Коррекционное воздействие основывается на максимальном использовании способностей ребёнка с особыми возможностями и постепенной активизации нарушенных функций. Эффективным коррекционным средством при обучении дошкольников с общим недоразвитием речи служат приёмы мнемотехники и наглядного моделирования в связи с тем, что у дошкольников память носит непроизвольный характер: они лучше запоминают факты, явления, события, близкие их жизненному опыту. Исследования мнестических функций у детей с общим недоразвитием речи показывают, что объём их памяти практически не отличается от нормы, остаются относительно сохранными и возможности смыслового, логического запоминания. Однако заметно снижены их слуховая память и продуктивность запоминания по сравнению с нормально говорящими детьми.
В то же время, наглядное моделирование является той формой опосредствования, которой овладевают дошкольники и которая может рассматриваться в качестве основы развития общих умственных способностей
Под знаком в современной семиотике (наука о сущности и общих законах функционирования знаковых систем) понимается материальный, чувственно воспринимаемый предмет (явление, действие), выступающий в процессе познания и общения в качестве представителя другого предмета (явлений или действий) и используемый для получения, хранения и преобразования и передачи информации о нём.
По поводу роли знаков и знаковых моделей в осуществлении высших психических функций человека Л.С. Выготский писал: «… в высшей структуре функциональным определяющим целым или фокусом всего процесса является знак и способ его употребления. Подобно тому, как применение того или иного орудия диктует строй трудовой операции, подобно этому характер употребляемого знака является тем основным моментом, в зависимости от которого конструируется весь остальной процесс».
Методы моделирования дают возможность дошкольникам с общим недоразвитием речи, у которых не развито словесно – логическое мышление, наглядно представить конкретную ситуацию, необходимую для порождения определённого речевого высказывания. Содержание каждого зрительного символа способствует решению максимального количества образовательных и воспитательных задач, развитию всех высших психических функций: памяти, мышления, речи.
При общем недоразвитии речи формирование грамматического строя речи происходит с большими трудностями, чем овладение активным и пассивным словарём это обусловлено тем, что грамматическое значения всегда более абстрактны, чем лексические, а грамматическая система языка организована на основе большого количества языковых правил.
Грамматические формы словоизменения, словообразования, типы предложений появляются у детей с ОНР, как правило, в той же последовательности, что и при нормальном речевом развитии. Своеобразие овладения грамматическим строем речи детьми с ОНР проявляется в более замедленном темпе усвоения, в дисгармонии развития морфологической и синтаксической систем языка, семантических и формально – языковых компонентов, в искажении общей картины речевого развития. У этих детей обнаруживается затруднения как в выборе грамматических средств для выражения мыслей, так и в их комбинировании.
Нарушения грамматического строя речи при ОНР обусловлены недоразвитием у этих детей морфологических и синтаксических обобщений, несформированностью тех языковых операций, в процессе которых происходит грамматическое конструирование, выбор определённых языковых единиц и элементов из закреплённой в сознании у ребёнка парадигмы и их объединение в определённые синтаксические структуры.
Использование схем и моделей на занятиях по развитию связной речи, по формированию лексико – граматических средств языка и формированию произносительной стороны речи, позволяют закреплять знания о свойствах и качествах предметов и явлений окружающей действительности, формировать обобщающую функцию слова, совершенствовать разговорную речь детей (умение поставить вопрос, подобрать быстро и правильно нужное слово для ответа), обучать детей навыкам описательной речи, умению составлять рассказ по серии картин или картине на темы из личного опыта, формировать планирующую и регулирующую функции речи.
При формировании лексико-грамматического строя речи в детском саду метод моделирования используется на всех занятиях, развивает умения анализировать звуковой материал и синтезировать языковые единицы в соответствии с законами и нормами языка. Методы моделирования – синквейн, мнемотаблицы, «деревья родных слов» позволяют: осознавать звучание слова, поупражняться в употреблении грамматических форм, уточнять и обобщать понятия о роде предметов, явлений природы на основе их существенных признаков, способствует расширению словарного запаса, формированию языкового чутья. Педагоги проводят игры на подбор действий к предмету, на обобщение предметов и соотнесение их с символами, на расположение слов в предложении по порядку, согласовывая их. В своей работе с детьми дошкольного возраста используются рассказы по модели: с помощью картинок составляют план рассказа, что учит детей осмысленно запоминать не только отдельные предметы, но и целые рассказы.
Формирование словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи осуществляется с учётом закономерностей нормального онтогенеза взаимодействия в развитии лексики, морфологической и синтаксической системы языка. В процессе коррекционно- логопедической работы рекомендуется постепенное усложнение форм речи, заданий и речевого материала.
