Творчество – это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, нацеленность на открытие нового и склонность к глубокому осознанию своего опыта.
Э. Фромм
В условиях модернизации российской системы образования, в условиях демократизации и гуманизации учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях на современном этапе все более отчётливо прослеживается тенденция формирования творческой личности в связи с принципиально новыми функциями художественного образования и эстетического воспитания, в системе современного образования и, прежде всего, с переориентацией целевых установок. Цель образования в современном мире совпадает с целью жизни человека. Это самореализация, создание условий реализации возможностей ребёнка в этом мире.
Этим целям созвучна природа творческого развития личности ребенка.
Среди многообразия современных типов школ: гимназий, лицеев, школ с углубленным изучением естественно-математического и гуманитарного циклов выделяются учреждения, специализация которых направлена на развитие творческих способностей детей. Речь идёт о специализированных школах с углубленным изучением изобразительного искусства и учреждениях дополнительного образования детей.
В зарубежной и отечественной педагогической психологии хорошо известны и успешно используются компенсирующие возможности занятий изобразительным искусством. Изобразительная деятельность способствует развитию всех видов мышления и воображения. В США, например, занятия изобразительным искусством используются как эффективное средство, компенсирующее недостаток творческого мышления в других сферах образования.
Поставленная учреждениями с углубленным изучением изобразительного искусства цель развития творческих способностей личности останется только декларацией, если нет надёжного способа контроля, диагностики и развития этих способностей.
Между тем ,подходы к решению проблемы выявления и развития творческих способностей и в отечественной, и в зарубежной педагогической психологии весьма разнообразны. За рубежом для характеристики творческих способностей личности чаще всего используется понятие «креативность». Более того, это понятие соотносится с творческим мышлением, так как критерии творческого мышления и креативности личности весьма сходны. Что такое креативность? Аналога в русском языке этому слову, пожалуй, нет, в буквальном переводе креативность означает «творческость». Это способность порождать необычные идеи, отличаться мышлением от привычных схем, разрешать проблемные ситуации необычными способами. Креативность может проявляться в самых разных областях – не только в области искусства. А самое главное – помогать при решении жизненных проблем.
Креативный человек – это тот, кто обладает особым видом мышления – дивергентным. Дивергентное (творческое) мышление – противоположность конвергентного (традиционного, нетворческого) мышления. Конвергентное мышление подразумевает нахождение единственно правильного решения задачи или проблемы – путём интеллектуальной работы с имеющейся информацией. Но такое решение является правильным в общепринятом понимании этого слова, то есть достаточно традиционным и шаблонным. В дивергентном же мышлении оригинальные и необычные идеи возникают в результате выдвижения многих вариантов решения проблемы. При этом разум не скован стереотипами. Он более свободен в решении проблем, постоянно рождает новые идеи, отыскивает неожиданные повороты и ходы, использует привычные вещи непривычными способами, видит то, что не замечают другие. В отечественной педагогике творчество и творческие способности рассматриваются более глубоко и широко. Только творческое мышление не отражает всех аспектов творческой направленности личности. В творчестве не менее важны и восприятие, и воображение, и тем более – фантазия. Одним из первых суть творческого мышления попытался раскрыть Дж. Гилфорд, выделив как его важнейшие составляющие оригинальность, новизну и гибкость высказываемых идей. Другие попытки определить творческое мышление были, скорее всего, различными вариантами теории Дж. Гилфорда и по содержанию и по содержанию очень близки к ней. В оценке творческих способностей в отечественной педагогической психологии относительно устойчивы у разных авторов критерии быстроты, легкости, гибкости и оригинальности выполнения предлагаемых заданий:
– быстрота и легкость проявляются в скорости выполнения задания и определяются путем подсчета количества ответов, идей или решений задачи за отведенный промежуток времени;
– гибкость – количество переключений с одного класса объектов на другие;
– оригинальность оценивается по частоте данного ответа в однородной группе.
Достаточно широкое применение для диагностики творческих способностей воспитанников получил тест Э. Торенса. Тест разбит на три группы или, как говорится в этой методике, батареи:
– вербальную;
– изобразительную;
– звуковую.
Для диагностики творческих способностей к изобразительной деятельности легко адаптируется вторая – изобразительная батарея этого теста. Оценка результатов проводится по следующим критериям:
- Скорость и беглость – количество ответов.
- Гибкость – степень разнообразия ответов.
- Оригинальность – редкость идей.
- Тщательность разработки идеи – детализация ответов.
Все тестовые методики не являются абсолютным
показателем развития личности. Они только
констатируют достигнутый уровень в очень узком
диапазоне исследований способностей человека.
Наибольшие затруднения в применении тестовых
методик вызывает их некоторая всеобщность:
творчество воспитанников оценивается вообще, а
не применительно к особенностям творческих
способностей в изобразительной или иной
художественной деятельности. Другая трудность
заключается в неоднозначности интерпретации
полученных результатов, что, безусловно, снижает
уровень объективности исследований.
При всём своём несовершенстве тестовые методики
успешно используются как учёными, так и
педагогами – практиками. Предлагаемая мной
серия тестов на выявление способностей к
изобразительной деятельности апробирована в
группах детей младшего и среднего возраста
студии «Художественное творчество»
муниципального образовательного учреждения
дополнительного образования детей
«Детско-юношеский центр» г. Шарыпово. Не
претендуя на универсальность предлагаемых
методик, я хотела бы поделиться опытом
диагностики творческих способностей детей в
изобразительной деятельности.
