Развитие математических способностей учащихся. Дидактическая игра "Зоопарк"

Разделы: Школьная психологическая служба


Игра рассчитана на возраст от 6 лет и направлена на развитие и закрепление представлений о числе и действиях с ним (сложении, вычитании, умножении и делении). Изначально была разработана как занятие для программы по формированию и развитию математических способностей у детей со стойкой неуспешностью по точным наукам (автор Л. В. Зверобоева). Данная программа успешно применяется в коррекционно-развивающей работе  ЦППРиК «Ясенево», а также в рамках окружного экспериментальнта «Психолого-педагогические условия повышения грамотности учащихся общеобразовательных школ» в ГОУ СОШ № 541 (научный руководитель д.п.н., профессор Екжанова Е. А.).
Следует заметить, что это занятие может эффективно применяться как самостоятельная единица, вне реализации программы. Для достижения видимого коррекционного эффекта занятие необходимо проводить многократно. Но наивысший коррекционный результат достигается при проведении всех занятий программы.
Всё занятие построено в виде увлекательной игры, выполнение заданий которой, позволяет развивать познавательную активность, внимание, квазипространственные представления, ассоциативное мышление, мыслительные операции «по аналогии». Кроме того, все задания этой игры не только озвучиваются психологом и наглядно демонстрируются, но и предлагаются детям в виде красочных фигурок, с которыми возможны совершения действий самим ребенком. Это позволяет задействовать одновременно несколько каналов восприятия (слуховой, зрительный, кинетический, тактильный), обеспечивая наиболее полноценное воздействие, что дает возможность максимально полно и быстро достичь поставленной цели.

Тема занятия: Игра «Зоопарк».

Форма проведения занятия: групповая или индивиуальная настольная игра.

Размер группы: до 6 человек.

Возраст участников: от 6 лет.

Цель занятия: развитие и закрепление представлений о числе и действиях с ним (сложении, вычитании, умножении и делении).

Задачи занятия:

  • Воспитательные: формирование мотивации достижения успеха, позитивного отношения к себе и окружающему миру, способствовать формированию у учащихся потребности заботится о ком-либо, способствовать формированию навыков работы в группе, навык выбора из двух и более альтернатив.
  • Развивающие: развитие внимания, памяти, математического мышления, развитие коммуникативных качеств учащихся, в том числе умения четко и вариативно выражать свою мысль словами.

План занятия.

  • Организационный момент
  • Игра-активатор «Давай знакомиться»
  • Игра «Зоопарк»
  • Рефлексия
  • Заключительный момент

Материалы и оборудование.

  • Белые вилочки (денежная единица) – не менее 25 штук на одного ребенка;
  • Звери для коктейля разноцветные из пищевой пластмассы: ослики, козлики, жирафы, верблюды, слоны (не менее 10 штук каждого вида на одного ребенка);
  • Лопаточки и вилочки различных цветов (не менее 8 штук каждого цвета на одного ребенка);
  • Небольшой мяч (можно заменить мягкой игрушкой).

Суть игры «Зоопарк»

Детям выдается первоначальный (белые вилочки) в качестве расчетной (денежной) единицы, и предлагается приумножить свой первоначальный капитал, разводя в зоопарке животных. Расчетные единицы можно обменивать на строительные материалы и животных как с целью приобретения, так и с целью продажи. Объясняется, что нужно построить загоны для животных, поселить в них разнообразных животных, которые при создании хороших условий могут приносить потомство, и это обеспечивает прибыль. При ненадлежащем содержании животные могут  разбежаться (в заборе есть дырки), умереть (тесно, много кровных связей в следствие отсутствия обновления поголовья). Руководитель (учитель, психолог) должен все время создавать условия для уменьшения и увеличения поголовья животных, использовать различные обозначения математических действий (сложить, суммировать, «увеличить на…», объединить и т.д.). В конце игры подводится итог, кто был самым лучшим животноводом.

Правила игры «Зоопарк»

 Детям выдается начальный капитал – по 10 белых вилочек (денежная единица)
Их можно поменять по принципу: 1 белая вилочка – 1 комплект для строительства загона (4 лопаточки или разноцветных вилочки) или 1 белая вилочка – одно любое животное.
В процессе игры ведущий выдает «потомство» (один детеныш на пару животных одного вида, содержащихся в загоне). Животные приносят потомство с разной периодичностью: ослики и козлики – часто, слоны – редко, жирафы и верблюды – чаще, чем ослики и козлики, но реже, чем слоны.
Дети могут менять белые вилочки на строительный материал и животных, расширяя загоны и увеличивая численность разных видов животных, так и в обратном направлении.
Задача учителя – провоцировать изменение количества объектов как в сторону уменьшения, так и увеличения объектов игры, сопровождая мануальные действия (забрать или дать животных, расчетные единицы) речевыми комментариями (отнять, вычесть, уменьшить, снизить и т.д.)
В конце игры ведущий принимает у детей строительный материал и животных в обмен на белые вилочки (расчетные денежные единицы) по принципу: 1 комплект из 4-х лопаток или разноцветных вилочек – 1 белая вилочка; 1 пара осликов или козликов – 1 белая вилочка; 1 пара жирафов или верблюдов – 2 белая вилочка; 1 пара слонов – 3 белые вилочки (потому, что животные приносили потомство с разной периодичностью и, соответственно, те животные, которые приносили потомство реже, они ценятся выше (дороже)). Выигрывает тот, чей зоопарк принес наибольший доход (у кого в конце игры оказалось больше белых вилочек).

