Цели:
- Закрепить знания детей о взаимосвязи между компонентами и результатами действий сложения и вычитания.
- Уточнить термины, связанные с понятием "задача": условие, вопрос, выражение, решение, ответ.
- Закрепить запись и названия круглых чисел, отрабатывать навыки действий с ними.
Ход урока
1. Организационная минутка.
2. За доской - 2 ученика решают примеры в пределах 10.
Одновременно с ними работа с классом.
(На ватмане ряды чисел.)
Устный счет.
1* Сосчитайте парами до 20 и обратно. (Хором)
2* Впишите числа.
3* Восстановите ряд: * 2 3 4 * * 7 * 8 9 * * 12 13 14 * 16 17 * * 20 :
(Выходят к доске 2 ученика)
4* - Рассмотрите чертеж. Что изображено на доске?
- Геометрические фигуры - линии, точки отрезки, лучи, углы.
- Какие фигуры можно в группы?
- Угол и луч - есть точка-начало и нет конца.
- Отрезок и ломаная, т. к. у ломаной звенья - это отрезки.
- Прямая и кривая линии - т. к. нет начала, нет конца.
5* (На экране даны ряды чисел.)
Сравните ряды: 1 2 3 4 5 6 3 4 6 5 8 9 : 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 :
Что можно о них сказать?
6* Какое число стоит между 15 и 17?
- Какое число стоит между 18 и 20?
- Назовите соседей числа 14.
- Назовите соседей числа 8.
- Назовите соседей числа 19.
- Найдите сумму чисел 4 и 6.
- Найдите разность чисел 8 и 3.
Первое слагаемое - 4, второе - 5. Чему равна сумма?
Уменьшаемое - 10, вычитаемое - 7. Найдите разность.
Первое слагаемое - 4 десятка, второе - 5десятков. Чему равна сумма?
Уменьшаемое - 6 десятков, вычитаемое - 2 десятка. Найдите разность.
7* (На доске записаны примеры с пропущенными компонентами.)
- Назовите компоненты при сложении.
- Как найти пропущенное слагаемое?
- Назовите компоненты при вычитании.
- Как найти пропущенное вычитаемое?
- Как найти пропущенное уменьшаемое?
(Решаем примеры. Ответы вписывает учитель со слов учеников)
8* Нам на урок прислал Незнайка конверт со словом "Прорешай-ка".
Посмотрим, что же здесь в конверте, Загадки! Отгадаем, дети?
(Учитель достает из конверта фигурки и читает загадки-стихи.)
1.
Все ли здесь цыплятки - детки,
Надо сосчитать наседке:
6 - на грядках, 3 - во ржи.
Сколько их всего, скажи?
2.
2 гуся летят над нами,
2 других за облаками,
5 спустились за ручей.
Сколько было всех гусей?
3.
7 листьев Вася сам собрал,
2 листика Алеша дал.
Скажите, сколько у него
Осенних листиков всего?
4.
Под дубом 2 малышей
Собрали 10 желудей.
Один собрал 4 лишь,
А сколько штук другой малыш?
5.
Дядя Ежик в сад зашел,
10 спелых груш нашел.
7 из них отдал ежатам,
Остальные же зайчатам.
(Сколько груш у зайчат?)
- Кто догадался, как еще можно назвать эти загадки-стихи?
- Математический рассказ или задача.
- Почему?
- В них есть числа и вопрос.
3. - Открыли тетради. (Написано число и месяц и дана точка-начало работы.)
1. Послушайте еще один математический рассказ в стихах.
Расскажите только то, что нам известно. (Сколько было одних и других.)
То, что нам известно - это условие задачи. Повторите, как называется то, что известно в задаче.
Запишем сначала большее число, через клетку - меньшее. 4 3
Что нужно узнать в задаче? (Сколько стало всего?)
Это вопрос задачи. Повторите, как называется то, что надо найти в задаче.
Какое действие надо произвести, чтобы ответить - сложение.
Составьте выражение к задаче и найдите его значение.
Какое равенство получилось? (3+4=7)
Полученное равенство называют решением задачи, а значение выражения - ответом задачи.
Подчеркните ответ в тетради.
(По мере разбора, вывешиваются на доску слова с понятием.)
Решаем примеры устно.
(Если позволяет время.)
Итог урока.
При выполнении действия сложения, какой компонент самый большой? Значение суммы.
- Как найти неизвестное слагаемое? Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо из значения суммы вычесть известное слагаемое.
- Каким компонентом становится значение суммы? Уменьшаемым.
- Скажем хором правило: Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо из значения суммы вычесть известное слагаемое.
- Как найти неизвестное вычитаемое? Надо из уменьшаемого вычесть значение разности.
- Как найти неизвестное уменьшаемое? Сложить вычитаемое и разность.
- Назовем хором элементы задачи. Условие, вопрос, решение, ответ.