Урок природоведения в 5-м классе на тему "Вещества, образуемые растениями"

Разделы: Биология


Цель: познакомить учащихся с многообразием веществ, образуемых растениями,  раскрыть их значение в жизни растения и для человека.

Оборудование: костюм для персонажа «Энциклопедия»; комплект открыток «Осторожно: ядовитые растения»; таблица «Суточные нормы витаминов»; таблички с терминами «витамины», «дубильные вещества», «фитонциды», «ядовитые вещества растений»; (термины  вывешивают на доске по ходу их рассмотрения в процессе урока); натуральные объекты: луковица лука; чеснока; кора дуба; корневище хрена; гербарий; фрукты.

Ключевые слова: фитонциды; дубильные вещества, витамины;  ядовитые вещества растений.

Ход урока

Учитель:

Где ложится ветер спать?
Можно ль молнию поймать?
До чего же интересно
Все на свете узнавать?

Почему мурлычет кошка?
Почему бамбук – трава?
Что такое хромосомы?
Сколько весит рыба сом?

Кто из вас может ответить на все эти, и многие другие вопросы?

Нет такого человека, который мог бы ответить на все вопросы, да и нет в этом необходимости. Чтобы точный дать ответ на любой вопрос, на урок приходит наш интересный персонаж.

Встречайте! (выходит девочка в костюме «Энциклопедия»)

Энциклопедия:

Я – книга необычная,
Зовут Энциклопедия-
Источник информации
Об этом, и о том,
Открой мои страницы,
Увидишь ты, что строго,
В порядке алфавитном
Там термины живут.
Я и универсальная, и узкоспециальная.
Ответить помогу вам на любой вопрос.

Сегодня на уроке вы побываете на некоторых моих страницах и узнаете о том, что:

Они бывают разные:
Полезные, опасные,
Красивые, пахучие,
С  листьями, колючие.
Лекарства заменяют
С лакомством бывают
И чаем нас напоят
И даже дом построят
Земли они творенья
Зовем мы их растения.

А еще, я помогу вам узнать, что среди огромного разнообразия веществ, создаваемых живыми организмами в процессе химических реакций, есть вещества, которые образуют только растения. Что же это за вещества?

Запись в тетради темы урока «Вещества, образуемые растениями».

Учитель: Открываем энциклопедию на странице, где находятся слова на букву «В» и находим  слово «витамины».

Энциклопедия: Витамины – название этого слова происходит от латинского слова «жизнь». Витамины – соединения различной химической природы, выполняющие важные функции в живых организмах. Витамины требуются организму в очень небольших количествах т.к. обладают высокой биологической активностью. В настоящее время известно более 30 витаминов. Их обозначают буквами латинского алфавита  А, В, С, D, E, К, Р, РР и т.д. Этот ряд букв часто называют «чудесной азбукой здоровья». Основным источником витаминов являются растения.

Учитель: Ученые исследовали множество пищевых продуктов, отыскивая в них витамины. Есть витамины, которые содержатся как в растительной, так и в животной пище. А есть витамины, содержащиеся преимущественно в растениях. Основные витамины растительного происхождения – В1,С, Р, Е.

Давайте обратимся к  учебнику рис. 69 на стр.50 и посмотрим, какие витамины содержатся в растениях.

Обнаружено, что много витаминов в свежей зелени, помидорах, черной смородине, землянике, крыжовнике, красном перце, капусте, щавеле, красной моркови, картофеле.

Если пища содержит недостаточное количество витаминов – развивается  «гиповитаминоз». При недостатке витаминов каждой группы развивается свой гиповитаминоз.

Сведения о витаминах нужны каждому человеку, чтобы сохранить здоровье, правильно составить рацион питания, в котором непременно должна входить пища растительного происхождения.

Работа с текстом на стр. 50.

Учитель: Почти во всех растениях содержатся, но в разных количествах дубильные вещества. Открываем  энциклопедию и находим нужное нам слово на букву «Д».

Энциклопедия: Дубильные (дубящие вещества) – вещества, используемые для придания прочности, пластичности и износоустойчивости и других свойств, необходимых при

выработке кожаных и меховых изделий. В России для этого чаще всего пользовались корой дуба, поэтому содержащиеся в ней вяжущие вещества стали называть дубильными.

Учитель: С дубов снимают кору, которая идет на дубление кож. Кожи вымачивают вместе с дубовой корой, отчего они становятся мягкими, прочными и не подвергаются гниению. Кору для дубления снимают с молодых дубов, не достигших 20-летнего возраста.

Дубильные вещества содержатся не только в коре дуба, но и березовых почках, в плодах и листьях земляники. Дубильные вещества используют в медицине, в пищевой промышленности – для производства чая и какао. Дубильные вещества, выполняют защитную роль в жизни растений. Их вяжущие свойства человек использует в хозяйственных целях.

А следующих участников нашего урока нам нужно отыскать в загадках.

Я – приправа в каждом блюде
И всегда полезен людям.
Угадали? Я – ваш друг,
Я – простой зеленый (лук).
 
