ЦЕЛИ:
- актуализация, уточнение и конкретизация знаний учащихся о парных и непарных звонких и глухих согласных; введение в активный словарь терминов парные согласные и непарные согласные;
- развитие речи, внимания, памяти, мышления, фонематического слуха; обогащение словарного запаса;
- воспитание культуры общения и интереса к русскому языку.
ХОД УРОКА
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
- Я приветствую вас как сотрудников Звуковой лаборатории Русскоязычного института. С чего начнём? С улыбки! Улыбнитесь друг другу. Ведь с приветливыми, доброжелательными людьми приятнее общаться.
II. МОБИЛИЗУЮЩИЙ ЭТАП.
- Наша Звуковая лаборатория работает под девизом:
Русский язык - это интересно!
- Вы согласны? Почему?
- Выполняя это упражнение, мы произнесли много разных слов. Скажите, из чего состоят слова?
- На какие две группы делятся все звуки русского языка?
- Каких звуков в русском языке больше?
- Опираясь на свои ответы, скажите, над чем мы сегодня будем работать.
- Какую работу необходимо выполнить?
Повторить:
Развивать умение:
- В нашей лаборатории нужно трудиться, зная важные сведения о звуках:
- Звуки живут в словах.
- Их слышно, но не видно.
- Их можно произнести, но нельзя написать.
- А как обозначаются звуки на письме?
III. МИНУТКА ЧИСТОПИСАНИЯ.
- Посмотрите на буквы на доске:
С, б, ж, х, ф, д.
- На какие группы их можно разделить?
- Составьте и запишите разные цепочки с буквами каждой группы:
схф сфх хсф хфс фсх фхс
бжд бдж жбд ждб дбж джб
- Какие звуки обозначают написанные вами буквы в первой строке? Во второй?
- Итак, сегодня мы будем говорить о звонких и глухих согласных.
IV. СЛОВАРНО-ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА.
Сегодня к нам пришло новое слово, которое необходимо исследовать. Вы его сможете определить, если расположите прямоугольники в порядке увеличения количества точек в каждом из них.
- Какое слово вы составили?
- Запишите его в тетрадь.
- Определите ударный слог, подчеркните безударную гласную.
- Что такое лопата?
- Какие отличительные признаки этого инструмента вы можете назвать?
- Скажите полностью, что обозначает слово лопата.
- Назовите согласные звуки в слове лопата, дайте им характеристику.
- Как произносятся согласные звуки?
- Итак, звуки речи произносятся при помощи или шума, или голоса, или того и другого. Посмотрите на схему "Скала Звучности" и попробуйте рассказать, как называются звуки, которые произносятся при помощи голоса; шума; голоса и шума.
V. ИЗУЧЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ. Парные звонкие и глухие согласные.
На доске написаны пары слов:
Бочка - почка;
Доска - тоска;
Влага - флаги;
Голос - колос;
Жар - шар;
Зуд - суд.
- Прочитайте вслух написанные пары слов. Значение каких слов вам неясно?
- Чем похожи между собой эти слова?
- Произнесите первые звуки в словах левого столбика.
- Какие это согласные звуки?
- Как они произносятся?
- Произнесите первые звуки в словах правого столбика.
- Какие это согласные звуки?
- Как они произносятся?
- Сравните первые звуки в каждой паре слов. Что вы можете о них сказать?
(Первые звуки в каждой паре слов встречают одинаковое препятствие. Только звонкий произносится с голосом, а глухой - без голоса.)
Значит, каждый звонкий звук с соответствующим глухим образует пару:
ЗВОНКИЕ [Б] [Б,] [В] [В,] [Г] [Г,] [Д] [Д,] [Ж] [З] [З,]
ГЛУХИЕ [П] [П,] [Ф] [Ф,] [К] [К,] [Т] [Т,] [Ш] [С] [С,]
- Пользуясь таблицей, назовите пары согласных по звонкости/глухости.
- Как можно назвать звуки, имеющие пару?
ВЫВОД: пар по звонкости/глухости - 11. Парные согласные дружат. Они почти близнецы и отличаются друг от друга только одним: у звонкого согласного есть голос, а у глухого - нет.
- Какими буквами на письме обозначаются данные звуки?
Б В Г Д Ж З
П Ф К Т Ш С
- Запишите парные согласные в тетрадь.
VI. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
- Я буду называть слова. Если слово начинается на звонкий парный согласный, вы приседаете, руки разводите в стороны. Если слово начинается на глухой парный согласный - встаёте, руки опускаете вниз.
Зайка, сайка, Веня, Феня, трава, дрова, жить, шить, тень, пень, дверь, зверь, пеньки, деньки.
VII. ЗАКРЕПЛЕНИЕ.
1. Узнавание парных согласных по звонкости/глухости.
- Найдите и выпишите слова, в которых есть одна из пар согласных по звонкости-глухости. Подчеркните парные согласные.
Парад, гудок, шарик, пальба, глазок, шажок, шефство, туда, буфет, серый, сюда.
2. Работа с учебником. Упражнение 74 (с. 73).
- Откройте учебник на с.73.
- Познакомьтесь со словами в упражнении.
- Назовите слова для справок.
