Формирование правильного звукопроизношения через лексико-грамматические конструкции

Разделы: Логопедия


Отклонение от нормы (отставание) в речевом развитии ребенка может проявляться бедностью его словарного запаса, несформированностью грамматического строя речи, несовершенством звукопроизношения. Хотя все эти три стороны речи представляют собой неразрывное единство и развиваются одновременно, особенности формирования каждой из них требуют отдельного рассмотрения.

Автоматизации звуков отводится достаточно длительное время, так как ребенок должен быстро и правильно находить артикуляционный уклад отрабатываемого звука, научится четко артикулировать его в различных по сложности речевых конструкциях (слогах, словах, словосочетаниях). Время, отводимое на автоматизацию звука различно. В первую очередь оно зависит от речевого диагноза. Но в связи с тем, что работа на логопедическом пункте имеет свою специфику, т.е. большое количество детей при относительно коротком сроке нужно вывести на норму, то хочется, как можно продуктивнее использовать время коррекции. Для оптимизации коррекционного процесса я решила использовать лексико-грамматические конструкции для автоматизации поставленных звуков.

Так как основными задачами в работе является обогащение и активизация словаря, развитие навыков словообразования и словоизменения, появляется необходимость подбора соответствующего речевого материала. Но однообразность и монотонность работы по автоматизации звука вызывают определенные трудности у детей с нарушениями речи, и эту трудность я преодолела с помощью применения игрового принципа обучения, учитывающего основной вид деятельности ребенка. Игра - одна из форм практического мышления, деятельности, носящая познавательный характер. В игре дети охотно, легко и быстро, часто незаметно для себя усваивают правильное звукопроизношение, на что вне игры понадобилось бы много усилий.

За основу мной были взят комплект В.В.Коноваленко и С.В.Коноваленко из четырех альбомов "Автоматизация звуков у детей". В данном комплекте содержится лексико-грамматический материал, предназначенный для автоматизации свистящих, шипящих, и сонорных звуков. Материал отобран и расположен с максимальным учетом дидактических и методических требований к логопедической работе с детьми и в соответствии с законами русской фонетики, а также комплект пособий Жихаревой-Норкиной Ю.Б. "Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми". Комплект состоит из 9 выпусков, каждый из которых предназначен для работы над определенным звуком (группой звуков) русского языка. Пособия содержат занимательные игровые задания для детей дошкольного возраста, способствующие формированию правильного произношения, обогащению словаря, грамматических конструкций.

После того, как ребенок правильно нашел артикуляционный уклад отрабатываемого звука, научился четко артикулировать его в различных по сложности речевых конструкциях (слогах, словах, словосочетаниях), приступаем к лексико-грамматическим упражнениям, таким как подбор родственных слов, образование относительных прилагательных, образование существительных, обозначающих лиц по их занятиям, образование именительного и родительного падежа множественного числа существительных, словообразование существительных с уменьшительно-ласкательным значением и т.д.

Приведу пример из комплекта Коноваленко В.В. и КоноваленкоС.В. "Автоматизация звуков у детей" на автоматизацию звука С в лексико-грамматических упражнениях.

"Подбери похожие слова" - подбор родственных слов:

  • сад - садик, садовник, садовый, садовод:
  • лес - лесок, лесной, лесник, лесовик, подлесок:

"Скажи ласково" - образование относительных прилагательных:

  • лес - лесной
  • сад - садовый
  • посуда - посудный
  • мясо - мясной
  • капуста - капустный
  • вкус - вкусный и т.д.

"Скажи много" - образование именительного и родительного падежа множественного числа существительных:

  • Мост - мосты - много мостов
  • Куст - кусты - много кустов
  • Стакан - стаканы - много стаканов
  • Хвост - хвосты - много хвостов
  • Доска - доски - много досок
  • Лист - листья - много листьев и т.д.

4. "Кто получится?" - образование существительных, обозначающих лиц по их занятиям:

  • Фокус - фокусник
  • Хоккей - хоккеист
  • Танк - танкист
  • Лес - лесник
  • Сад - садовник
  • Баян - баянист и т.д.

Пример из комплекта Ю.Б.Жихаревой-Норкиной:

"Назови ласково"

  • Узкие рейтузы - узенькие рейтузики
  • Низкий паровоз - низенький паровоз
  • Зеленый зонт - зелененький зонтик
  • Розовая земляника - розовенькая земляничка и т.д.

"Посчитай до 5"

  • Зеленая гвоздика (одна зеленая гвоздика, две зеленые гвоздики:, пять зеленых гвоздик).
  • Зимний праздник (один зимний праздник, два зимних праздника:, пять зимних праздников).
  • Резиновый козлик (один резиновый козлик, два резиновых козлика:, пять резиновых козликов) и т.д.

"Я и ты"

  • Я грызу зеленое яблоко - и ты грызешь зеленое яблоко
  • Я ползу по земле - и ты ползешь по земле
  • Я везу бензин - и ты везешь бензин и т.д.

"Скажи одним словом"

  • Воду возит - водовоз
  • Звезды падают - звездопад
  • Везде ходит - вездеход
  • Зверей ловит - зверолов и т.д.

Так как работа по накоплению словаря и формированию грамматических средств языка и навыков словообразования проводится в тесном единстве, то большинство дидактических игр имеют не одну, а сразу несколько целей: формирование словарного запаса, формирование грамматического строя речи и получение навыков словообразования, закрепление правильного произношения отрабатываемого на индивидуальных занятиях звука.

Такое использование автоматизации звуков через лексико-грамматические категории я могу советовать логопедам, работающим на логопедическом пункте, а также молодым специалистам, чей стаж работы еще очень мал. Такие логопедические игры являются достаточно эффективными. Они вызывают у детей положительные эмоции, что особенно важно для детей с речевыми нарушениями.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. Борисова Е.А. Лексический материал для закрепления правильного произношения звуков // Логопед № 1, 2008.
  2. Жихарева-Норкина Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми (9 выпусков). М., 2004.
  3. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Автоматизсация звуков у детей (комплект из четырех альбомов), М., 2006.
  4. Серова К.Ю. Развитие навыков самоконтроля в процессе автоматизации звуков у старших дошкольников с ФФНР посредством игровой мотивации // Логопед № 6, 2009.