Ход занятия

1. Организационный момент

Ребятам дается возможность освоиться. Психолог: «Ребята вы можете попрыгать на мячиках, посмотреть и поиграть в игрушки».

2. Игра-активатор «Давай знакомиться»

Психолог: «Ребята давайте встанем в круг. Сейчас мы будем кидать друг другу мячик. Тот, у кого в руках мячик, называет сначала имя соседа слева, затем имя соседа справа, потом свое имя и цвет. Название цвета должно начинаться с той же буквы, что и названное имя. Например, я – Саша, сиреневый или я –Александр, алый».

3. Игра «Зоопарк»

Психолог: «Вот мы и познакомились. Теперь давайте сядем за стол и поиграем в игру с названием «Зоопарк», которая поможет нам потренировать свой ум, интеллект, научиться мыслить логически».
Дети и психолог садятся вокруг стола. Важно, чтобы на столе было достаточно игрового места для каждого ребенка (не менее, чем квадрат со стороной 50 см.). Далее психолог объясняет детям правила игры и выдает начальный капитал. В этой игре ведущий – психолог, по очереди предлагает детям поменять белые вилочки на животных или комплекты заборов. Причем, каждый раз, давая ребенку возможность выбора объекта (лопаточки или вилочки, их цвет, вид животного). А выдав животных, каждый раз спрашивает ребенка: «Сколько у тебя теперь животных? Какие у тебя животные? Сколько у тебя козликов (осликов, жирафов и т.д.)? Какого они цвета? Сколько у тебя осликов (верблюдов, жирафов и т.д.) синего (зеленого, красного и т.д.) цвета?» Во время игры психолог дает детям и животных, которые появились в неволе (потомство), сам определяя цвет животного, напоминая при этом, что одно животное не размножается, потомство может появиться только у пары разнополых животных одного вида. Причем, потомство осликов и козликов выдается часто, слонов – редко, жирафов и верблюдов – чаще, чем осликам и козликам, но реже, чем слонам. Также ведущий забирает животных у детей, если открыт загон (разбежались), если только кровные связи то есть животные размножаются, а новых животных этого же вида не приобретается (потомство болеет и умирает), если большая скученность (животные травмируются или болеют) и т.д. Каждый раз, давая ребенку или забирая у него животных, ведущий спрашивает: «Сколько у тебя теперь животных?; Какого они цвета?; Сколько было, сколько стало? Есть ли желание что-то приобрести?». Важно использовать различные обороты речи для обозначения математических действий (суммируем, складываем, объединяем и т.д.).

Психолог: «Подводим итог. Сколько у кого животных? Какие? А теперь мы будем отдавать животных мне обратно взамен на нашу расчетную единицу, на белые вилочки.». Ведущий напоминает правила обмена животных, предлагая детям ставить животных попарно. Начинается обмен. Дети по очереди сдают всех животных и комплекты заборов, а ведущий выдает им белые вилочки. Принимая у ребенка животных, ведущий спрашивает: «Сколько у тебя осликов (козликов и т.д.)? Сколько это пар? Сколько я должна тебе белых вилочек? Сколько было белых вилочек? Сколько было комплектов заборов? Сколько ты получил белых вилочек за заборы? Сколько ты получил белых вилочек за животных?» Когда все дети поменяли животных и заборы на палочки, ведущий просит посчитать каждого ребенка сколько у него белых вилочек. Выбирается победитель. Ведущий спрашивает детей: «Почему у тебя так много (мало) белых вилочек? Каким образом ты набрал столько вилочек, что тебе помогло?» Ответы детей: «У меня никто не погибал», «Я хорошо за ними следил, заботился о них» и т.д..

4. Рефлексия

Психолог: «А сейчас мы будем передавать мячик по кругу друг другу. И тот, у кого в руках мячик скажет, что ему было сложно, чему он научился, и что больше всего понравилось на сегодняшнем занятии».

5. Заключительный момент

– Молодцы ребята! А теперь нам пора прощаться. Я желаю вам  счастья и успехов, развивайте свои способности, хорошо учитесь и будьте хорошими людьми. До свидания!

Список использованной литературы:

  1. Зверобоева Л. В. Коррекционно-педагогическая поддержка школьников с несформировацными общеучебными навыками / в сборнике «Развитие региональной сети образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи в городе Москве: 1993-2009 годы»,  Департамент образования г. Москвы; отв. ред. Т. Н. Гусева ; [сост. Е. Г. Бакулина и др.]. – М. : Шк. кн., 2009. – 624 с. : ил. – Библиогр. в конце ст..
  2. Хухлаева О. В. «Тропинка к своему Я», Москва, Генезис, 2006 г.
  3. Программа «Навигатор» Барцлкина В.В., Родионов В.А. и др., Москва, БФ «Женщины и дети прежде всего», Мирамед Институт, 2007 г..

Приложение 1

Фотографии набора «Зоопарк»