Разработка урока химии в 8-м классе "Чистые вещества и смеси"

Разделы: Химия


Цели урока: ввести понятия “чистое вещество” и “смесь веществ”, раскрыть значение смесей в природе и жизни человека, познакомить учащихся со способами разделения смесей.

Задачи:

  • Обеспечить усвоение знаний о чистом веществе и смесях; классификации смесей
  • Рассказать о значении смесей в природе и жизни человека
  • Научить учащихся самих составлять смеси и правильно определять способы их разделения
  • Обеспечить закрепление умений растворять и перемешивать вещества
  • Выявить пробелы в формируемых умениях разделять смеси по физическим свойствам и компонентам
  • Создать условия для развития у учащихся умений формировать проблему и предлагать пути ее решения
  • Продолжить формирование умений и навыков самостоятельной работы, выделять главное, анализировать и делать выводы

Требования согласно программе:

Ученик должен:

  • Иметь представление о классификации смесей, об их значении в природе и жизни человека.
  • Знать определение понятия “смесь” и “чистое вещество”.
  • Уметь приводить примеры смесей, определять способы их разделения теоретически и проделывать их практически.
  • Уметь работать с химическим оборудованием, соблюдая при этом правила техники безопасности.

Тип урока: изучение и первичное закрепление знаний и способов деятельности.

Методы обучения: репродуктивные, частично-поисковые, проблемные.

Методы проведения:

  • Рассказ с элементами беседы.
  • Самостоятельная работа учащихся в парах.
  • Практическая работа учащихся в парах.

Средства наглядности:

Схемы: “Примеры смесей”, “Способы разделения смесей”.

Оборудование: химические стаканы, штатив с пробирками, колба для воды, емкость для слива, магнит, воронка, фильтровальная бумага, спиртовка, держатель, фарфоровая чашка

Реактивы: вода, песок, порошок серы и железа, мак, растительное масло, опилки, соль (сахар), зубной порошок

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

    • Приветствие.
    • Подготовка аудитории к работе.
    • Наличие учащихся.
  1. Мотивация учебной деятельности.

  2. (Сообщение темы, цели занятия, использование полученных знаний в дальнейшей деятельности)

  3. Изложение нового материала.

Вода – самое удивительное, самое распространенное и самое необходимое вещество на нашей планете.

    • В каком виде она встречается?
    • Всегда ли одинаковы ее свойства?
    • Можно ли изучать свойства воды, используя для этой цели морскую воду?

Конечно же нет, ибо морская вода представляет собой не чистую воду, а смесь различных веществ в ней, и в первую очередь солей (основную массу составляет хлорид натрия), которые придают морской воде своеобразный горько-соленый вкус. Каждое вещество, выделенное из морской воды имеет определенные свойства. Да и сама вода, хотя и загрязненная посторонними примесями или содержащая их чрезвычайно мало, - ее называют дистиллированной водой – характеризуется рядом специфических свойств.

  • Уточните, пожалуйста, какими именно?

(Закипает при температуре 1000С и замерзает при температуре 00С)

А океаническая вода замерзает при температуре -1,90С (этим, например пользуются нерадивые работники городского коммунального хозяйства, когда в период гололедицы посыпают тротуары технической поваренной солью или другими реагентами)

  • Как вы думаете, с чем это связано?

Природная вода не бывает совершенно чистой. Наиболее чистой является дождевая вода, но и она содержит значительные количества различных примесей, которые захватывает из воздуха.

Дистиллированная вода- это чистое вещество, потому что она состоит из одинаковых молекул, состав которых может быть отражен с помощью единственной формулы Н2О.

Только изучение веществ в чистом виде дает представление об их истинных физических и химических свойствах, а следовательно помогает правильно использовать вещества.

Некоторые примеси в ничтожно малых количествах сильно изменяют индивидуальные свойства веществ. Поэтому в полупроводниковой технике применяются сверхчистые вещества, где допустимые примеси составляют всего один атом на миллион атомов основного элемента (германия или кремния). Нарушение этого требования сильно ухудшает полупроводниковые свойства этих веществ. Вместе с тем понятие “чистое вещество” условно, так как невозможно получить абсолютно чистое вещество, ведь любое чистое вещество все равно содержит, пусть ничтожно малые, но все-таки примеси других веществ.

Поэтому чистым веществом считают такое вещество, свойства которого (плотность, твердость, температура плавления и кипения, электропроводность и другие) с достаточной точностью неизменны независимо от способа его получения. Таким образом, чистым веществом считается такое вещество, в котором примеси не влияют на его физические и химические свойства. В смесях каждое из составляющих его веществ сохраняет свои индивидуальные свойства.

В этом легко убедиться, проделав следующий эксперимент.

