Методическая разработка урока "Жизнь и деятельность Д.И. Менделеева". Интернет-урок в рамках технологии формирования ключевых компетенций учащихся

Разделы: Химия


Интернет-урок в рамках технологии формирования ключевых компетенций учащихся

Цитата: «Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости». А.С.Пушкин.

Тема урока: Жизнь и деятельность Д.И.Менделеева.

Учебный предмет, возраст учащихся: химия, 8 класс.

Тип занятия – урок коммуникативного типа: урок- конференция.

Программа. Реализация целей урока направлена на усвоение основных элементов содержания Примерной программы основного (общего) образования по химии (Раздел «Вещество»), поэтому урок может быть проведен при обучении по любой авторской программе, также разработку урока можно использовать для проведения внеклассного занятия.

Время проведения – 2 часа (1 час + 1 час резервного времени).

Цели для учителя:

  • создать условия для развития компетенций учащихся через информационную образовательную среду.

Цели урока для учащихся:

  • используя Интернет-ресурсы, изучить биографию Д.И.Менделеева;
  • создать презентацию в программе Power Point;
  • представить презентацию перед аудиторией класса;
  • подготовиться к викторине.

Задачи:

Образовательная: изучение биографии великого ученого Д.И.Менделеева, как образца трудолюбия и великого служения Родине.

Развивающие (развитие компетенций учащихся):

информационных:

  • развитие навыков работы с информацией Интернет ресурсов и умение применять их для решения учебной задачи;
  • поиск и извлечение, систематизация, преобразование информации;
  • критическое отношение к получаемой информации, умение выделять главное;
  • развитие навыков работы с компьютером, технических навыков преобразования информации.

коммуникативных:

  • развитие устной речи: умение задать вопрос и отвечать на вопросы, защитить свой проект;
  • умение представить себя устно и письменно (правила подачи информации в презентации);
  • умение работать в группе, умение искать и находить компромиссы при работе над совместным проектом;

ценностно-смысловых:

  • умение формулировать собственные учебные цели при выборе темы и создании проекта;
  • осознание определенных требований к продукту своей деятельности;
  • анализ достоинств и недостатков собственного продукта (презентации);

учебно-познавательных:

  • умение осуществлять планирование, анализ, рефлексию;
  • умение оформить результаты своей деятельности, представить их на современном уровне средствами создания презентаций;

компетентностей личного самосовершенствования:

  • создание комфортной здоровьесберегающей среды, умение организовать свое рабочее время;
  • создание условий для самореализации учащихся и предоставление возможности действовать в собственных интересах, получать признание учащихся и завоевывать авторитет в глазах одноклассников.

Воспитательные: воспитывать сознательное отношение к учебному труду, чувство ответственности, патриотизма, коллективизма, развивать интерес к знаниям; стремиться к осознанию учащимися ценностной основы труда, преданности делу, целеустремленности, ответственности, благородства в жизни человека.

Главная идея урока – обратить внимание учащихся на то, что большинство людей знают о Д.И.Менделееве как о создателе периодической таблицы и мало знают о других достижениях. Урок позволяет представить гениального ученого как ученого-энциклопедиста, а его жизнь как пример трудолюбия, преданности делу и любви к России. Применение Интернет ресурсов уместно, ведь сейчас детям легче войти в Интернет, чем идти в библиотеку.

Планируемые результаты, которых достигнут учащиеся после этого урока:

развивающие:

  • самостоятельный поиск, извлечение и отбор необходимой информации по теме урока;
  • умение применять для решения учебной задачи информационные и телекоммуникационные технологии;
  • умение работать в группе;
  • умение представить себя устно и письменно;
  • формирование стремления выполнить самостоятельную творческую работу. образовательные:

учащиеся будут знать: биографию Д.И.Менделеева, значение его научных открытий.

Оборудование и ресурсы: Компьютеры с подключением к Интернет, компакт-диски.

Предполагаемые образовательные продукты, которые будут созданы учащимися: компьютерная презентация в программе Power Point.

Перечень цифровых ресурсов и программных средств, используемых на уроке.

