Цели урока: ввести понятия “чистое вещество” и “смесь веществ”, раскрыть значение смесей в природе и жизни человека, познакомить учащихся со способами разделения смесей.
Задачи:
- Обеспечить усвоение знаний о чистом веществе и смесях; классификации смесей
- Рассказать о значении смесей в природе и жизни человека
- Научить учащихся самих составлять смеси и правильно определять способы их разделения
- Обеспечить закрепление умений растворять и перемешивать вещества
- Выявить пробелы в формируемых умениях разделять смеси по физическим свойствам и компонентам
- Создать условия для развития у учащихся умений формировать проблему и предлагать пути ее решения
- Продолжить формирование умений и навыков самостоятельной работы, выделять главное, анализировать и делать выводы
Требования согласно программе:
Ученик должен:
- Иметь представление о классификации смесей, об их значении в природе и жизни человека.
- Знать определение понятия “смесь” и “чистое вещество”.
- Уметь приводить примеры смесей, определять способы их разделения теоретически и проделывать их практически.
- Уметь работать с химическим оборудованием, соблюдая при этом правила техники безопасности.
Тип урока: изучение и первичное закрепление знаний и способов деятельности.
Методы обучения: репродуктивные, частично-поисковые, проблемные.
Методы проведения:
- Рассказ с элементами беседы.
- Самостоятельная работа учащихся в парах.
- Практическая работа учащихся в парах.
Средства наглядности:
Схемы: “Примеры смесей”, “Способы разделения смесей”.
Оборудование: химические стаканы, штатив с пробирками, колба для воды, емкость для слива, магнит, воронка, фильтровальная бумага, спиртовка, держатель, фарфоровая чашка
Реактивы: вода, песок, порошок серы и железа, мак, растительное масло, опилки, соль (сахар), зубной порошок
ХОД УРОКА
Организационный момент.
- Приветствие.
- Подготовка аудитории к работе.
- Наличие учащихся.
Мотивация учебной деятельности.
Изложение нового материала.
(Сообщение темы, цели занятия, использование полученных знаний в дальнейшей деятельности)
Вода – самое удивительное, самое распространенное и самое необходимое вещество на нашей планете.
- В каком виде она встречается?
- Всегда ли одинаковы ее свойства?
- Можно ли изучать свойства воды, используя для этой цели морскую воду?
Конечно же нет, ибо морская вода представляет собой не чистую воду, а смесь различных веществ в ней, и в первую очередь солей (основную массу составляет хлорид натрия), которые придают морской воде своеобразный горько-соленый вкус. Каждое вещество, выделенное из морской воды имеет определенные свойства. Да и сама вода, хотя и загрязненная посторонними примесями или содержащая их чрезвычайно мало, - ее называют дистиллированной водой – характеризуется рядом специфических свойств.
- Уточните, пожалуйста, какими именно?
(Закипает при температуре 1000С и замерзает при температуре 00С)
А океаническая вода замерзает при температуре -1,90С (этим, например пользуются нерадивые работники городского коммунального хозяйства, когда в период гололедицы посыпают тротуары технической поваренной солью или другими реагентами)
- Как вы думаете, с чем это связано?
Природная вода не бывает совершенно чистой. Наиболее чистой является дождевая вода, но и она содержит значительные количества различных примесей, которые захватывает из воздуха.
Дистиллированная вода- это чистое вещество, потому что она состоит из одинаковых молекул, состав которых может быть отражен с помощью единственной формулы Н2О.
Только изучение веществ в чистом виде дает представление об их истинных физических и химических свойствах, а следовательно помогает правильно использовать вещества.
Некоторые примеси в ничтожно малых количествах сильно изменяют индивидуальные свойства веществ. Поэтому в полупроводниковой технике применяются сверхчистые вещества, где допустимые примеси составляют всего один атом на миллион атомов основного элемента (германия или кремния). Нарушение этого требования сильно ухудшает полупроводниковые свойства этих веществ. Вместе с тем понятие “чистое вещество” условно, так как невозможно получить абсолютно чистое вещество, ведь любое чистое вещество все равно содержит, пусть ничтожно малые, но все-таки примеси других веществ.
Поэтому чистым веществом считают такое вещество, свойства которого (плотность, твердость, температура плавления и кипения, электропроводность и другие) с достаточной точностью неизменны независимо от способа его получения. Таким образом, чистым веществом считается такое вещество, в котором примеси не влияют на его физические и химические свойства. В смесях каждое из составляющих его веществ сохраняет свои индивидуальные свойства.
В этом легко убедиться, проделав следующий эксперимент.
