нормах потребления витаминов.
Рисунок 17
Рисунок 18
На страницах 26-27 наглядно показан материал о симптомах связанных с неправильным потреблением витаминов (а он необходим для введения новых понятий «гипервитаминоз» и «авитаминоз»), которого нет в учебнике. Один из восьмиклассников делает сообщение и обращая внимание остальных на записи. Под руководством учителя делаются выводы по рассмотренному вопросу. Работа над терминами «гипервитаминоз» и «авитаминоз», делаются записи в тетрадях. Закрытые термины фигурками позволяют сочетать работу на доске с работой по учебнику: вначале найти определения и названия терминов учебнике, а затем открываются с помощью ластика термины на доске.
Рисунок 19
Рисунок 20
Рисунок 21
Рисунок 22
Страницы 29-30. Учитель задает вопрос: «Ребята, а вы знаете, как правильно выбирать и применять витамины?» (Заслушиваются мнения детей). Один из обучающихся знакомит в ходе доклада с правилами выбора и применения витаминов, в ходе которого открывается страничка. Материал, расположенный на страничке позволяет работать с текстом, используя маркеры – далее следует выполнение задания одним из учеников - выделение красным маркером главных на слов в тексте. Проверка производится по ссылке на следующую страничку:
Рисунок 23
Рисунок 24
IV. Подведение итога урока.
- Дайте определение витаминов.
- Чем можно доказать необходимость применения витаминов?
- О каких витаминах шла речь на уроке?
- Что важно знать о применении витаминов?
Учитель обобщает сказанное обучающимися и называет тех восьмиклассников, которые более активно работали на уроке. Учитель напоминает обучающимся, что после уроков будет проведено внеклассное мероприятие, посвященное витаминам.
V. Домашнее задание.
- Прочитать текст в учебнике на с. 166-167, записи в тетрадях, выучить определения: витаминов, авитаминоз и гипервитаминоз. Отвечать на вопросы на с. 168 учебника. (Задание обязательное для всех)
- На листе А-4 с помощью ПК или в программе PowerPoint оформить памятки по применению витаминов. (Задание выполняется по желанию обучающихся)