Не болеем больше гриппом
Не боимся сквозняка
Все лекарства заменяет
Нам головка (чеснока).

Белый корнеплод под землей растет
Как корень добудешь – так плакать будешь (хрен).

Лечебные свойства лука и чеснока признавались у всех народов и во все времена. На Востоке существовала поговорка: «Лук в твоих объятьях – проходит всякая болезнь», а наши предки славяне говорили «Лук от семи недуг». Такой взгляд на целебность лука и чеснока, держащийся в течение многих веков, подтвердился открытиями ученых-биологов.

Профессор Б.П. Токин и его сотрудники установили, что от летучих , пахучих веществ (эфирных масел), выделяемых луком, чесноком, хреном и другими растениями, гибнут гнилостные и болезнетворные бактерии, простейшие животные- амебы и инфузории и даже лягушки и крысы. Достаточно в течение 3 минут пожевать лук или чеснок, чтобы убить во рту все бактерии.

Что же особенного содержится в этих растениях и почему они являются «грозой» для микробов?

А содержатся в растениях вещества, которые получили название – фитонциды.

Слово Энциклопедии.

Энциклопедия: Фитонциды – вещества, образуемые растениями, биологически активные вещества, убивающие или подавляющие рост и развитие других организмов (главным образом микробов).

Учитель: Способность древесных растений (особенно хвойных) выделять фитонциды представляет интерес для специалистов по озеленению городов. Гектар  лиственного леса выделяет в атмосферу за сутки около 2 кг фитонцидов, а 1 га соснового леса – около 5 кг.

А как вы думаете, почему именно городскую территорию нужно озеленять хвойными растениями? (Ответ учащихся).

Препараты, содержащие фитонциды лука, чеснока, хрена, черемухи, дуба, горчицы, сосны и других растений применяют в медицине.

Растения создают в результате химических реакций разнообразные вещества, обеспечивающие другие организмы, в том числе и человека, не только энергией, но и лекарствами, витаминами. Есть среди растений и такие, которые опасны для здоровья человека и содержат яды.

Энциклопедия:

Яды – вещества растительного, животного и минерального происхождения или продукты химического синтеза, способные при воздействии на живой организм вызвать острое или хроническое отравление.

Учитель: Запомни эти растения, они содержат яды, опасные для жизни и здоровья человека.(Демонстрация открыток с изображениями растений)

Нам запах свежести лесной
Приносит позднею весной
Цветок душистый, нежный
Из кисти белоснежной (ландыш майский – все растение ядовито)

Вороний глаз (ядовито все растение, особенно плоды); вех ядовитый (цикута), (наиболее ядовиты корневище и молодая зелень. Зелень имеет приятный запах петрушки, можно спутать).

Цветок трубочкой
С белой юбочкой
А плод-лукавый
С шипами, с отравой (дурман обыкновенный – все растение ядовито)

Паслен черный (все растение, кроме зрелых черных ягод ядовито); воронец колосистый (одно из ядовитейших растений.); волчье лыко (все растение, особенно плоды и кора очень ядовиты); борщевик (особенно ядовит во время цветения и в начале созревания плодов); болиголов (ядовито все растение); бирючина (ядовиты листья и плоды); бересклет (ядовиты кора, корни листья и плоды); купена (ядовиты все части растения).

У тропы стоит неряха
На ней липкая рубаха
На плече кувшин узорный
До краев с отравой черной (белена черная – ядовито все растение).

Эти растения опасны не только тем, что содержат ядовитые вещества, но и тем, что имеют привлекательные плоды, по виду  и даже вкусу похожие на пищевые. Для своей безопасности нужно быть осторожным с любым неизвестным растением и понимать, насколько опасны последствия неосторожного обращения с ними. Даже ,если  мы дотрагиваемся до некоторых из них, мы можем получить ожог.

На стр.51 находится памятка «Как нужно действовать при пищевом отравлении»  (внимательно изучите её дома).

Итог урока. А сейчас, давайте вспомним, с какими веществами нас сегодня познакомила Энциклопедия и проверим как вы их запомнили.

Краткий  письменный опрос по вопросам:

  1. Какие вещества находятся в луке, чесноке, сосне и других растениях, губительные для микроорганизмов? (фитонциды)
  2. Какое растение в России чаще всего используют для получения дубильных веществ? (дуб).
  3. Как называется ряд букв из «чудесной азбуки здоровья»? (витамины).
  4. Какие  растения опасны для здоровья человека? Назови  известные тебе  ядовитые растения

Учитель: Сегодня на уроке с помощью Энциклопедии мы познакомились лишь с некоторыми веществами, которые образуют растения. Выяснили, почему они так называются, и в заключении, загадка.

Скинули с Егорушки
Золотые перышки
Заставил Егорушка
Плакать и без горюшка.

Почему лук заставляет нас плакать? На этот вопрос хотелось бы узнать ответ от вас. В  качестве помощника предлагаю вам воспользоваться энциклопедией «Все обо всем».

Домашнее задание.

На стр. 48, значок «Д», ответить письменно на вопросы, на стр. 51 прочитать и запомнить «Правила  первой помощи при отравлении».