Эксперимент: приготовить смесь порошков серы и железа, а затем разделить ее с помощью магнита и флотации (всплывания порошка серы на воздушных пузырьках, образующихся на несмачиваемой водой поверхности ее крошечных кристалликов при высыпании смеси в воду)
Выводы, которые должны сделать учащиеся:
- Различные образцы смесей могут содержать одни и те же компоненты в любых соотношениях, но свойства этих компонентов не зависят от состава смеси
- В большинстве случаев при механическом смешивании веществ - физическое явление- не происходит ни поглощения, ни выделения энергии. При химических же явлениях – химических реакциях – энергия, как правило, поглощается или выделяется.
- Смеси могут быть разделены на компоненты физическими способами, в то время, как для выделения составных частей – чистого вещества – химического соединения необходимы реакции.
В жизни мы встречаемся не с чистыми веществами, а со смесями веществ.
Демонстрация: приготовим несколько разных смесей ( вода и растительное масло, вода и речной песок, опилки и песок, вода и уксусная кислота и др.) и посмотрим все ли они одинаковы или между ними есть различие.
СМЕСИ
Задания:
- Найти в учебнике на стр.121 определение однородных (жидких, твердых и газообразных) и неоднородных смесей, записать их в тетрадь и привести примеры
- Предложенные примеры смесей соотнести к той или другой группе ( туман, дым, шипучие напитки, речной и морской ил, строительные растворы, мазь, тушь, помада, сплавы, минералы), заполнив таблицу (Приложение №1):
Агрегатное состояние веществ |
Примеры смесей |
Твердое-твердое | |
Твердое-жидкое | |
Твердое-газообразное | |
Жидкое-жидкое | |
Жидкое-твердое | |
Жидкое-газообразное | |
Газообразное-газообразное | |
Газообразное-жидкое | |
Газообразное-твердое |
Состав смесей устанавливают с помощью химического анализа. Химический анализ применяют очень широко, он необходим при решении важных хозяйственных и научно-технических задач. Проведение анализа стали по ходу ее выплавки (например определение содержания углерода) – обязательное условие успешного проведения металлургического процесса.
Без определения концентрации примесей, загрязняющих воздух и воду, невозможен контроль над состоянием окружающей среды. Химический анализ горных пород и руд используют при разведке полезных ископаемых. Химический анализ необходим криминалисту и археологу, медику и искусствоведу и многим другим специалистам. А космические исследования? Изучение атмосферы Венеры, горных пород Марса, состав лунного грунта невозможно без проведения химического анализа.
Основные способы разделения смесей (очистка веществ)
Совместное составление схемы на доске с параллельной демонстрацией способов разделения смесей.
Работа учащихся в парах по инструктивным карточкам по составлению алгоритма для разделения смеси
Карточка №1 (приложение№2):
Разделите смеси сахара и речного песка:
- Отфильтровать песок.
- Перемешать раствор.
- Подготовить фильтр.
- Растворить смесь сахара с речным песком в воде.
- Собрать прибор для фильтрования.
- Выпарить раствор.
- Собрать прибор для выпаривания.
- Высыпать чистый сахар из выпариваемой чашки.
Карточка №2 (приложение№3)
Разделение смеси сахара и воды:
- Собрать прибор для выпаривания.
- Растворить сахар в воде.
- Высыпать чистый сахар из выпариваемой чашки.
- Выпарить раствор.
Карточка №3 (приложение №4)
Разделение смеси речного песка и воды:
- Собрать прибор для фильтрования.
- Подготовить фильтр.
- Приготовить раствор.
- Отфильтровать.
Выполнение практического задания:
Содержание задания (приложение№5)
Предлагаю вам вспомнить отрывок из сказки Василиса Прекрасная: вечером Баба Яга говорит Василисе: “… возьми мак да очисти его от земли по зернышку”. Нет ли в сказке проблемы, с которой мы сталкивались сегодня на уроке? Если она существует, постарайтесь ее сформулировать и предложить пути ее решения.
Проверьте экспериментально правильность решения проблемы.
Ход выполнения
- Существует ли проблема?
- От кого она исходит?
- В чем ее содержание?
Проблема разделения смеси содержится в задании Бабы Яги для Василисы. У нас на уроке нет сказочных голубей, которые могли бы разделить смесь, состоящую из песка и мака. Для этого у вас на столах имеется все необходимое.
После краткого инструктажа по соблюдению правил техники безопасности выполняется работа , по завершении которой делается вывод о том, как учащиеся решили данную проблему.
4. Закрепление знаний, полученных на уроке
Беседа по вопросам:
- Всегда ли людям нужны особо чистые вещества? Где такие вещества просто необходимы?
- Какую из предложенных пар веществ можно разделить выпариванием, а какую фильтрованием:
- Глина и вода
- Сода питьевая и вода
- Железные опилки и сера
- Бензин и вода
- Битое стекло и сахар
- Как в походных условиях очистить и обеззаразить речную воду, сделав ее пригодной для питья и приготовления пищи?
5. Подведение итогов урока.
6. Задание на дом:
Прочитать параграф 23, стр.121-124, ответить на вопросы 1-3 (устно), 4 (письменно).