Время проведения: урок проводится после изучения разделов: построение графических примитивов, команда ветвления, цикл с известным числом повторений.
Материалы и оборудование к уроку: компьютеры, мультимедиа проектор.
Цели урока:
- Обучающая цель: познакомить с операторами, которые осуществляют работу с экраном монитора (VIEW и WINDOW); разобрать алгоритм построения графиков функций; закрепить знания и умения по теме «Команда ветвления»; повторить понятие область определения функции.
- Развивающая цель: развивать логическое мышление школьников, логического мышления, уверенности в себе и своих знаниях.
- Мотивационная цель: побудить интерес к изучению предмета.
Требования к знаниям и умениям:
Учащиеся должны знать:
– операторы построения графических примитивов
(точка, линия);
– оператор FOR – NEXT;
– команду ветвления IF – THEN – ELSE;
– графические режимы;
– операторы, осуществляющие работу с экраном
монитора.
Учащиеся должны уметь:
– записывать сложные условия;
– использовать в программе команду ветвления и
цикл с известным числом повторений;
– выбирать область экрана с помощью оператора
VIEW;
– переходить от компьютерной системы координат
к декартовой (с помощью оператора WINDOW);
– записывать математические выражения на языке
программирования.
Подготовка к уроку
1. Записать на ученические компьютеры в папку
QBasic файл graphic.bas
2. Подготовить карточки для самостоятельной
практической работы (см. Приложение
1) (Замечание: можно использовать
на уроке материал учебника по алгебре, а именно
задания на построение графиков функций).
3. Презентация к уроку (см. Приложение
2).
4. На доске записаны функции: y = 5x – 1 и .
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Учитель проверяет явку учащихся, их внешний вид (соответствует ли технике безопасности).
Приветствие.
II. Постановка целей урока и активизация знаний
Учитель. Назовите оператор, задающий
графический режим (SCREEN).
Изобразите на доске компьютерную систему
координат в 12-ом графическом режиме.
Назовите оператор построения линии. Запишите на
доске инструкцию.
Назовите оператор построения точки. Запишите на
доске инструкцию.
Запишите на доске инструкцию цикла с известным
числом повторений.
Запишите на доске инструкцию команды ветвления
(строчную и блочную).
Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с новыми операторами, которые нам помогут строить графики функции. Итак, тема нашего урока: «Построение графиков функций» (Слайд 1).
Учащиеся записывают тему в тетради.
III.Объяснение темы урока
Учитель. Координатная сетка экрана
компьютера, как мы помним, является перевернутой
по отношению к привычной декартовой системе
координат (Слайд 2).
В QBasic существует операторы, которые осуществляют
работу с экраном монитора.
Оператор VIEW (поле зрения) задает прямоугольную
область («окно») на экране монитора, которое
становится текущим экраном. В этом окне будут
выполняться все графические построения.
Оператор WINDOW устанавливает новую декартовую
систему координат окна.
Формат записи оператора VIEW: (Слайд 3)
VIEW [(x1, y1) – (x2, y2) [, цвет окна] [, цвет контура]]
где (x1, y1) и (x2, y2) – координаты левого верхнего и правого нижнего углов окна.
Если в программе писать просто VIEW, то «окном» является весь экран.
Примеры:
VIEW(10, 10) – (300, 300)
VIEW(10, 10) – (310, 310).. 6
VIEW(10, 10) – (400, 400), 5, 14
VIEW
Учитель вместе с учащимися разбирает каждый пример.
Формат записи оператора WINDOW: (Слайд 4)
WINDOW [(x1, y1) – (x2, y2)]
где (x1, y1) – координата верхнего левого угла;
(x2, y2) – координата нижнего правого угла.
Примеры:
WINDOW(–10, 10 – (10, –10)
WINDOW(–20, 10) – (20, –10)
WINDOW(–20, 15) – (10, –5)
WINDOW
Учитель вместе с учащимися разбирает каждый
пример.
Операторы VIEW и WINDOW без операндов отменяют
систему координат, определенную ранее
оператором WINDOW с операндами.
Задание 1. Построить график
функции y = x2 + 3x – 1. (Слайд 5)
Строить графики мы будем точками.
Запишем программу (Слайд 6) (данная программа
заранее записана на ученические компьютеры и
сохранена в папке QBasic под именем graphic.bas).
Работа с доской. Во время работы, 6-ой слайд проектируется на экран.
Задание 2. Постройте график функции y = 5x – 1.
Учитель. Скажите, какая часть программы изменится? Запишите на доске, как будет выглядеть измененная строка. (PSET (X, 5*X – 1), 14).
Задание 3. Постройте график
функции .
Учитель. Скажите, какая часть программы
изменится? Запишите на доске, как будет выглядеть
измененная строка.
(IF X – 1 <> 0 THEN PSET (X, 5*X – 1), 14).
Замечание: обратить внимание учащихся на область определения функции.
IV. Разминка
V. Этап обобщения, систематизации знаний и закрепление изученного
Учащиеся усаживаются за компьютеры и по указанию учителя запускают QBasic.
Учитель. Выполните: Меню – File – Open – graphic.bas. Отправьте данную программу на выполнение. Измените программу так, чтоб х и у изменялись в пределах от – 20 до 20.
Учитель раздает карточки (дифференцированно, учитывая скорость печати учащихся и уровень понимания) и проводит инструктаж к практической работе. Обращает внимание учащихся на то, что можно пользоваться копированием строк.
Учащиеся выполняют практическую работу, в результате которой на компьютерах получатся рисунки.
VI. Домашнее задание (Слайд 7)
Уровень знания: знать инструкции VIEW и WINDOW.
Уровень понимания: Написать программу построения графиков двух функций:
Творческий уровень: изобразите на экране поверхность, образованную вращением вокруг оси Ох графика функции у = х2. (Указание: стройте график не точками, а эллипсами. Подумайте, что брать в качестве радиуса).
VII. Итоги урока
Учитель. Сегодня на уроке мы
познакомились с двумя операторами. Назовите их.
Запишите на доске инструкцию VIEW.
Запишите на доске инструкцию WINDOW.
Далее учитель подводит итог урока и выставляет отметки.