Урок математики в 5-м классе по теме "Уравнения"

Разделы: Математика


Цель урока: Выработать навык в нахождении компонентов при сложении и вычитании, решение задач с помощью уравнений, развитие творческих способностей учащихся.

Оформление: На стенде «Математика вокруг нас» вывешиваются творческие работы обучающихся. Частушки об уравнениях и задачи на составление уравнение.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

Дети проверяют, выставляют баллы за правильно выполненное задание, подсчитывают их и оценивают работу.

№385 2 балла
б)
x + 213 = 584
x = 584 – 213
x = 371
в)
t – 307 = 308
t
= 307 + 308
t = 615
Проверка устная по вопросам учителя.
1) Какой компонент неизвестен?
2) Как его найти?
3) Чему он равен?

№387 а) 1 балл

Задача заранее оформлена на доске.

Была Уменьшилась Стала
х часов на 3 часа (х - 3) часа

Так как продолжительность дня стала 8 часов, отсюда уравнение:

х – 3 = 8
х = 3 + 8
х = 11

Ответ: 11 часов.

№390 1 балл

Проверяется устно.

  1. 65 – 20 = 45(л) сока осталось.
  2. 45 : 3 = 15(банок) сока.

Ответ: 15 банок.

№393 а) 1 балл

Назовите ответы в каждом действии.

  1. 1008;
  2. 508;
  3. 500;
  4. 2.

Дети выставляют оценки в соответствии с количеством набранных баллов:

5 баллов – «5»;
4 балла – «4»;
3 балла – «3»;
1-2 балла – «2».

В предыдущей домашней работе в №393 б) при выполнении действия деления опять встретилась ошибка «пропуск нуля». Ещё раз напоминаем на доске, как её избежать на примере

II. На доске заранее написано:

Обучающиеся смотрят на доску и отвечают на вопросы:

Вопросы учителя Ответы учащихся
1) Что здесь записано?
2) Почему вы так решили?
3) Как назовем число 3?
4) Когда можно утверждать, что это значение буквы будет корнем уравнения?
5) Что называется корнем уравнения?
6) Что значит решить уравнение?
1) Уравнение.
2) Равенство, содержащее букву, называется уравнением.
3) Значение буквы.
4) После проверки.
5) Значение буквы, при котором уравнение обращается в верное числовое равенство, называется корнем уравнения.
6) Найти его корни или объяснить, что их нет.

III. Тест.

Тест проводится с использованием сигнальных карточек:

а) розовый цвет;
б) голубой цвет;
в) зелёный цвет.

По хлопку учителя обучающиеся поднимают карточку того цвета, которая на их взгляд соответствует правильному ответу.

Тест записан на доске:

  1. Решите уравнение 18 + у = 41
    а) 18;
    б) 23;
    в) 59.

  2. Решите уравнение х – 23 = 41
    а) 18;
    б) 64;
    в) 28.

  3. Решите уравнение 73 – х = 21
    а) 52;
    б) 94;
    в) 61.

  4. Какое из уравнений соответствует краткой записи задачи:

    а) х · 4 + 300 = 780;
    б) 780 : х + 4 = 300;
    в) х + 300 = 780.

Дети, поднявшие карточку неправильно, сразу объясняют, почему они так думали, и исправляют свою ошибку.

IV. №364 б) на доске и в тетради.

V. Перед следующим заданием проводится физкультминутка, снимающая усталость глаз.

VI. Тест на знание компонентов (3 минуты)

№ п/п Уравнения Впишите название выделенного компонента
1 х + 7 = 25  
2 х – 9 = 16  
3 16 – х = 3  
4 27 : х = 9  
5 х : 10 = 16  
6 21 · х = 63  
7 (х + 2) · 3 = 15  
8 (27 - х) – 5 = 20  

VII. Объяснение нового материала.

На доске записаны три уравнения, правая часть которых закрыта (№367)

Дети видят только левую часть и начинают отвечать на вопросы учителя.

Вопросы Ответы
1) Какие выражения записаны на доске? 1) Буквенные.
2) Как можно по-другому назвать каждое буквенное выражение? 2) Разность;
Сумма;
Разность.
3) Как вы это определили? 3) По последнему действию.
4) Назовите компоненты при сложении. Как найти неизвестное слагаемое? 4) Слагаемое, слагаемое, сумма. Нужно из суммы вычесть известное слагаемое.
5) Назовите компоненты при вычитании. Как найти вычитаемое? 5) Уменьшаемое, вычитаемое, разность. Нужно из уменьшаемого вычесть разность.

Затем открываем правую часть. Спрашиваем у детей: «Что сейчас записано на доске?»

Ответ: Уравнения.

№367 а)

Ответ: 10
Учитель показывает образец решения, рассуждений и записи решения уравнения в тетради.

№367 г), е) Решают обучающиеся на доске и в тетради.

VIII. Самостоятельная работа.

№363 г)
№367 д)
          №363 е)
№367 в)

Дополнительное задание №368 а)

Составить уравнение к решению задачи, объяснить смысл всех выражений входящих в него.

IX. Домашнее задание:

п.10 №386 а), б); №385 д), е); №387 б); №393 б)

Литература:

  1. Математика 5 – Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чеснокова и др., 2007.