Предлагаемые тесты можно разделить на две
большие группы: изобразительные и вербальные.
Учитывая специфику возраста, я попыталась
предать тестам-заданиям по возможности игровую
форму. Изобразительная группа тестов начинается
с серии заданий «Чудесная линия». Время
исполнения заданий – 10 минут:
1. Тест-игра «Закорючка». Тестирование проводится индивидуально. Ребёнку последовательно предлагается десять рисунков-закорючек. Задача ребёнка, каждую закорючку дорисовывать так, чтобы получился конкретный узнаваемый образ. Результаты теста отражают творческие возможности воображения и образной памяти ребёнка. Задание оценивается в баллах: за каждый дорисованный образ – 1 балл, если вариантов нет – 0 баллов.
2. Тест-задание «Что попало в сеть?».
Тестируется группа детей. Воспитанникам
предлагается закрыть глаза и на листе бумаги
начертить, не отрывая руки от листа, линию,
проводя её в любых направлениях и придавая ей
любой графический характер. Дети открывают глаза
и должны найти в получившейся сети свой улов:
предметы, человека, растения, животных и т.д.
Найденный образ заштриховывается. Оценивается
оригинальность и разнообразие образов. Простые,
примитивные изображения оцениваются от 0 до 3-х
баллов. Изображения более сложных образов
оценивается от 4 до 7 баллов. Сложные, сюжетные
изображения, оригинальные ракурсы, изображения
пейзажа получают оценку от 8 до 10 баллов. Данный
тест-задание можно проводить под музыку. Рука
ребёнка реагирует на восприятие музыки и
вычерчивает линию, опираясь на слуховые
ощущения.
Возможна стандартизация этого теста. Как вариант
предлагается «сеточка», заданная педагогом, что
позволяет более объективно относиться к
полученным результатам.
3. Тест-игра «Геометрический человек». Педагог предлагает нарисовать человека, который живёт в стране «Геометрии». Для его изображения можно использовать точку, прямые линии и геометрические фигуры: круг, прямоугольник, треугольник. Вариантом этого теста могут быть «геометрические» животные и птицы. Как и в предыдущем задании, баллы в зависимости от сложности проставляются от 0 до 10. Предлагаемые в этой серии тесты-задания достаточно полно отражают способности восприятия линейного контура, способности «достраивания», «продолжения» линейного образа. Количественная и качественная оценка итогов тестирования может быть иной, возможно, более сложной или критериально более многоплановой.
Следующую серию заданий я объединила названием «Волшебная клякса». Тесты этой серии восходят к классическим чернильным пятнам Роршаха. Они рассчитаны на выявление уровня развития воображения.
1. Тест-задание «Дорисуй». Ребёнок должен увидеть в силуэте кляксы или комбинации нескольких клякс определённый образ и дорисовать его, сделав более выразительным, узнаваемым. Тест легко стандартизируется, если детям одной возрастной группы предъявляются одинаковые кляксы. Возможен как чёрно-белый вариант этого теста, так и цветной. Оценка результата этого теста аналогична первому тесту в серии «Чудесная линия».
2. Тест «Игра в прятки». В предлагаемом воспитанникам чёрном или цветном пятне они должны увидеть «спрятанный там конкретно заданный образ». Пятно можно поворачивать. При дорисовке используется минимум средств. Оценивается оригинальность и выразительность решения.
Следующая группа заданий – «Отпечатки» является наиболее показательной при Бесконечное разнообразие цвета и фактуры отпечатка стимулирует продуцирование самых разнообразных образов. По сложности обработки и интерпретации результаты этого задания выходят на первое место. Субъективность качественной оценки полученных результатов – наибольшая.
1. Тест-задание «Отыщи картинку». Воспитанникам предъявляется цветной отпечаток (два, три или более цветовых тона), образованный как сближенными, так и контрастными сочетаниями цветов. Целью задания является поиск наибольшего количества изобразительных образов. Чем сложней увиденный образ, тем большим количеством баллов он оценивается. Это задание позволяет использовать все три критерия творческого мышления: легкость и беглость, гибкость, оригинальность.
2. Тест-игра «Маэстро». Задание является вариантом предыдущего теста. Детям предлагается поиграть в великих художников – стать маэстро живописи. Предлагаемые отпечатки являются «картинами» их учеников. Несколькими выразительными штрихами маэстро должен преобразить картину ученика так, чтобы возник оригинальный и выразительный образ. Задание является завершающим в серии и наиболее показательным с точки зрения художественной направленности мышления ребёнка. Интерпретация результатов может быть аналогичной предыдущим тестам, но могут быть и иные подходы; экспертная оценка (экспертами выступают воспитанники студии или педагоги), ранжирование и т.д. Каждый педагог может найти удобную для себя систему обработки тестов, являющейся достаточно убедительной и наглядной для других, ведь всё, чем занимается ребёнок в детстве, он делает творчески: двигается ли, общается, играет, исследует мир… Но не всегда сам процесс творчества и его результаты заметны окружающим. Поэтому детские рисунки – уникальный способ понять, как ребёнок видит мир. А главное – они помогут сохранить материальные свидетельства того, как развивались его навыки и творческие устремления.