Обоснование актуальности проекта
В наше время, когда расшатываются нравственные устои общества, наблюдается засилье чужой культуры и морали, мы, педагоги, ищем пути возрождения национального самопознания подрастающего поколения и обращаем свои взоры на духовное и этнокультурное начало, на вековой опыт нации. В нашей республике остро стоит вопрос о сохранении и изучении олонхо, как сокровищницы вековой мудрости народа. Олонхо воспитывает детей быть человечным, духовно и нравственно развитым, учит понимать и создать все прекрасное и вечное, вызывает чувство гордости за свой народ, за свою культуру.
Единственным хранителем духовных ценностей и важным звеном пути передачи их подрастающему поколению является – школа. Одним из актуальных направлений работы нашей школы является сохранение и укрепление национальных и этнокультурных устоев.
Этот проект создан для сохранения и развития самобытной культуры олонхо в мировом сообществе посредством передачи ее детям, направлен на возрождение духовности, народных традиций, обычаев и изучение фольклора родного села. Поселок Таас-Юрях является одним их старейших якутских сел, расположенных на территории Мирнинского района. У нашего поселка большое будущее, она богата полезными ископаемыми. Сегодняшний день Таас-Юряха уже связан с алмазодобывающей, нефтегазовой промышленностью. А в будущем, откроются еще новые перспективы. Наша школа является духовным, культурным, образовательным центром села, объединяющим сельский социум в воспитании, подготовке молодого поколения к самостоятельной жизни, основанной на современном качественном образовании и богатых народных традициях. Приобщение к своей культуре дает осознание своего “Я”. Ребенок, изучающий свою культуру, относится к своему народу с уважением, вырастает с чувством гордости и равноправия с другими народами и становится духовно-нравственной, всесторонне развитой Личностью. Смыслообразующим ядром воспитания и образования является “педагогика олонхо”, нацеленная на развитие целостного человека, который является высшей ценностью и целью развития общества.
Цели: формирование духовной культуры, национального самопознания у школьников; формирование чувства гордости и любви к национальной культуре своего народа; формирование разносторонне развитой личности, способный реализовать и развивать свой творческий потенциал.
Задачи:
- Создать условие для реализации педагогики олонхо как духовно-ценностной и практической ориентации ученика в образовательной сфере, содействие творческому развитию способностей ребенка.
- Строить внеклассную работу как продолжение, дополнение и углубление работы по изучению фольклора, получаемую на уроках.
- Организовать работу с родителями и местными старожилами села на основе идеи сотрудничества семьи, школы и села, привлечь их к проведению занятий и мероприятий, учитывая профессиональные интересы, увлечения.
- Систематически работать с учителями, повышая уровень их отношения к этнокультуроному образованию, профессиональное мастерство и успешность обучения школьников.
- Приобретение дополнительных знаний по национальной культуре, фольклору.
- Способствовать повышению интереса к шедевру якутского народа – Олонхо.
Кадровое обеспечение
- Еремеева Сардаана Иннокентьевна, учитель якутского языка и литературы, педстаж – 9 лет.
- Бравина Саргылана Алексеевна, учитель национальной культуры, педстаж – 13 лет.
- Лонкунова Антонина Алексеевна, педагог-организатор, стаж работы – 2 года.
- Слепцова Зинаида Павловна, воспитатель ДОУ № 19 “Кэнчээри”, педстаж – 23 года.
- Саввинова Анна Николаевна, специалист по национальной культуре СДК с. Таас-Юрях, стаж работы – 4 года.
Целевая группа, на которую рассчитан проект
Проект рассчитан на население села Таас-Юрях, в котором принимают участие учащиеся школы, воспитанники детского сада, молодежь села и клуб ветеранов. При сборе информации опросом будут охвачены старожилы села, ветераны тыла и труда, знатоки старины.
Этапы реализации проекта
1-й этап
- Разработка проекта на основе реального анализа ситуации.
- Создание фольклорной группы, становление фольклорного ансамбля “Ботуобуйа кылыhахтара”.
