Программа предмета математический дизайн - результат многолетней проектной работы педагога в области изучения проблем непрерывного дизайн образования. Процесс разработки и апробации программы – процесс моделирования понятия математический дизайн, принципов взаимодействия с учебными дисциплинами и предметами дополнительного образования для классов информационно-технологического профиля.
Работы учащихся носят проектно - исследовательский характер и составляют содержание будущего учебника по математическому дизайну. Стало для всех учащихся традиционным участие в реализации проекта «Пишем учебник по математическому дизайну». Содержание страниц будущего учебника - материалы анализа своего опыта, схемы, рисунки, описание последовательности своих действий при создании принципиального нового, как некоторой теории. Это процесс рефлексии, принцип обучения, побуждающий осмысливать и давать оценку своей деятельности. Написание страниц учебника, это не самоцель для учащихся и для педагога, а средство обучения, апробация определенных подходов, приемов, способствующих определить те наиболее эффективные возможности проектных дизайн - технологий, которые дают положительный эффект в образовательном процессе.
На данный момент в лицее выпущено 3 сборника. Содержание будущего учебника, а также название тем и глав формируется самими учащимися, исходя из выявленных общих проблем. Тексты, абстрактные графические иллюстрации к ним - это оформленный результат выполненных на занятиях математического дизайна специальных проектных заданий по определенной теме программы данного предмета. Этот материал может являться учебным пособием для начинающих дизайнеров и предметом для научного осмысления результатов проектно-образовательной деятельности педагога.
Материал исследований распределен по следующим темам: математические методы в художественном проектировании; принципы создания нового; абстрактно-графический образ как качество некоторого объекта, экспериментальная работа. В 2008- 2009 учебном году в разделе экспериментальная работа представлена концепция идеи виртуального театра как оригинального подхода и, возможно, одного из эффективных средств обучения будущих дизайнеров.
Понятие виртуального театра – новое, над его определением работали и педагог и учащиеся, пробовали и предполагали и совместно искали те возможности, которые, по мнению самих учащихся, являются наиболее эффективными средствами в обучении проектному творчеству. В этом заложен определенный смысл – учащиеся проектировщики пробуют разрабатывать не только передовые технологии, но они уже сейчас формируют представление школы будущего для своих детей. Здесь практически закладывается модель проектного мышления человека будущего, родители – первые учителя и наставники своих детей, они формируют культуру потребностей ребенка, А творчество, в том числе и проектное, любовь к нему, становится необходимым условием для преодоления человеком всевозможных критических жизненных состояний в современном обществе.
Включение в проектный процесс вопросов управленческого характера как: стратегия формирования положительного имиджа ОУ, дает возможность учащимся ощутить себя с педагогами и администрацией единой командой, общей заботой которой является укрепление положения своей организации в рыночных условиях через разработку проектных идей по формированию специальной организации образовательной среды нашего учебного заведения. Ряд авторов неоднократно являются участниками российского Фестиваля исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио», работы представляются на научно-практической конференции в лицее. Обретается опыт создания социально значимого продукта, способа его представления, получения оценки, закаливается способность представлять свое открытие, идею и критически относиться к ней. Предмет математический дизайн, в системе с другими предметами по основам дизайна способствует формированию качеств личности, свободно владеющей навыками творческой активности и возможностью продолжать образование, связанное с профессией дизайнера.
В процессе создания программы предмета были выявлены некоторые общие особенности организации мышления тех учащихся, достигающих наиболее высоких результатов при выполнении проектно-творческих заданий, что выражается в следующем: наличие некоторого общего правила действий, проявляющегося в определенной закономерности расположения элементов абстрактно-графической работы. Кроме того, эти учащиеся испытывают меньше трудностей при распознавании не явно выраженных качеств, признаков определенных реальных объектов, представленных в абстрактной графической форме.