- Обратите внимание на образец. Что вы можете сказать об этих словах? Чем они различаются? Так же подберите пары к остальным словам.
Башня - пашня, сова - софа, гости - кости, дачка - тачка, жар - шар, розы - росы.
- В записанных словах назовите и подчеркните буквы на месте парных звонких и глухих согласных звуков.
VIII. Физкультминутка. Развитие мелкой моторики.
Цветок.
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел.
Маятник.
Маятник качается
Вперёд-назад, назад-вперёд,
От жёлтого к зелёному,
Потом наоборот.
Пока стрелка качается,
Уж столько раз подряд,
Ты на зелёный с жёлтого
Переводи свой взгляд.
IX. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА. Непарные звонкие и глухие согласные.
- Прочитайте слова. Какой согласный звук произносится в начале каждого слова - звонкий или глухой?
Щегол, лось, носорог, морж, цапля, хорёк, рысь, чайка, йод.
- Рассмотрите таблицу. Объясните, почему названные согласные расположены именно так.
[Й,] | [Л] [Л,] | [М] [М,] | [Н] [Н,] | [Р] [Р,] |
||||
[Х] [Х,] | [Ц] | [Ч,] | [Щ,] |
- Значит, как их можно назвать?
НЕПАРНЫЕ | ||||||||
[Й,] | [Л] [Л,] | [М] [М,] | [Н] [Н,] | [Р] [Р,] |
||||
САМЫЕ ЗВОНКИЕ СОГЛАСНЫЕ | ||||||||
[Х] [Х,] | [Ц] | [Ч,] | [Щ,] |
- Итак, звонкие и глухие согласные бывают парные и непарные.
X. ЗАКРЕПЛЕНИЕ.
1. Игра "Заблудился".
- Уважаемые сотрудники! У нас - неприятное происшествие. Пока мы исследовали звуки,
Неизвестно, как случилось,
Только звук-то заблудился:
Заскочил он в чей-то дом
И хозяйничает в нём!
- Исправьте слово. Назовите "заблудившийся" звук. Какой он? Какой буквой обозначается? Запишите слово. Подчеркните букву.
Старый дедушка Пахом
На козе скакал верхом. (Коне.)Синеет море перед нами,
Летают майки над волнами. (Чайки.)На болоте нет дорог.
Я по кошкам - скок да скок! (Кочкам.)Закричал охотник: - Ой!
Двери гонятся за мной! (Звери.)На виду у детворы
Крысу красят маляры. (Крышу.)Куклу выронив из рук,
Маша мчится к маме:
- Там ползёт зелёный лук
С длинными усами! (Жук.)
- Итак, какие бывают звонкие и глухие согласные?
2. Индивидуальная работа. Три ученика работают у доски.
- Поставьте над словом цифру 1, 2 или 3, которые соответствуют следующим высказываниям:
1. В слове есть только глухие согласные;
2. Слова, в которых согласные только звонкие;
3. Слова, в которых есть и глухие, и звонкие согласные.
Гребешок, борода, петушок, сосиска, вазелин, лягушка.
3. Фронтальная работа.
- Пока ребята работают у доски, мы поработаем устно. В каждой цепочке слов найдите лишнее. Опирайтесь на тему нашего урока и первые буквы. Ответ обоснуйте.
Мак, луг, суп, рак.
Чиж, сад, дуб, лук.
Пачка, точка, дочка, квочка.
4. Проверка индивидуальной работы.
- У вас должна была получиться запись: 3 2 1 1 2 3.
5. Письмо по памяти на основе ассоциаций.
- А сейчас включите своё внимание на полную мощность. Прочитайте сочетания слов. Постарайтесь их запомнить (2 минуты). Я убираю слова второго столбика. Ориентируясь на первые слова, напишите вторые.
Вкусный пирог Тёплый шарф Больной зуб
- Подчеркните в записанных словах: мальчики - буквы на месте звонких согласных, девочки - буквы на месте глухих согласных.
6. Групповая работа.
- К каждому слову добавьте одну согласную букву, чтобы получилось новое слово. Например, шар - шарф.
1. Рубка, стол, лапа.
2. Усы, роза, рот.
3. Стол, ель, кот.
4. Зуб, оса, рак.
5. Пол, дача, вол.
XI. ОБОБЩЕНИЕ. Работа с сигнальными карточками.
- Сейчас поработаем сигнальными карточками. Я произношу высказывание. Если вы с ним согласны, показываете зелёную карточку, нет - красную.
- Согласная буква может обозначать или твёрдый, или мягкий звук.
- Согласные х, ц, ч, щ имеют свою пару по звонкости-глухости.
- Л, м, н, р, й - самые звонкие согласные.
XII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
- Дома выучите правила на с. 70-71, выполните упражнения 72 и 73 на с.72.
XIII. ВЫСТАВЛЕНИЕ ОТМЕТОК.
- Подошёл к концу наш рабочий день в Звуковой лаборатории. Сейчас я отмечу работу активных сотрудников.
- Мудрейка 5 баллов - :.
- Мудрейка 4 балла - :.
- Молодцы! Вы хорошо потрудились!
XIV. ИТОГ УРОКА.
- Чем вам запомнился рабочий день?