ЦЕЛЬ: формировать представление о развивающих возможностях деловой игры.
ЗАДАЧИ:
- Рассмотреть виды и форму проведения деловых игр, способствующих развитию интереса учащихся к изучаемому материалу; определить их положительные и отрицательные моменты.
- Выстроить алгоритм действий учителя в связи с применением деловой игры как одной из видов игровой технологии.
ХОД СЕМИНАРА.
Тема семинара «Деловая игра как один из видов игровой технологии». Цель семинара формировать представление о развивающих возможностях деловой игры, алгоритме «встраивания» в процесс образовательного взаимодействия с целью его совершенствования. Приложение 1.
Человек играет только тогда, когда он в полном значении слова человек, и он бывает вполне человеком лишь тогда, когда он играет.
Ф. Шиллер
Ведущей и общей формой школьного обучения и воспитания, центральным компонентом всей деятельности учителя является урок. Каждый новый урок – это ступенька нового знания и развития ученика, новый вклад в формирование его умственной и моральной культуры. Одним из дидактических средств, направленных на развитие активности учащихся на уроке и заинтересованности в результатах образовательного процесса, являются игры. Сущность дидактической игры заключается в передаче учащимся некоторых функций (контрольной, информационной, организационной, оценивающей), традиционно выполняемых учителем. Такая организация учебного процесса очень вариативна и поэтому в зависимости от возраста, специфики учебного предмета, подготовленности учащихся, может осуществляться в различных формах (так, например, весь класс может делиться на несколько взаимодействующих ролевых групп или отдельные учащиеся наделяются индивидуальными ролями). Важно, чтобы учитель при организации и анализе проведения игры обращал внимание не на качество исполнения той или иной роли учащимися, а на степень включенности их в игру, активность, проявляемую инициативу и способность к импровизации, на возможность проигрывания (стало, быть, освоения) учащимися различных ролей и разнообразных видов деятельности.
Одной из разновидностей ролевой игры является деловая игра.
Деловая игра – это метод, который представляет собой не что иное, как специально организованную деятельность по применению теоретических знаний, и происходит не механическое накопление информации, а деятельностное распредмечивание какой-то сферы человеческой реальности. (Бельчиков Я.М.)
Деловая игра используется для решения комплексных задач. Усвоение нового, закрепление материала, развитие творческих способностей, формирование общественных умений даёт возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций.
В зависимости от функций деловые игры делят на группы:
В учебном процессе применяются различные модификации деловых игр:
- Имитационные игры. На занятиях имитируется деятельность какой – либо организации, предприятия или его подразделения. Сценарий имитационной игры кроме сюжета события содержит описание структуры и назначения имитирующих процессов и объектов.
- Операционные игры. Они помогают обрабатывать выполнение конкретных специфических операций. Игры этого типа проводятся в условиях, имитирующих реальные.
- Исполнение ролей. В этих играх отрабатывается тактика поведения, действий, выполнение функции и обязанностей конкретного лица.
- Деловой театр – разыгрывается какая – либо ситуация, поведения человека в этой обстановке
Существуют достоинства и недостатки деловой игры.
Достоинством деловых игр является то, что они позволяют:
- рассмотреть определенную проблему в условиях значительного сокращения времени (сжатие процесса);
- освоить слушателями навыки выявления, анализа и решения конкретных проблем;
- работы групповым методом при подготовке и принятии решений;
- ориентации в нестандартных ситуациях;
- концентрировать внимание слушателей на главных аспектах проблемы и устанавливать причинно-следственные связи;
- развивать взаимопонимание между участниками игры.
Недостатки деловых игр:
- относительная сложность подготовки;
- отсутствие формализованных критериев, позволяющих сделать более объективную оценку и сравнить с реальной действительностью ожидаемый результат;
- отсутствие четкого алгоритма проведения игры.
Педагоги выделяют условия проведения деловой игры, которые должны соблюдаться:
- внимательность;
- включенность в игру;
- сопричастность, уважение точки зрения других;
- масштабность (без учета жестких рамок существующих законов);
- самовыражение.
Рассмотрим структуру деловой игры, которою выделил Е.А. Хруцкий.
Структура деловой игры.
Этап игры | Деятельность участников игры | Деятельность педагога |
1 этап – формулируется цель игры и дается необходимая информация | Четко представить себе проблему или структуру задач, соотнести проблему с поставленной целью | Организовать работу в малых группах (командах). Лучше предложить участникам игры самостоятельно выбрать проблему и группу. |
2 этап – самостоятельная работа слушателей в командах | Вникают в проблему, пытаются понять ее, вырабатывают навыки к анализу ситуации и проявляют способности личности. Коллективное обсуждение: используется практический опыт, уточняются позиции, вырабатываются выводы или решения путем соглашения. Возможно существование отдельной точки зрения кого-либо из участников | Оказывает помощь |
3 этап – межгрупповая дискуссия | Каждая группа предлагает свой вариант разрешения рассматриваемой проблемы. Участники других групп выступают в качестве оппонентов: задают вопросы, выступают с критическими замечаниями или в поддержку проекта | управляет дискуссией, при помощи наводящих вопросов старается привести к правильному решению проблемы. Запрещено: высказывать свою точку зрения, связанную с анализом ситуации или проблемы |
При проведении деловой игры необходимо установить регламент (времени должно хватить на решение проблемы). Задача педагога: довести до сознания участников игры основные положения и выводы, дать четкое заключение, чего удалось добиться участникам игры. Незавершенность игры обесценивает всю работу по ее проведению. Деловая игра должна быть представлена в следующем виде: название игры, учебные цели, состав участников, исходная информация, методические рекомендации и порядок проведения деловой игры, подведение итогов деловой игры
Исходная информация может быть дана как на занятии, так и заранее. Лучше заранее, т.к. не затрачивается время на ознакомление с информацией. Педагог должен объяснить особенности игры, порядок проведения и обсуждения, объяснить критерии оценки результатов деловой игры, т.к. в ходе работы в малых группах игра носит состязательный характер.
