Цель: познакомить учащихся с многообразием веществ, образуемых растениями, раскрыть их значение в жизни растения и для человека.
Оборудование: костюм для персонажа «Энциклопедия»; комплект открыток «Осторожно: ядовитые растения»; таблица «Суточные нормы витаминов»; таблички с терминами «витамины», «дубильные вещества», «фитонциды», «ядовитые вещества растений»; (термины вывешивают на доске по ходу их рассмотрения в процессе урока); натуральные объекты: луковица лука; чеснока; кора дуба; корневище хрена; гербарий; фрукты.
Ключевые слова: фитонциды; дубильные вещества, витамины; ядовитые вещества растений.
Ход урока
Учитель:
Где ложится ветер спать?
Можно ль молнию поймать?
До чего же интересно
Все на свете узнавать?
Почему мурлычет кошка?
Почему бамбук – трава?
Что такое хромосомы?
Сколько весит рыба сом?
Кто из вас может ответить на все эти, и многие другие вопросы?
Нет такого человека, который мог бы ответить на все вопросы, да и нет в этом необходимости. Чтобы точный дать ответ на любой вопрос, на урок приходит наш интересный персонаж.
Встречайте! (выходит девочка в костюме «Энциклопедия»)
Энциклопедия:
Я – книга необычная,
Зовут Энциклопедия-
Источник информации
Об этом, и о том,
Открой мои страницы,
Увидишь ты, что строго,
В порядке алфавитном
Там термины живут.
Я и универсальная, и узкоспециальная.
Ответить помогу вам на любой вопрос.
Сегодня на уроке вы побываете на некоторых моих страницах и узнаете о том, что:
Они бывают разные:
Полезные, опасные,
Красивые, пахучие,
С листьями, колючие.
Лекарства заменяют
С лакомством бывают
И чаем нас напоят
И даже дом построят
Земли они творенья
Зовем мы их растения.
А еще, я помогу вам узнать, что среди огромного разнообразия веществ, создаваемых живыми организмами в процессе химических реакций, есть вещества, которые образуют только растения. Что же это за вещества?
Запись в тетради темы урока «Вещества, образуемые растениями».
Учитель: Открываем энциклопедию на странице, где находятся слова на букву «В» и находим слово «витамины».
Энциклопедия: Витамины – название этого слова происходит от латинского слова «жизнь». Витамины – соединения различной химической природы, выполняющие важные функции в живых организмах. Витамины требуются организму в очень небольших количествах т.к. обладают высокой биологической активностью. В настоящее время известно более 30 витаминов. Их обозначают буквами латинского алфавита А, В, С, D, E, К, Р, РР и т.д. Этот ряд букв часто называют «чудесной азбукой здоровья». Основным источником витаминов являются растения.
Учитель: Ученые исследовали множество пищевых продуктов, отыскивая в них витамины. Есть витамины, которые содержатся как в растительной, так и в животной пище. А есть витамины, содержащиеся преимущественно в растениях. Основные витамины растительного происхождения – В1,С, Р, Е.
Давайте обратимся к учебнику рис. 69 на стр.50 и посмотрим, какие витамины содержатся в растениях.
Обнаружено, что много витаминов в свежей зелени, помидорах, черной смородине, землянике, крыжовнике, красном перце, капусте, щавеле, красной моркови, картофеле.
Если пища содержит недостаточное количество витаминов – развивается «гиповитаминоз». При недостатке витаминов каждой группы развивается свой гиповитаминоз.
Сведения о витаминах нужны каждому человеку, чтобы сохранить здоровье, правильно составить рацион питания, в котором непременно должна входить пища растительного происхождения.
Работа с текстом на стр. 50.
Учитель: Почти во всех растениях содержатся, но в разных количествах дубильные вещества. Открываем энциклопедию и находим нужное нам слово на букву «Д».
Энциклопедия: Дубильные (дубящие вещества) – вещества, используемые для придания прочности, пластичности и износоустойчивости и других свойств, необходимых при
выработке кожаных и меховых изделий. В России для этого чаще всего пользовались корой дуба, поэтому содержащиеся в ней вяжущие вещества стали называть дубильными.
Учитель: С дубов снимают кору, которая идет на дубление кож. Кожи вымачивают вместе с дубовой корой, отчего они становятся мягкими, прочными и не подвергаются гниению. Кору для дубления снимают с молодых дубов, не достигших 20-летнего возраста.
Дубильные вещества содержатся не только в коре дуба, но и березовых почках, в плодах и листьях земляники. Дубильные вещества используют в медицине, в пищевой промышленности – для производства чая и какао. Дубильные вещества, выполняют защитную роль в жизни растений. Их вяжущие свойства человек использует в хозяйственных целях.
А следующих участников нашего урока нам нужно отыскать в загадках.
Я – приправа в каждом блюде
И всегда полезен людям.
Угадали? Я – ваш друг,
Я – простой зеленый (лук).
Не болеем больше гриппом
Не боимся сквозняка
Все лекарства заменяет
Нам головка (чеснока).
