Конспект урока по русскому языку "НЕ- с глаголами"

Разделы: Русский язык


Тип урока: урок закрепления и развития умения и навыков

Цель урока: формирование навыка правильного написания не с глаголами.

Знать: правило написания не с глаголами.

Уметь:

  • правильно писать не с глаголами;
  • подбирать примеры с глаголами;
  • исправлять орфографические ошибки, связанные с неправильным написанием не с глаголами.

Попутное повторение: морфологические признаки глагола.

Оборудование: рисунки учащихся (портрет глагола), карточки, перфокарты, «морфологическое» дерево, шляпа.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания: (учащиеся рисовали портреты глагола, писали сказки о глаголе):

а) защита рисунков;
б) чтение придуманных сказок.

3. Повторение пройденного материала.

а) индивидуальная работа (по карточкам) у доски двух учащихся.

Задание: выписать из предложений глаголы, на «морфологическом» дереве выбрать «яблочки», соответствующие по всем морфологическим признакам выписанному глаголу. ( На одном «яблочке» должен быть написан один какой-либо признак).

Примечание: на заранее приготовленных листочках учащийся маркером крупным шрифтом выписывает глагол, прикрепляет его на доску, после чего к данному глаголу ищет на «дереве» «яблочки» и также присоединяет их к глаголу.

Карточка № 1

А рядом новой зеленью
Лепечут песню новую
И липа бледнолицая,
И белая березонька.

Стойкий народ одолеет бойкого врага.

Дни и ночи рыскал по полям и лугам злой ветер.

Карточка № 2

Несется клич во все концы: « Весна пришла! ».

От учтивых слов язык не отсохнет.

б) Слово учителя:

Ребята, давайте обратимся к эпиграфу нашего урока. [1]

Он энергичен, многолик…
Глагол,
Он действовать привык.
Необходим он-
Вот в чем соль.
Я говорю ему:
- Глаголь!
Л. Татьяничева

Работа с классом

1. Объясните разницу между словами глагол и глаголь по плану:

а) к какой части речи относится каждое из слов;
б) что они обозначают;
в) к какой группе лексики относится каждое слово.

2. Как вы понимаете выражение вот в чем соль. Как оно возникло? ( Это задание было дано на дом одному из учащихся).

3. Сообщение учащегося.

в) Слово учителя

Ребята, вы, думаю, сами убедились в том, что глагол - непростая часть речи, она таит в себе загадки, потому как имеет свои индивидуальные признаки, которые присущи только ей. И сейчас мы эту тайну раскроем. А помогут нам это сделать загадочные вопросы о глаголе, которые оставил вам мудрый старичок Глагол.

г) Блиц-опрос

(Напечатанные вопросы находятся в шляпе, учитель проходит по рядам, ученик берет любой вопрос и отвечает на него).

Вопросы:

  1. Что такое глагол?
  2. Сколько у глагола спряжений?
  3. Как изменяются глаголы?
  4. Почему неопределенная форма глагола называется именно так?
  5. Какие глаголы называются возвратными?
  6. На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме?

4. Подготовка к изучению нового материала

У.: Ребята, а теперь внимательно посмотрите на глаголы, которые нашли ваши одноклассники в предложениях. Какие вы видите орфограммы в глаголах?

(На доске висят листочки с написанными глаголами, ребята устно объясняют орфограммы, орфограмму в глаголе не отсохнет объясняют в последнюю очередь).

У.: Именно об этой орфограмме мы будем говорить сегодня на уроке. Давайте в рабочих тетрадях запишем дату и тему урока.

5. Объяснение нового материала

а) У.: Ребята, посмотрите на данные слова:

  1. Что между ними общего?
  2. Чем они отличаются друг от друга? Почему?
  3. Сформулируйте правило написания не с глаголами.
Негодовать Не болеть
Недоумевать Не читать
Ненавидеть Не помогать
Неистовствовать     Не слышать
Недомогать Не найти
Ненавидеть Не любить
Нездоровится Не отвечать

б) У.: Ребята, давайте вспомним лексическое значение слов-глаголов, которые пишутся с не слитно.

Работа в парах

(На распечатанных листочках даны глаголы и их значения. Работая в паре, учащиеся должны стрелочками правильно указать значения глагола).

Недоумевать – это значит заставлять, не считаясь с желанием другого.
Негодовать – это значит сомневаться, удивляться.
Неистовствовать – это значит находиться в болезненном состоянии.
Неволить – это значит находиться в состоянии нездоровья.
Недомогать – это значит злиться, беситься.
Нездоровится – это значит выражать неудовольствие.

в) Проверка выполнения задания

6. Закрепление нового материала

а) Работа по учебнику (стр. 242, упр. 612 (учащиеся по одному слову записывают на доске, объясняя изученную орфограмму). [2]

б) Работа с текстом [1]

У.: Ребята, однажды А. С. Пушкин пришел к своему другу – Петру Андреевичу Вяземскому и написал в детском альбоме сына поэта стихи. В них содержался очень важный совет.