***Фотографии ученого

*** Биография ученого

*** Научная деятельность

*** Менделеев – гражданин и патриот

*** Увлечения

Для проведения урока можно использовать также материалы компакт-дисков: “Открытая химия” (Физикон); “Химия: базовый курс. 8-9 класс” (Лаборатории систем мультимедиа, МарГТУ); “Общая и неорганическая химия: 10-11 класс” (Лаборатории систем мультимедиа, МарГТУ.

Программные средства: Microsoft Power Point, Microsoft Word, Microsoft Office используются учителем для подготовки материалов к уроку; учащимися - при подготовке презентаций, докладов.

Работа учителя на уроке: организация самостоятельной работы учащихся по поиску и переработке информации сети Интернет по теме урока, созданию электронных презентаций; проведению конференции и рефлексии учащихся.

Описание деятельности учащихся: Поиск и переработка информации сети Интернет, создание презентаций Microsoft Power Point и их защита; анализ собственной деятельности (рефлексия) и оценивание работы одноклассников.

Вид классной доски:

  • портрет Д.И.Менделеева;
  • название темы;
  • эпиграф: «Гений? Какой там гений! Трудился всю жизнь, вот вам и гений!»;
  • название этапов урока.

Межпредметные связи на уроке:

История: этапы жизни Д.И.Менделеева, его участие в развитии промышленности, реформах образования и исторических событиях.

География: путешествия; идеи ученого об использовании природных ресурсов.

Физика: строение атома, закон Клапейрона-Менделеева, гидратная теория растворов, теория происхождения и переработка нефти.

Этапы занятия и виды деятельности

I этап: Вводно-мотивационный

Вступительное слово учителя. Целеполагание

В этом году исполнилось 175 лет со дня рождения великого русского ученого-энциклопедиста Д.И.Менделеева, и весь научный мир празднует эту знаменательную дату. Каждый, кто учился в школе, знает фамилию ученого и то, что он создал периодическую таблицу. Безусловно, открытие периодического закона – всеобщего закона природы – самое главное открытие Д.И.Менделеева, но чем еще увлекался ученый и чего достиг в других областях? Каким он был человеком? Что служило источником его вдохновения и неиссякаемой силы духа? Разносторонность интересов, гениальность мышления и трудолюбие ученого поражают и восхищают, но Дмитрий Иванович говорил об этом просто: "Сам удивляюсь, чего только я ни делывал на своей научной жизни".

Цель урока. Наш урок мы посвящаем юбилею со дня рождения ученого и постараемся найти ответы на вопросы: Каким же он был, этот великий человек? Чему радовался, что любил, что ненавидел? Чем увлекался? О чем мечтал? Почему в этом году Д.И.Менделеев был выдвинут номинантом на премию «Известность» в рамках проекта «Имя России»? Я предлагаю вам, используя информацию сети Интернет, «создать портрет» великого ученого. Каждый, кто читает об ученом, не может не удивляться многогранности его интересов и достижений. Сегодня и нам предстоит узнать о жизни ученого немного больше, чем вмещают страницы школьного учебника. Я предлагаю каждой группе выбрать тему, подготовить доклад (и презентацию), с которым выступить на конференции.

Примерные темы выступлений.

  • «Гений? Какой там гений! Трудился всю жизнь, вот вам и гений!»
  • «Наука и промышленность – вот мечты мои»
  • «Многое я повидал в жизни, но ничего не знаю лучше детей».
  • «Что я только не делал в своей жизни, чем только не занимался, сам удивляюсь»
  • «Нефть – не топливо, топить можно и ассигнациями»
  • Три службы родине…
  • «Будущее не грозит периодическому закону разрушением…»
  • Именем Менделеева названы…

Так как урок посвящается великой дате, объявляется конкурс на лучшую презентацию, лучшее интервью и вопрос для викторины (победителей ждут призы!)

II этап: Операционный /организация познавательной деятельности по решению учебной задачи /.

Актуализация знаний и организация деятельности учащихся.

Работа в группах по 4 человека. Каждая группа, получив адреса образовательных Web-сайтов, составляет план работы для достижения поставленных целей.