Белый корнеплод под землей растет
Как корень добудешь – так плакать будешь (хрен).
Лечебные свойства лука и чеснока признавались у всех народов и во все времена. На Востоке существовала поговорка: «Лук в твоих объятьях – проходит всякая болезнь», а наши предки славяне говорили «Лук от семи недуг». Такой взгляд на целебность лука и чеснока, держащийся в течение многих веков, подтвердился открытиями ученых-биологов.
Профессор Б.П. Токин и его сотрудники установили, что от летучих , пахучих веществ (эфирных масел), выделяемых луком, чесноком, хреном и другими растениями, гибнут гнилостные и болезнетворные бактерии, простейшие животные- амебы и инфузории и даже лягушки и крысы. Достаточно в течение 3 минут пожевать лук или чеснок, чтобы убить во рту все бактерии.
Что же особенного содержится в этих растениях и почему они являются «грозой» для микробов?
А содержатся в растениях вещества, которые получили название – фитонциды.
Слово Энциклопедии.
Энциклопедия: Фитонциды – вещества, образуемые растениями, биологически активные вещества, убивающие или подавляющие рост и развитие других организмов (главным образом микробов).
Учитель: Способность древесных растений (особенно хвойных) выделять фитонциды представляет интерес для специалистов по озеленению городов. Гектар лиственного леса выделяет в атмосферу за сутки около 2 кг фитонцидов, а 1 га соснового леса – около 5 кг.
А как вы думаете, почему именно городскую территорию нужно озеленять хвойными растениями? (Ответ учащихся).
Препараты, содержащие фитонциды лука, чеснока, хрена, черемухи, дуба, горчицы, сосны и других растений применяют в медицине.
Растения создают в результате химических реакций разнообразные вещества, обеспечивающие другие организмы, в том числе и человека, не только энергией, но и лекарствами, витаминами. Есть среди растений и такие, которые опасны для здоровья человека и содержат яды.
Энциклопедия:
Яды – вещества растительного, животного и минерального происхождения или продукты химического синтеза, способные при воздействии на живой организм вызвать острое или хроническое отравление.
Учитель: Запомни эти растения, они содержат яды, опасные для жизни и здоровья человека.(Демонстрация открыток с изображениями растений)
Нам запах свежести лесной
Приносит позднею весной
Цветок душистый, нежный
Из кисти белоснежной (ландыш майский – все растение ядовито)
Вороний глаз (ядовито все растение, особенно плоды); вех ядовитый (цикута), (наиболее ядовиты корневище и молодая зелень. Зелень имеет приятный запах петрушки, можно спутать).
Цветок трубочкой
С белой юбочкой
А плод-лукавый
С шипами, с отравой
(дурман обыкновенный – все растение ядовито)
Паслен черный (все растение, кроме зрелых черных ягод ядовито); воронец колосистый (одно из ядовитейших растений.); волчье лыко (все растение, особенно плоды и кора очень ядовиты); борщевик (особенно ядовит во время цветения и в начале созревания плодов); болиголов (ядовито все растение); бирючина (ядовиты листья и плоды); бересклет (ядовиты кора, корни листья и плоды); купена (ядовиты все части растения).
У тропы стоит неряха
На ней липкая рубаха
На плече кувшин узорный
До краев с отравой черной (белена черная – ядовито все растение).
Эти растения опасны не только тем, что содержат ядовитые вещества, но и тем, что имеют привлекательные плоды, по виду и даже вкусу похожие на пищевые. Для своей безопасности нужно быть осторожным с любым неизвестным растением и понимать, насколько опасны последствия неосторожного обращения с ними. Даже ,если мы дотрагиваемся до некоторых из них, мы можем получить ожог.
На стр.51 находится памятка «Как нужно действовать при пищевом отравлении» (внимательно изучите её дома).
Итог урока. А сейчас, давайте вспомним, с какими веществами нас сегодня познакомила Энциклопедия и проверим как вы их запомнили.
Краткий письменный опрос по вопросам:
- Какие вещества находятся в луке, чесноке, сосне и других растениях, губительные для микроорганизмов? (фитонциды)
- Какое растение в России чаще всего используют для получения дубильных веществ? (дуб).
- Как называется ряд букв из «чудесной азбуки здоровья»? (витамины).
- Какие растения опасны для здоровья человека? Назови известные тебе ядовитые растения
Учитель: Сегодня на уроке с помощью Энциклопедии мы познакомились лишь с некоторыми веществами, которые образуют растения. Выяснили, почему они так называются, и в заключении, загадка.
Скинули с Егорушки
Золотые перышки
Заставил Егорушка
Плакать и без горюшка.
Почему лук заставляет нас плакать? На этот вопрос хотелось бы узнать ответ от вас. В качестве помощника предлагаю вам воспользоваться энциклопедией «Все обо всем».
Домашнее задание.
На стр. 48, значок «Д», ответить письменно на вопросы, на стр. 51 прочитать и запомнить «Правила первой помощи при отравлении».