Цели урока: подготовиться к контрольной работе.
- Обучающая:
– активизировать знания нумерации многозначных чисел: чтение, запись, сравнение; представлять выражение числа в разных счетных единицах, в виде разрядных слагаемых.
Оборудование: интерактивная доска, проектор, компьютер, презентация для интерактивной доски (Приложение – слайды), математический веер, карточки, Анимационные царицы Математики, Геометрии. Их роли озвучивает учитель.
Ход урока
Организационный момент. (Слайд 1.)
Учитель: Издавна люди называют математику царицей наук. Как вы думаете, почему?
Ответы детей.
Учитель: правильно ребята (потому что математика применяется в различных областях знаний). Сегодня мы с вами отправимся в царство Математики.
Царица Математика (Слайд 2),
Царица Математика: продолжите строчку
– Почему корабли не садятся на мель, а по кругу идут сквозь туман и метель? Потому что, потому что, вы заметьте-ка друзья, капитанам помогает…
Дети: Арифметика.
Учитель: ребята, а кто скажет , что такое арифметика?
Дети: – Арифметика – это наука о числах, свойствах чисел, действиях над ними.
Учитель: в арифметике все числа исправно трудятся.
– Ребята! Покажем царице Математике, как мы с вами умеем трудиться (размышлять, рассуждать, доказывать).
1. Мозговая гимнастика (2 минуты) выполняется для улучшения мозговой деятельности и профилактики нарушений зрения.
“Качания головой” (стимулирует мыслительные процессы):дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперед. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи. Выполнять 30 секунд.
“Ленивые восьмерки” (активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания): нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости “восьмерки” по три раза каждой рукой, а затем обеими руками.
“Шапка для размышлений” (улучшает внимание, ясность восприятия и речь): “наденьте шапку”, то есть мягко заверните уши от верхней точки до мочки три раза.
“Зоркие глазки”: глазами нарисуйте 6 кругов по часовой стрелке и 6 кругов против часовой стрелки.
II. Актуализация знаний, подготовка к контрольной работе.
2.1.Фронтальная работа. (Слайд 3.)
Учитель: ребята, вспомните пожалуйста в каких произведениях по литературному чтению мы встречаем такого героя как “комар”.
Ответы детей: (К.И.Чуковский “Муха Цокотуха”, “Тараканище”).
Задача в стихах.
Над болотцем тихо, тихо…
В теплом воздухе парят
Сам Комар да Комариха
С ними – туча комарят!
Комариха с Комаром говорят:
– Сосчитай-ка ты, Комар комарят!
– Как же счесть, Комариха, комарят?
Не поставить комарят наших в ряд.
Насчитала Комариха 40 пар.
И продолжил этот счет сам Комар.
Комарят Комар до вечера считал.
Насчитал 13 тысяч пар и устал.
А теперь считайте сами вы, друзья,
Велика ли комариная семья?
Ответ: 26082 (на слайде спрятан за шторкой).
– Определите в данном числе количество единиц, десятков, сотен и тысяч.
2.2. Учитель: вспомните, пожалуйста, путешественников. Кто их назовет?
Дети: (Христофор Колумб, Васко да Гама, Фернан Магелан).
Поможем нашим путешественникам провести корабли между рифов к островам (Слайд 4).
Индивидуальная работа у интерактивной доски и в тетрадях.
Учитель: послушаем, что нам говорит царица Математика.
Царица Математика: на каждом острове зарыт клад и чтобы его раскопать надо;
2.3. Представить каждое число в виде суммы разрядных слагаемых (Слайд 5):
68702
709004
560800
И наоборот какое число представлено в виде суммы разрядных слагаемых:
70000 + 700 + 7 =
60000 + 4000 + 30 + 4 =
40000000 + 2000000 + 90000 + 8000 + 700 + 5 =
Проверка выполнения индивидуальных заданий
– Что значит: представить число в виде суммы разрядных слагаемых?
2.4. Фронтальная работа. (Слайд 6.)
Учитель: ребята, на острове очень жарко и нам с вами понадобятся вееры.
Сравни числа используя вееры : “ > ”, “< ”, “ = ”.
73841 * 73941
9999 * 10000 800004 * 801004 |
300030 * 300003 100000 * 99999 503620 * 503600 |
2.5. Учитель: от наших с вами вееров разыгралась непогода, собрались тучи, и пошел дождь.
Помогите капелькам найти свои тучки (Слайд 7):
Прочитайте равенство, назовите компоненты, как находят неизвестный компонент.
2.6 Работа с учебником.
Учитель: Царица Математика вами довольна и приготовила для вас еще несколько интересных заданий. Она уверена, что вы достойно продолжите тему предыдущего урока. Кто ее нам напомнит?
Работа с учебником.
№1 стр. 80 – самостоятельно (проверка у доски по цепочке)
“Блиц – турнир” № 7 стр.81 самостоятельно (учебник “ Математика” 3 класс I часть Л.Г.Петерсон)
(a+b):10
n*2+m |
d*4-c (a-b):4 |
III. Физкультминутка. (Слайд 8.)
Под речевку дети выполняют несколько упражнений на расслабление мышц шеи.
Мы шагаем, мы шагаем.
Руки выше поднимаем,
Голову не отпускаем,
Дышим ровно, глубоко.
Вдруг мы видим у куста
Выпал птенчик из гнезда.
Тихо птенчика берем
И назад в дупло кладем.
Впереди из-за куста
Смотрит хитрая лиса.
Мы лисицу обхитрим,
На носочках побежим.
На полянку мы заходим,
Много ягод там находим.
Учитель: царице Математике интересно, а все ли ребята могут самостоятельно работать?
IV. Самостоятельная работа с взаимопроверкой (Слайд 9):
–20000 10075 |
– 708056 69876 |
– 9070036 899746 |
Учитель:
– Царица Математика, довольна вами ,ребята. А сейчас она отправляется к принцессе Геометрии.
Выходит принцесса Геометрия (Слайд 10).
Царица Геометрия: а кто мне скажет, что такое поле и что на них выращивают? (Ответы детей.)
– Ребята, покажите Математике – царице наук, как трудятся геометрические фигуры. Поможем друзьям Коле и Толе.
4.1. Решите задачу (Слайд 11):
Два третьеклассника –
Коля и Толя –
Вместе находят периметр поля.
Ты помоги вычисленьям ребят,
Если известно, что поле– квадрат,
25 метров – длина стороны,
И никаких нет данных иных.
Ответ: 100м (на слайде спрятан за прямоугольником синего цвета)
4.2. – А теперь задача посложней (Слайд 12).
Длина прямоугольника 12 см, а ширина в 3 раза меньше. Найди площадь квадрата, имеющего тот же периметр, что у данного прямоугольника.
V. Рефлексия. (Слайд 13.)
– Кто может проговорить вслух алгоритм вычитания многозначных чисел?
– Что такое площадь, периметр?
Царица Математика:
– Молодцы, ребята! Вы все сегодня хорошо работали и справлялись с заданиями в царстве Математики. Желаю удачи и успехов на контрольной работе. До новых встреч.
Подведение итогов.
(Комментирование и выставление отметок).
VII. Домашнее задание. (Слайд 14.)
Учебник “ Математика” 3 класс I часть Л.Г.Петерсон) №4, №6, №9, стр.80,81.
Список литературы: О.Холодова “Юным умникам и умницам”. “Математика” 3 класс I часть Л.Г.Петерсон.