Этапы работы учащихся:

  • Выбор темы и распределение обязанностей (таблица 1).
  • Поиск и переработка информации.
  • Создание презентации по выбранной теме.
  • Подготовка выступления и защита образовательного продукта.
  • Составление вопросов викторины. Участие в конкурсе на лучший вопрос викторины.

Таблица 1

 

Роль Функции
Капитан координирует работу учащихся группы, оценивает участие каждого, составляет вопросы викторины
Информатор ответственный за поиск и переработку информации
Дизайнер ответственный за создание презентации
Докладчик ответственный за выступление

Урок состоит из двух частей.

Первый урок. Учащиеся находят информацию, выделяют главное, составляют план выступления, изучают требования к презентациям.

Домашнее задание: переработать информацию, составить презентацию и подготовиться к ее защите.

Второй урок – конференция, проходит на следующий день.

III этап: Контроль и коррекция.

  • Выступление учащихся. При выступлении учащиеся называют тему, цель, делают выводы. Время выступления – 8 минут. Важный показатель качества выступления - интерес слушателей.
  • Оценка выступления и презентаций. Слушатели оценивают выступление, заполняя оценочный лист. Каждая группа ставит оценку и вручает лист капитану команды. Потом оценки суммируются.

3. Домашнее задание

а) представьте, что Вы – корреспондент научно-популярного журнала, а Д.И.Менделеев – наш современник. Составьте вопросы для интервью с великим ученым. Ваш документ-интервью заархивируйте и отправьте на мой электронный адрес oruseckaya@yandex.ru;

б) составьте два вопроса для викторины, которая будет проведена в рамках недели химии и участвуйте в конкурсе на лучший вопрос викторины.

4. Рефлексия учащихся

Выберите вариант рефлексии и напишите отзыв об уроке (по форме и содержанию)

Вариант 1

Продолжите предложения:

  • Меня удивило то, что…
  • Мне показалось интересным ….
  • Мне понравилось …
  • Мне не понравилось …..
  • Мне было трудно …..
  • Мне показалось странным….
  • Важно то, что …
  • Я не понял(а) ….
  • Я желаю …

Вариант 2

Рефлексия по работе в сети Интернет

  • Какие чувства и ощущения возникали у меня при проведении урока с использованием нетрадиционных источников информации?
  • Достигли – ли Вы поставленных целей? Благодаря чему Вам удалось их достичь?
  • Какие трудности встретились Вам во время выполнения задания?

Рефлексия учащихся по результатам проведения конференции.

  • Какие чувства вы испытывали во время выступления на конференции?
  • Удалось ли вам выступить перед классом так, как Вы хотели?
  • Какие трудности встретились вам при выступлении на конференции?

5. Подведение итогов урока, краткий анализ достигнутых результатов, вручение благодарностей и призов за: а) лучший доклад; б) лучшую презентацию; в) лучший вопрос для викторины.

Заключительное слово учителя. Д.И.Менделеев прожил яркую и насыщенную жизнь, он был предан науке, любил Родину и сделал многое для её процветания. Идут годы, сменяются поколения, а его идеи и открытия по-прежнему значимы для человечества. Робко «прикоснувшись» к страницам биографии великого ученого, мы стали немного богаче, образованнее, ведь «уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости», - словами А.С.Пушкина я заканчиваю урок и благодарю всех за работу.

Список литературы

  1. Примерная программа программа среднего (полного) общего образования по химии (базовый уровень). Химия. Естествознание. Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. – Вентана-Граф, 2007. – (Современное образование).
  2. Программа курса химии для 8-9 классов общеобразовательных учреждений. Гара Н.Н. Программы общеобразовательных учреждений. Химия.- М.: Просвещение, 2008. -56с.
  3. Учебник. Рудзитис Г.Е Химия: неорган. химия: учебник для 8 кл. общеобразовательных учреждений/ Г.Е Рудзитис, Ф.Г Фельдман.- 12-е изд., испр. - М.: Просвещение, 2008.-176с.
  4. Информационные материалы дистанционных курсов Центра дистанционного образования "Эйдос", http://www.eidos.ru. E-mail: info@eidos.ru

 Приложения 1-2

Презентация.