- Подготовка учителей к введению новых курсов фольклорной направленности во всех видах и формах педагогической деятельности через методические объединения.
- Подведение итогов.
2-й этап
Внедрение проекта и реализация концепции в учебную, внеклассную работу.
- Выявление функций и задач каждого учебного предмета по реализации данного проекта.
- Планомерная работа фольклорного ансамбля по изучению фольклорного наследия села, района с педагогами и родителями.
- Подведение итогов и оценка успешности педагогики олонхо с помощью разнообразных диагностик.
- Обновление проекта и плана ее реализации на следующий этап реализации.
Основные пути реализации
- Организация учебного процесса. Обновить учебные планы предметов национальной культуры, ураанхай саха о5ото, якутской литературы с целью изучения олонхо согласно проекту.
- Организация взаимодействия школы с учебными заведениями: Школа Искусств, ЦДОД г. Мирного, МОУ СОШ № 6, 10 Мирнинского района, Сельский дом культуры и библиотека с. Таас-Юрях, ДОУ № 19 “Кэнчээри”, школьный историко-краеведческий музей.
- Организация районной научно-практической конференции “Олонхо – устный нематериальный шедевр человечества”.
- Участие школьного фольклорного ансамбля “Ботуобуйа кылыhахтара” в фольклорных фестивалях.
- Организация поисково-исследовательской работы по изучению фольклорного наследия села, района.
- Организация школьного фольклорного фестиваля юных олонхосутов.
- Организация выставок прикладного и изобразительного искусства на тему “В мире олонхо”, “Я рисую олонхо”.
- Организация летнего фольклорного лагеря “Олонхо дойдутун о5отобун”.
- Организация курсов учителей якутского языка и литературы, национальной культуры в Сунтарском улусе “Сунтар земля олонхо” через МРУО.
- Творческие встречи с фольклорным ансамблем села Арылах, Сюльдюкар.
- Организация и проведение семинара “Методическая система педагогики олонхо”.
- Организация и проведение тематических педсоветов.
- Работа кружков “Фольклор”, “Краеведение”, “Уhуйаан”, “Тестопластика”, “Мультипликация”, телестудии и школьной газеты “Саhар5а”, студия моды “Мичийэ”.
- Работа школьного историко-краеведческого музея в изучении и исследовании фольклорного наследия села.
- Проведение открытых уроков, круглых столов, обмены с опытом на тему педагогики олонхо, фольклора.
Пути распространения информации
Информация будет распространена:
- путем организации семинара, научно-практической конференции, тематических педсоветов, школьного фестиваля с приглашением представителей местной власти, учащихся, учителей, воспитателей, родителей общественности;
- через средства массовой информации (статьи в газеты “Мирнинский рабочий”, “Кэскил”, местной телестудии).
Предложения по оценке результатов проекта
Оценку результатов проекта можно достичь:
- Разработка и создание буклетов по итогам поисково-исследовательской работы учащихся, для пополнения материалов школьного историко-краеведческого музея.
- Научные рефераты и доклады учащихся и дошкольников по темам: “В мире олонхо”, “Олонхосуты нашего села, района”, “Запевалы осуохая села Таас-Юрях”.
- Участие фольклорного ансамбля в районных и республиканских фольклорных фестивалях.
- Распространение информации населению, проведение разъяснительной пропагандистской работы по сохранению и изучению якутского героического эпоса олонхо.
Оценка перспективы дальнейшего развития проекта
Дальнейшее развитие проекта предусматривает изучение фольклорного наследия села Таас-Юрях и Мирнинского района. Проект подразумевает участие в республиканском национальном проекте “Олонхо” института повышения квалификации работников образования РС(Я).
Ожидаемые результаты
Реализация модели позволит обеспечить:
- Реализацию творческого потенциала сельских школьников.
- Становление национального самопознания и развитие духовной культуры, чувства гордости и любви к национальной культуре своего народа.
- Внедрение знаний фольклорного наследия своего села, района.