Деловые игры используют в том случае, когда необходимо донести до детей процессы функционирования каких-либо систем. Уроки чаще всего носят иллюстративный характер, а в игре ученик становится лично причастным к функционированию изучаемой системы, получает возможность “прожить” некоторое время в “реальных” жизненных условиях. Преимущество деловой игры в том, что она не подменяет традиционные методы обучения, а рационально их дополняет, позволяя более эффективно решать поставленные задачи.
Для того чтобы учитель мог свободно и легко вводить в образовательный процесс деловую игру, он должен быть творческой личностью, поэтому на современном этапе актуализируется проблема развития творческого потенциала педагогов в процессе освоения педагогических инноваций.
Деловая игра «Развитие педагогического творчества в коллективе»
ЦЕЛЬ: определить условия и пути развития педагогического творчества в коллективе.
ЗАДАЧИ:
- определить уровень развития педагогического творчества в школе
- выявить условия, способствующие успешному развитию педагогического творчества в школе.
- разработать систему мер по развитию творческой атмосферы в педагогическом коллективе.
Работа будет проходить в группах. На столах лежат пакеты, которые содержат лист с заданиями и материалы для выполнения заданий.
Каждая группа получит по 4 задания (задания на отдельных листах). На обдумывание каждого вопроса даётся 8 минут. Затем представитель каждой группы представляют варианты ответов, которые оформляются на листах бумаги.
Творчество может проявляться на различных этапах развития педагогической деятельности. Чаще всего творчество проявляется в способности с максимальной эффективностью, каждый раз по-новому и обоснованно применять в образовательном процессе различные методы и формы воспитания и обучения, профессиональные знания и личностные качества. Вместе с тем оно выражается и в создании педагогических идей, способов учебно-воспитательной деятельности, и в умении решать нетиповые задачи. Как правило, мастерство связывают с большим опытом работника, в совершенстве овладевшего своей профессией.
Среди педагогов школы была проведена анкета оценки уровня творческого потенциала личности. Результаты следующие: 13% педагогов имеют высокий уровень творческого потенциала личности, 53%-выше среднего, 33%-средний.
Можно сделать вывод, что в коллективе большая часть педагогов с уровнем творческого потенциала выше среднего. Приложение 2
Что же может способствовать развитию творческих способностей педагога, какие факторы стимулируют проявление творческой активности, какие условия необходимы для развития творчества, но сначала выделим компоненты творческой деятельности и определим понятие «педагогическое творчество»
Задания участникам игры.
1.
Раскройте сущность педагогического творчества. Для этого выделите основные компоненты творческой деятельности; дайте определение понятия «педагогическое творчество». Форма представления результатов выполнения задания свободная.
Компоненты творчества являются и содержательными элементами личности педагога, и продуктами отражения педагогической действительности в его чувствах, сознании, памяти, и результатами творческих сил и возможностей учителя. Компоненты творчества приобретаются педагогом в течение всей профессиональной деятельности. Через психическую деятельность осуществляется совершенствование компонентов творчества, являющихся своеобразным «интегратором», на базе которого формируется самостоятельная профессиональная позиция: от профессионализма к мастерству -от мастерства к подвижничеству. Отсюда напрашивается вывод, что при слабом функционировании хотя бы одного из компонентов творчества невозможно рассчитывать на значительные успехи. Вышесказанное еще с большей настойчивостью высвечивает потребность в дальнейших поисках наиболее значимых критериев и методов оценки труда учителя школы.
2.
Определите и перечислите факторы, влияющие на проявление и развитие творческой активности учителей.
Результаты выполнения задания желательно оформить в виде таблицы:
1 группа
- Факторы, стимулирующие проявление творческой активности
2 группа
- Факторы, препятствующие развитию педагогического творчества
Обобщение:
3.
Определите и обоснуйте, какие условия необходимо создать в школе для развития педагогического творчества.
Форма представления результатов выполнения задания свободная.
Обобщение: создание благоприятных условий в школе способствует развитию педагогического творчества коллектива.
Потребность в самосовершенствовании строится на идеалах личности.
4.
На основе сравнения условий, необходимых для развития педагогического творчества в школе, и имеющихся препятствий выявите проблемы, сформулируйте их и разработайте систему мер по их решению.
Форма представления результатов выполнения задания свободная.
Обобщение:
Подведение итогов игры (на доске представлены все результаты выполненных заданий)Перед нами представлена схема развития педагогического творчества в коллективе, где выделены основные компоненты творческой деятельности, факторы и условия которые стимулируют проявление творческой активности педагога, а также сформулирована система мер по решению проблем, препятствующих развитию творчества.
Подводя итоги, нужно отметить, что деловая игра, как форма работы с учащимися, с одной стороны, своими задачами, содержанием и средствами ориентирована на личность учащегося и его развитие и саморазвитие, а с другой – является практико-ориентированной, т.к. призвана активизировать деятельность ученика и помогать решать задачи, которые способствуют достижению успехов в какой - либо ситуации.
Литература:
- Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Метод. Пособие.— М.: Высш. шк., 1991.
- Репринцева Г.И. Играют младшие школьники. Ярославль, 1991 г.
- Спиваковская А.С. Игра – это серьёзно. М., 1981 г.
- Терский В.Н. Игра. Творчество. Жизнь. М., 1966 г.
- Хруцкий Е.А. Организация проведения деловых игр: Учеб. Пособие для преподавателей сред. спец. учеб. заведений.— М.: Высш. шк., 1991.