Планирование лабораторного практикума с элементами компьютерного моделирования в 11-м классе

Разделы: Физика


Тема: «Фотоэффект». Открытая физика, часть 2.

Цели и задачи компьютерного моделирования:

  • Определение красной границы фотоэффекта материала, использованного в модели.
  • Расчет задерживающего напряжения для фиксированной длины волны.
  • Определение характера зависимости максимальной скорости фотоэлектронов от длины волны.
  • Определение принципиальной возможности использования различных материалов для создания фотоэффекта.

Метод выполнения работы.

Закономерности внешнего фотоэффекта наглядно иллюстрируются в компьютерной модели. Задаются значения работы выхода для используемого материала, мощности и длины световых волн, облучающих фотокатод, и анализируется зависимость фототока от мощности и напряжения между катодом и анодом.

Моделирование.

Определите «красную границу» фотоэффекта для материала, использованного в данной компьютерной модели. Рассчитайте работу  выхода А. Установите соответствие  между работой в джоулях и электрон – вольтах.  Выразите работы выхода в электрон – вольта (эВ).
По таблице №1 определите, из какого материала сделан катод фотоэлемента, используемого в модели.

  Таблица 1.

Металл

А, эВ

Металл

А, эВ

Металл

А, эВ

Алюминий

3.74

Калий

2,15

Никель

4,84

Барий

2,29

Кобальт

4,25

Платина

5,29

Висмут

4,62

Литий

2,39

Серебро

4,28

Вольфрам

4,50

Медь

4,47

Титан

3,92

Железо

4,36

Молибден

4,27

Цезий

1,89

Золото

4,58

Натрий

2,27

Цинк

3,74

Этот пункт можно изменить, например, изъять таблицу работы выхода фото электронов и предложить учащимся найти ее в режиме свободного поиска (литература, справочники, Интернет).

Определите величину задерживающего напряжения для длины волны = 510 нм. Рассчитайте максимальную скорость фотоэлектронов для этой длины волны.
Рассчитайте максимальную скорость фотоэлектронов  для различных длин волн и заполните таблицу №2.

  Таблица 2.

, нм 380 400 450 500 510 550 600 620
,м/с                

Постройте зависимость().определите по таблице работ выхода, какие  еще материалы можно использовать в качестве фотокатода в данной модели. Заполните таблицу №3.

  Таблица 3.

Материал                                                   
А, эВ                                                  

Объясните, почему для материала катода выбран только один элемент (определенный вами в начале работы) и не использованы остальные элементы с приемлемыми работами выхода.

Объяснение несколько выходит за рамки темы «Фотоэффект», но по моему опыту такие «стыковки» различных физических явлений и свойств и являются наиболее интересными моментами.

Обработка данных, полученных в разных группах.

Произвести выводы аналитических выражений и численные расчеты всех величин, упомянутых в тексте. Построить необходимые графические зависимости.

Сопоставление результатов. Формулировка общих выводов по проведенному моделированию.

Началом обсуждения являются контрольные вопросы на понимание смысла выполненных модельных исследований:

Контрольные вопросы:

  • Что такое работа в 1эВ?
  • Как изменяется кинетическая энергия электронов при приближении к «красной границе» фотоэффекта?
  • Чему равна кинетическая энергия электронов непосредственно на «красной границе» фотоэффекта?
  • Из какого материала (по условиям модели) должно быть изготовлено окно для пропускания излучения от источника света?

По результатам обсуждения вопросов и проведенных учебных исследований учащиеся самостоятельно формулируют общие выводы и готовят сообщение о проделанной работе в форме научного доклада.

Планирование лабораторного практикума по физике, 11 класс.