В работе детского сада используется инновационная система карточек – схем глаголов (методическое пособие Т.Д. Алтынбековой), схематические изображения глаголов позволяют детям зрительно запомнить определённые действия, проговорить их и составить с ними предложения, сначала простые, затем более сложные. Словоизменению глагола, его согласованию с существительным уделяется особенно большое внимание, так как глагол в предложении чаще всего выступает в качестве сказуемого. Для формирования у детей грамматически правильного предложения необходимо, прежде всего, верно обозначить связь подлежащего и сказуемого, чаще всего выраженного глаголом.
Наличие для каждого этапа занятий индивидуального материала (картинок, фишек, схем, условных обозначений) позволяет обеспечить: высокую творческую активность детей, полный контроль за усвоением знаний и навыков, более экономное использование учебного времени. Кроме того, правильный выбор наглядного материала (количество, эстетический вид, формат) способствует повышению эмоционального тонуса детей, познавательного порога, а значит, и росту эффективности обучения. Практический опыт свидетельствует о том, что трудности слогового оформления слов у дошкольников с общим недоразвитием речи являются стойким проявлением в структуре речевого дефекта. Это позволяет говорить о необходимости специального изучения особенностей становления слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи и выявления факторов, значимых для её формирования. По мнению Титовой Т.А., нарушения в овладении звуковым и слоговым составом слова при нормальном речевом развитии у детей кратковременны, до трёх лет они. Как правило, изживаются, а к 6-7 годам дети умеют произносить слова любой сложности. В случаях речевой патологии процесс овладения слоговой структурой слова растягивается на длительное время, характеризующейся определённой спецификой, качественным своеобразием. Основной особенностью нарушений слоговой и звуковой структуры слов является их устойчивость, что в свою очередь вызывает серьёзные трудности при овладении процессом письма. При выборе различных моделей логопед учитывает возрастные особенности ребенка, характер дефекта, степень его выраженности и личностные особенности.
При моделировании рассказа с помощью графических схем и пересказа с опорой на них проводится индивидуально или с группой из двух детей, используется метод языковой трансформа Игровые приемы, которые мы предлагали детям были направлены на закрепление понятий «цвет», «форма», «размер», «вкус». Главная задача на этом этапе обучение детей правильному согласованию прилагательных с существительными и местоимениями в роде, числе и падеже. Основное внимание направляли на смысловую сочетаемость слов, на обозначение словом, как признака данного предмета, так и общих признаков, по которым можно группировать предметы. На индивидуальных занятиях с помощью игр «Опиши овощи и фрукты», «Опиши животное», «Угадай, какие это фрукты» и т.п. мы отрабатывали навыки использования прилагательных, согласование прилагательных с существительным в роде, числе, падеже. Эти игры и такие игры как, «Кто первый узнает?», «Кто скорее соберет игрушки?», «Что такого же цвета?», «Овощи», «Угадай, что это?», «Найди 2 слова неприятеля»
Детям предлагается распространить простое предложение. Отрабатывая на подгрупповых занятиях при помощи таких игр, как «Чья вещь?», «Чей хвост?», «Составь предложение», «Чем?» и др., дети знакомились с различными падежными конструкциями, на основе этих словосочетаний, предлагалось детям самим придумать предложения. Эти игры учили детей пользоваться простым распространенным предложением с прямым дополнением. В ходе этих занятий повторялись и закреплялись обобщающие понятия, а также пополнялся активный словарь детей. Эти игры мы включали во фронтальные занятия, где старый материал перемежается с новым, а также использовали новые формы работы. Так в игре «Человек и животные», дети при инсценировке сказки имитировали голоса животных, за которых они говорили, в этой игре закреплялось умение детей пользоваться простым распространенным предложением с прямым дополнением.
Структура предложения распространяется путем введения в него определения, выраженного прилагательным, и дополнения, выраженного существительным в винительном, родительном, дательном и творительном падежах без предлога. Дается понятие о коротких словах (предлогах), их употреблении в речи и написании предложения. Работа логопеда в нашем детском саду строиться над формированием умения составить распространенные предложения разных структур, опираясь на сюжетные картинки, вопросы, схемы, мнемотаблицы.
В основе занятий лежит алгоритм структуры логопедического занятия по обучению пересказу с опорой на графические схемы. Где одним из этапов, является моделирование рассказа с помощью графических схем и пересказ по плану с наглядной опорой в виде графического изображения.
Конспект занятия по развитию речи в средней группе.