Давайте прочитаем эти строки:

Душа моя Павел,
Держись моих правил:
Люби то-то, то-то,
Не делай того-то…
Кажись, это ясно?
Прощай, мой прекрасный!

У.: Какое слово из данного стихотворения относится к теме нашего урока?

(Не делай)

- Что обозначает частица не? (запрет на действие).

- Как вы думаете, что А. С. Пушкин советовал юноше не делать?

- Давайте раскроем авторскую мысль глаголами, отрицающими недостойные действия, увы, свойственные человеку.

в) Коллективная работа со словом

(Устно учащиеся подбирают к глагол не делай контекстные синонимы).

(На доске появляется запись):

У.:Ребята, изучая данную тему, хочу обратить ваше внимание на то, что в русском языке есть глаголы, с которыми не так и хочет слиться, но мы должны их писать по общему правилу.

Сейчас я продиктую глаголы в утвердительной форме, а вы запишите их в отрицательной форме с восклицательным знаком.

Буду – не буду!
Могу – не могу!
Хочу – не хочу!
Стану – не стану!

Задание: изобразите голосом капризного ребенка. Как звучат эти глаголы? Когда нам что-то не хочется делать?

г) Групповая работа

У.: Ребята, мудрый дедушка Глагол помимо того, что оставил вам загадочные вопросы, он обратился к вам с просьбой помочь ему еще в очень важном деле. Все дело в том, что на свой день рождения его пригласил очень хороший старый друг, к которому он может добраться лишь только на плоту, которого пока нет, его необходимо срочно построить, Поможем? Чтобы плот был прочным, надо составить его из «дощечек» с глаголами, которые пишутся правильно, тогда плот не развалится, а «дощечки» с ошибками брать нельзя (их нужно отложить в сторону): в самый неподходящий момент они могут сломаться, и дедушка Глагол утонет.[3]

Ребята, давайте поможем дедушке Глаголу побыстрее построить плот.

Учащиеся в своих тетрадях записывают глаголы, исправляя ошибки (слова с неверным написанием записываются в левую колонку в правильном виде).

д) Взаимопроверка

(Далее учитель предлагает задание для эрудитов)

Из второй части пословиц учащиеся должны полностью записать пословицу.

…не ждут (Семеро одного не ждут)

…не машут (После драки кулаками не машут)

…не поймаешь (За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь)

…не испортишь (Кашу маслом не испортишь)

У.: Ребята, почему в пословицах так много глаголов с отрицанием?

(Человек поступает в жизни часто неправильно, не так, как должно быть, поэтому пословицы нас учат, отталкиваясь от отрицательного опыта человека).

е) Мгновенная проверка знаний

(Учитель диктует учащимся список слов, правописание которых он хочет проверить (их 15). Во время диктовки ученики заполняют слева направо перфокарту – табличку, представляющую собой 15 одинаковых квадратиков (то есть, сколько слов, столько и квадратиков). В каждую клеточку квадрата вписывается одна из двух букв (или другие условные знаки) в зависимости от принятого решения (предположим, а или б). По окончании работы ученик соединяет линией одинаковые буквы (выбирая а или б по договоренности с учителем), в результате чего получается определенный рисунок. Если получившийся рисунок совпадает с проверочным рисунком – ответом, который имеется у учителя, то задание выполнено правильно)

  1. ( не) брать
  2. (не) бросить
  3. (не) расти
  4. (не) собирать
  5. (не) ходить
  6. (не) обижать
  7. (не) домогать
  8. (не) волить
  9. (не) годовать
  10. (не) умыться
  11. (не) сварить
  12. ( не) хвалить
  13. (не) указывать
  14. (не) забегать
  15. (не) раскрыть

Такой рисунок должен получиться у учащихся

7. Подведение итогов и выставление оценок

У.: Ребята, мудрый дедушка Глагол вам оставил еще несколько вопросов:

- Что узнали вы сегодня на уроке?

- Чему научились вы на уроке?

8. Домашнее задание

У.: Дедушка Глагол не прощается с вами и приготовил еще одно испытание, которое и будет для вас домашним заданием (упр. 619).

Литература

  1. Дейкина А. Д., Пахнова Т. М. Универсальные дидактические материалы по русскому языку 6-7 классы. - Санкт- Петербург: «Питер», 1997.-77с.
  2. Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / [М. Т, Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А., Тростенцева и др.; науч. ред. Н. М. Шанский]. -29-е изд. М.: «Просвещение», 2009.
  3. Соболева О. Л., Агафонов В, В. Тайны страны Акитамммарг, или удивительное путешествие с Запятайкиным. - Ростов-на -Дону: Изд-во «Феникс»,1994-147с.