Для определения условий наиболее эффективного обучения, близких к современным жизненным процессам, взяты следующие отрицательно воздействующие на человека условия современной жизни, блокирующие его возможности для обеспечения самостоятельного принятия решений, действий в сложных ситуациях различного рода. С одной стороны, это условия неопределенности и с другой – система сложившихся у человека стереотипов - определенных жизненных правил действий, поведения, представлений, опыта. Трансформируя обозначенные отрицательно воздействующие на человека условия современной жизни в наиболее эффективные средства обучения, благотворно влияющие на формирование таких качеств личности, как: гибкость, креативность, способность в дальнейшем работать более чем в одной профессиональной позиции. Тем самым определялся механизм, принципы управления и содержание проектной деятельности образовательных субъектов.
На данный момент реализация данной идеи представляет собой следующее: математический дизайн – образно геометризированное моделирование понятий, систем, процессов; проектная деятельность образовательных субъектов строится на принципах инновационного проектирования; организация процесса обучения включает следующие виды деятельности: проектная, исследовательская, образовательная; результат проектной деятельности является для образовательного субъекта материалом для исследования и построения модели своего опыта создания нового, планирования дальнейшего содержания обучения и реализацию своих намеченных планов – собственно дальнейшее образование; представление результатов проектно-исследовательской деятельности на конкурсы, фестивали, конференции для получения независимой экспертной оценки своей деятельности.
Апробируемая модель управления процессом проектирования имеет следующий вид:
И представляет собой краткое изложение содержания процесса моделирования: порождение модели через поиск наиболее точного соответствия содержания и абстрактной графической формы его представления. Графическая модель может нести в себе принцип устройства, представлять систему некоторых наиболее характерных отношений, то есть является графическим концептом, а для зрителя выступать как художественный образ определенной сконцентрированной информации. Зрителю для прочтения в таком виде поданной информации достаточно знаний школьного курса геометрии. Язык алгебры и геометрии – формальные языки, но геометрические фигуры уже сами по себе являются портретом определенных отношений, моделью. А с другой стороны, язык геометрии ближе всего к художественному языку, что делает модель красивой и привлекательной при внесении определенных художественных средств, помогающих усилить акцент на наиболее значимую часть информации. Весь процесс порождения модели можно отнести к формализованному проектированию художественными средствами. И для предмета математический дизайн одной из задач является формирование у учащихся представления о школьном курсе математики как учебном предмете, помогающем будущим дизайнерам осваивать такие эффективные средства создания принципиально нового, как моделирование и анализ, являющиеся способом познания, принципом и результатом проектной деятельности не только на занятиях данного предмета.
Графический портрет некоторого качества заданного реально существующего объекта разрабатывается при отсутствии образца и опыта создания принципиально нового. Образовательный субъект погружается в условия неопределенности, и положительный результат зависит только от его фантазии, самостоятельного принятия решения в своих действиях. Все педагогические действия носят характер сотрудничества и направлены на поддержку развития и реализации возникающего замысла, на побуждение к анализу ситуации и результата действий. При этом очень важно эмоциональное сопереживание чувства радости и неудовлетворенности результатом, помогающее взращиванию силы воли и веры в свои возможности, формирующее потребность в знаниях, изучению специальной литературы.
Последние3-4 года работы направлены на определение принципов и механизма интеграции предметов дополнительного образования и учебных. На данный момент представляют следующее:
- идея целостности процесса проектирования как: «от проектной идеи до реализации в материале и представлении в социуме»;
- общность основных видов деятельности для педагогов и учащихся как: проектная, исследовательская, образовательная;
- идея общего проекта, как будущего учебного предмета, играющего роль преобразующего элемента уже имеющихся учебных дисциплин выстраиваемой системы.
Предполагаемые принципы, и механизм интеграции определялся, прежде всего, в процессе интеграции математики и дизайна. Затем апробировался выявленный подход, и определялись особенности взаимодействия математического дизайна и технологии. Это дало возможность определить некоторые общие принципы, которые могут быть положены в основу интеграции, не только указанных предметов.
Опыт и результаты педагогической проектной деятельности представлялся на фестивалях, научно-педагогических конференциях в МаГУ (Магнитогорский государственный университет), ряд статей опубликован в различных научных сборниках.