Эксперимент: приготовить смесь порошков серы и железа, а затем разделить ее с помощью магнита и флотации (всплывания порошка серы на воздушных пузырьках, образующихся на несмачиваемой водой поверхности ее крошечных кристалликов при высыпании смеси в воду)

Выводы, которые должны сделать учащиеся:

  • Различные образцы смесей могут содержать одни и те же компоненты в любых соотношениях, но свойства этих компонентов не зависят от состава смеси
  • В большинстве случаев при механическом смешивании веществ - физическое явление- не происходит ни поглощения, ни выделения энергии. При химических же явлениях – химических реакциях – энергия, как правило, поглощается или выделяется.
  • Смеси могут быть разделены на компоненты физическими способами, в то время, как для выделения составных частей – чистого вещества – химического соединения необходимы реакции.

В жизни мы встречаемся не с чистыми веществами, а со смесями веществ.

Демонстрация: приготовим несколько разных смесей ( вода и растительное масло, вода и речной песок, опилки и песок, вода и уксусная кислота и др.) и посмотрим все ли они одинаковы или между ними есть различие.

СМЕСИ

Задания:

  1. Найти в учебнике на стр.121 определение однородных (жидких, твердых и газообразных) и неоднородных смесей, записать их в тетрадь и привести примеры
  2. Предложенные примеры смесей соотнести к той или другой группе ( туман, дым, шипучие напитки, речной и морской ил, строительные растворы, мазь, тушь, помада, сплавы, минералы), заполнив таблицу (Приложение №1):

Агрегатное состояние веществ

Примеры смесей

Твердое-твердое  
Твердое-жидкое  
Твердое-газообразное  
Жидкое-жидкое  
Жидкое-твердое  
Жидкое-газообразное  
Газообразное-газообразное  
Газообразное-жидкое  
Газообразное-твердое  

Состав смесей устанавливают с помощью химического анализа. Химический анализ применяют очень широко, он необходим при решении важных хозяйственных и научно-технических задач. Проведение анализа стали по ходу ее выплавки (например определение содержания углерода) – обязательное условие успешного проведения металлургического процесса.

Без определения концентрации примесей, загрязняющих воздух и воду, невозможен контроль над состоянием окружающей среды. Химический анализ горных пород и руд используют при разведке полезных ископаемых. Химический анализ необходим криминалисту и археологу, медику и искусствоведу и многим другим специалистам. А космические исследования? Изучение атмосферы Венеры, горных пород Марса, состав лунного грунта невозможно без проведения химического анализа.

Основные способы разделения смесей (очистка веществ)

Совместное составление схемы на доске с параллельной демонстрацией способов разделения смесей.

Работа учащихся в парах по инструктивным карточкам по составлению алгоритма для разделения смеси

Карточка №1 (приложение№2):

Разделите смеси сахара и речного песка:

  • Отфильтровать песок.
  • Перемешать раствор.
  • Подготовить фильтр.
  • Растворить смесь сахара с речным песком в воде.
  • Собрать прибор для фильтрования.
  • Выпарить раствор.
  • Собрать прибор для выпаривания.
  • Высыпать чистый сахар из выпариваемой чашки.

Карточка №2 (приложение№3)

Разделение смеси сахара и воды:

  • Собрать прибор для выпаривания.
  • Растворить сахар в воде.
  • Высыпать чистый сахар из выпариваемой чашки.
  • Выпарить раствор.

Карточка №3 (приложение №4)

Разделение смеси речного песка и воды:

  • Собрать прибор для фильтрования.
  • Подготовить фильтр.
  • Приготовить раствор.
  • Отфильтровать.

Выполнение практического задания:

Содержание задания (приложение№5)

Предлагаю вам вспомнить отрывок из сказки Василиса Прекрасная: вечером Баба Яга говорит Василисе: “… возьми мак да очисти его от земли по зернышку”. Нет ли в сказке проблемы, с которой мы сталкивались сегодня на уроке? Если она существует, постарайтесь ее сформулировать и предложить пути ее решения.

Проверьте экспериментально правильность решения проблемы.

Ход выполнения

  • Существует ли проблема?
  • От кого она исходит?
  • В чем ее содержание?

Проблема разделения смеси содержится в задании Бабы Яги для Василисы. У нас на уроке нет сказочных голубей, которые могли бы разделить смесь, состоящую из песка и мака. Для этого у вас на столах имеется все необходимое.

После краткого инструктажа по соблюдению правил техники безопасности выполняется работа , по завершении которой делается вывод о том, как учащиеся решили данную проблему.

4. Закрепление знаний, полученных на уроке

Беседа по вопросам:

  1. Всегда ли людям нужны особо чистые вещества? Где такие вещества просто необходимы?
  2. Какую из предложенных пар веществ можно разделить выпариванием, а какую фильтрованием:
    • Глина и вода
    • Сода питьевая и вода
    • Железные опилки и сера
    • Бензин и вода
    • Битое стекло и сахар
  1. Как в походных условиях очистить и обеззаразить речную воду, сделав ее пригодной для питья и приготовления пищи?

5. Подведение итогов урока.

6. Задание на дом:

Прочитать параграф 23, стр.121-124, ответить на вопросы 1-3 (устно), 4 (письменно).

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5