Тема: «Птички – невелички в гостях у ребят»
Задачи: Учить изменять и образовывать слова, используя графическое моделирование. Закрепить значение предлогов на, под, в, за. Развивать мышление, речевое восприятие, память. Активизировать в речи глаголы – каркает, чирикает, стрекочет, воркует. Воспитывать заботу о птицах.
Оборудование: иллюстрации птиц, схемы глаголов (демонстрационные, раздаточные). Кормушка, следы, зеркало с песком, перья, пиктограммы для словообразования.
Предварительная работа: Д/И «Узнай по голосу», знакомство со схемами на индивидуальных занятиях, рассматривание иллюстраций птиц, следов птиц на улице, чтение художественной литературы (стихи и рассказы о птицах), просмотр мультфильма «Храбрый воробей».
Ход занятия.
Вводная часть.
Психогимнастика: «Птенец».
-Ребята, представьте, что у вас в руках птенец. Ему холодно, давайте согреем его своим теплом (дыхательная гимнастика). Подарим ему частичку доброты, тепла своих сердец, поделимся с ним хорошим настроением (прижимают его к груди). Посмотрите, он уже совсем согрелся (звучит запись пения птицы). А сейчас давайте отпустим птенца и пусть он поделится этим со всеми вокруг. Закройте глаза и представьте как летит наш птенец. (Звучит запись «Голоса птиц» (педагог раскладывает вокруг следы и перья птиц).
Основная часть.
Беседа:
-Ребята, мне кажется что-то изменилось в группе. Как вы думаете, кто мог оставить эти следы и перья? (птицы) А птица была одна? (нет) Почему вы так считаете? (потому что следов много и они разные). Давайте предположим какие птицы могли их оставить? (дети называют птиц, подбирая следы) Но где же они?
Игра «Следопыты» (дети по следам находят каждый свою птицу)
Д\И «Куда спряталась птица?» (закрепление предлогов на, под, в)
- ворона сидит под столом;
-сорока сидит на стуле;
-голубь сидит за кроватью;
-воробей сидит в шкафу;
и др.
Работа со схемой «Что делает птица, птицы».
-птица клюёт, птицы клюют;
-голубь пьёт, голуби пьют;
-воробей прыгает, воробьи прыгают;
-птица летит, птицы летят;
-сорока сидит, сороки сидят.
Д/И «Найди нужную картинку» (соотнесение картинки со схемой)
-найдите картинку и положите соответствующую схему.
- птицы клюют зёрна;
-птица пьёт воду;
- птица сидит на ветке;
- птица прыгает.
Логоритмика «Вороны»:
-Как под ёлочкой зелёной скачут весело вороны.
«Кар-кар-кар!»
Целый день они кричали, спать ребятам не давали.
«Кар-кар-кар!»
Только к ночи умолкают, спят вороны, отдыхают.
«Кар-кар-кар!»
Пескотерапия «Следы».
- Птицы полетали, сели и оставили на песке следы (рисование следов на песке).
Игра «Кубик кидай – слово угадай» (словообразование с использованием графического моделирования). На кубике пиктограммы: кто, детёныш, детёныши, назови ласково, чьи лапки, чья голова.
Игра «Как птицы издают звуки?»
С мячом: педагог называет птицу и бросает мяч ребёнку. Тот в свою очередь говорит как эта птица издаёт звук:
ворона – каркает
воробей - чирикает
голубь - воркует
сорока - стрекочет.
2. Имитация. У каждого ребёнка в руках своя птичка, дети по сигналу перевоплощаются в птиц и издают характерные для них звуки. Затем педагог спрашивает: «Что ты сейчас делал?» Ребёнок отвечает: «Каркал, чирикал..» и т.д.
Беседа:
-как вы думаете, для чего прилетели к нам птицы?
-чем мы им можем помочь?
-посадите своих птичек в кормушку. Чем мы можем угостить наших гостей?
Упражнение на развитие мелкой моторики «Кормушка».
(Предлагает детям насыпать семечки в кормушку, взять кормушку на прогулку, чтобы…Спрашивает детей для чего.)
Цветопись настроения: «Разноцветные снежинки».
Педагог предлагает выбрать волшебную снежинку и подарить её гостям (фиксирует настроение ребёнка после занятия – по цвету):
- Красный цвет – восторг;
- Оранжевый – радость;
- Жёлтый – мне приятно;
- Зелёный – спокойное настроение;
- Синий – грусть, неуверенность;
- Фиолетовый – тревожное настроение;
- Чёрный – унылое настроение;
- Белый – состояние страха.