Урок математики в 4-м классе на тему "Решение неравенства. Умножение и деление круглых чисел. Закрепление"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Учиться находить множество решений неравенств, отрабатывать навыки умножения на круглые числа на основе алгоритма умножения данного вида, решать задачи, требующие применения различных формул.
  2. Развивать познавательный интерес к математике, логическое мышление, математическую речь.

Ход урока

I. Организационный момент.

Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок,
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать,
Чтоб за работу получить
“Орден Мудрой совы!”

II. Актуализация знаний.

1. Игра “Молчанка”.

- Какие из данных чисел делятся на 3?

- Назовите ещё числа, которые делятся на 3.

- Выберите неравенмтва с данными числами. (Слайд 4. Презентация)

9 >8 6<9 3=3 10-3=7 5-1<6 8>2

2-1=3 5>1+2 10-1 <12 32<46 45:3=15 7•6<45

- Что такое неравенство? (Работа по группам)

2. Займёмся проектной деятельностью.

- Перед нами – проблема – что такое решение неравенств?

Первая группа – учёные-теоретики - изучаете правило, обьясняете.

Вторая группа – независимые эксперты – проверяете правильность теории - №1.

Третья группа – практики – находите решение неравенства (№ 2).

3. Проведём дисскусию.

- Сначала слушаем теоретиков, что же такое решение неравенства?

- Теперь отвечают практики.

- Что же нам ответят независимые эксперты? Кто же прав?

4. Закрепление темы. (Слайд 6)

1) На слайде записаны неравенства:

49+ х < 73

86- у < 30                     30 - ?

5 •а > 190

- Является число 30 решением этих неравенств?

Ответ: число 30 не является решением этих неравенств, так как это значение переменной не удовлетворяет ни одному из неравенств.

2) Уберём первые числа и знаки "+" и "–". (На слайде)

  • х<73.
  • у<30.
  • а>190.

- Прочитайте получившиеся неравенства и найдите множество решений.

  • х<73. х= {0, 1, 2, 3, 4, …71, 72}
  • у<30. у = {0, 1, 2,…29}
  • а>190. а = {191, 192, 193, …}

- Найдите лишнее неравенство. (а 190)

- Почему? (Другой знак;имеет бесконечное множество решений)

- Итак, что называется множеством решений неравенства? (Множеством решений неравенства называют полный список решений неравенства)

Весёлая переменка (слайд 7).

В стране геометрических фигур

“Одним росчерком” - обвести фигуру одним росчерком (не отнимая пера или карандаша от бумаги и не удваивая ни одной линии).

Физкультминутка

На болоте две подружки,
Две зелёные лягушки
Утром рано умывались,
Полотенцем обтирались,
Ножками топали,
Ручками хлопали,
Вправо, влево покружились
И на место возвратились.
Вот здоровья в чём секрет,
Всем друзьям
Физкультпривет!

III. Решение задач методом “кластера” - работа в парах.

- Проведём “Мозговой штурм” в парах по решению этой задачи. (На слайде 9)

Вася купил 8 значков и 5 фишек по одинаковой цене. За значки он уплатил160 рублей. Сколько Вася заплатил за фишки?

Один задаёт вопросы, другой – находит ответы в задаче.

О чём говорится в задаче? Что Вася купил значки и фишки.
Что известно? 8 значков и 5 фишек, 160 рублей - стоймость всех значков
Что неизвестно? Цена каждого предмета
Какой главный вопрос задачи? Сколько стоят фишки?
Можем ли мы ответить сразу на этот вопрос? Нет. Неизвестна цена предмета, знаем, что она одинаковая.
Как найти цену? Найдите формулу. Ц= С : К
Как найти стоймость всех фишек? С= Ц •К

Решение задачи запишите на хвостовых плавниках нашей рыбки.

Проверка на слайде 140:7 =20 (рублей), 20•4 = 80 (рублей)

Слайд 10.

IV. Повторение. (Индивидуальная работа)

Письменное умножение на числа оканчивающиеся нулями.

Давайте повторим алгоритм умножения данного вида.

Напечатано на листочках у каждого:

42х20         58х30

12х40         17х60

130х8         230х4

6х320         8х120

50х30         70х40

150х70       140х20

Фронтальная работа – блиц-турнир (слайд 11).

  • На строительство пирамиды в первый день утром прислали 70 рабов, вечером в два раза больше, а на следующее утро – на 30 рабов больше, чем вечером. Сколько рабов прислали на следующее утро?
  • Пирамиды строились из больших каменных блоков, чтобы вытесать один блок, один раб должен был работать в течение 3 месяцев. Сколько времени ему необходимо было работать, чтобы вытесать 5 блоков?
  • Около пирамид было установлено 18 сфинксов, по 2 у каждой. У скольких пирамид стояли эти грозные стражи?
  • Основание пирамиды – квадрат. Подсчитайте площадь основания пирамиды, если известно, что длина стороны 20 м.
  • В усыпальницах фараонов учёные часто находят амулеты, изображающие жука-скарабея. Эти жуки лепят шары. Масса одного шара 40 г. Какова масса 8 таких шаров

Проверка на слайде.

V. Итог урока.

- Чем мы занимались на уроке? (Повторением)

- Что такое неравенство?

- Как умножать на числа оканчивающиеся нулями?

VI. Рефлексия.