Методика применения ИКТ на уроках геометрии в 8-м классе при изучении темы "Площади"

Разделы: Математика


Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес к изучаемому материалу у учащихся, их активность на протяжении всего урока. В связи с этим ведутся поиски новых эффективных методов обучения и таких методических приёмов, которые бы активизировали мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний. Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит в большей степени от методики её преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. Необходимо позаботиться о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлечённо, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса. Это особенно важно в подростковом возрасте, когда ещё формируются, а иногда и только определяются постоянные интересы и склонности к тому или иному предмету. Немаловажная роль здесь отводится информационным и телекоммуникационным технологиям, так как в настоящее время информационные и телекоммуникационные технологии стали неотъемлемой частью современного образования. Перед школой стоит непростая задача: подготовить новых граждан к жизни в новом информационном обществе, подготовить их к продуктивной деятельности в новых экономических условиях. Поэтому на уроках геометрии я использую мультимедийные презентации, так как они позволяют наглядно представлять материал, представить доказательство теорем. Многократное повторение создаваемых визуальных образов на уроках позволяет зрительно запомнить формулы. Возможности интерактивной доски позволяют вносить необходимые коррективы для каждого урока и осуществлять быструю обратную связь с учащимися.

Тема “Площади” является важной и практико-ориентированной, изучаемые в 8-м классе формулы применяются в жизни. Согласно новой концепции ЕГЭ по математике, знание этих формул необходимо для успешной сдачи ЕГЭ в 11-м классе.

Цель работы: представление возможностей использования презентации Power Point при изучении темы “Площади” (презентация - см. “Приложение”)

Рассмотрим использование презентации в процессе изучения темы “Площади”

  • Тема “Понятие площади. Свойства площадей” Метод работы с учащимися – беседа. Иллюстрируют материал слайды №№ 1-6.
  • Тема “Площадь прямоугольника”. Для опроса учащихся используется слайд №7. С помощью гиперссылок после ответа учащихся проверка производится с опорой на слайды 1 урока, что является хорошим средством вспоминания и запоминания. Слайды № 8-9 – объяснение доказательства теоремы о площади прямоугольника. Далее способ актуализации знаний и гиперссылки повторяются из урока в урок, добавляя новые изученные понятия.
  • Тема “Площадь параллелограмма”. Слайд №10 – актуализация знаний учащихся по изученному материалу на первом и втором уроках. Гиперссылки опять возвращают учащихся к визуальным образам первого и второго урока. Слайды № 11 и № 12 – изучение теоремы о площади параллелограмма и ее доказательства. Слайд №13 – для закрепления материала. Нужно установить соответствие между представленной фигурой и формулой для вычисления ее площади. Учащиеся могут сделать данную работу в тетради, 1 ученик – на интерактивной доске проводит стрелки. Осуществляется проверка.
  • Урок по теме “Решение задач на применение формулы площадей прямоугольника, параллелограмма” Для актуализации знаний можно использовать слайды №14 и №13. Также на этом уроке изучаются вспомогательные теоремы, которые не представлены в данной презентации.
  • Тема “Площадь треугольника”. Актуализация знаний – слайд №14. Изучение теоремы о площади треугольника и ее доказательство – слайды №15-16. Следствие из теоремы о площади треугольника – площадь прямоугольного треугольника – слайд №17. Слайд №18 – продолжение формирования визуальных образов “фигура – формула” - установить соответствие между фигурами и формулами для вычисления их площади. При использовании презентации на интерактивной доске ученик пишет формулу на фигуре. Моментальная проверка – эффекты анимации “переносят” формулу к фигуре.
  • Тема “Площадь трапеции”. Актуализация знаний учащихся – слайд № 19. Изучение теоремы о площади трапеции и ее доказательства – слайды № 20-21. Закрепление изученных формул – слайды №22-24. Слайд № 22 – вставить пропущенное слово – название фигуры в соответствующую теорему (учащиеся в тетради записывают только название фигуры под соответствующим номером, 1 ученик работает на доске), слайд № 23 – установить соответствие между названием фигуры и формулы для вычисления ее площади, слайд № 24 – вписать в таблицу формулу.

При дальнейшем изучении геометрии слайды №22-24 можно использовать для фронтального и индивидуального опроса учащихся.

Выполненный проект хорошо работает на уроке. Учащиеся активно включаются в работу. В процессе изучения темы формируются визуальные образы, помогающие долговременному запоминанию формул.

Применение интерактивной доски на уроках геометрии и при изучении данной темы, на мой взгляд, педагогически оправдано, так как дает целый ряд преимуществ, как учителю, так и учащимся:

  • обеспечение более ясной, эффективной и динамичной подачи материала за счет использования презентаций и других ресурсов, возможности рисовать и делать записи поверх любых приложений, сохранять и распечатывать изображения на доске, включая любые записи, сделанные во время занятия, не затрачивая при этом много времени;
  • развитие мотивации учащихся благодаря разнообразному увлекательному и динамичному использованию ресурсов;
  • использование различных стилей обучения (учитель может обращаться к всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным потребностям), обеспечение хорошего темпа урока;
  • упрощение проверки усвоенного материала на основе сохраненных файлов;
  • обеспечение многократного использования педагогами разработанных материалов, обмена материалами друг с другом.