Проект урока:
«Генетика пола». Наследование признаков сцепленных с полом.
1. Программа IX Кл. «Общая биология». Авторы С. Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, Н. И. Сонин. (Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации)
2. Краткая характеристика класса:
Класс сильный, с высоким уровнем сформированности понятий по биологии. На районном мониторинге по знаний I место (показатели 80%). Большинство умеет находить логические связи между понятиями, 50% умеет обобщать, формировать определение понятия и термина, применять в своей речи биологические термины. Плохо развита монологическая речь. Хорошо могут выполнять задания по алгоритму.
Эмоциональное отношение к предмету на высоком уровне. Дети эрудированные (есть среди них победители районных олимпиад).
3. Генетика пола раздел 4 тема 4.1.
4. Тема: «Закономерности наследования признаков».
Уроки:
- Генетика наука о наследственности и изменчивости.
- Гибридологический метод изучения наследственности.
- Моногибридное скрещивание.
- Моногибридное скрещивание.
- Дигибридное скрещивание.
- Сцепленное наследование.
- Генетика пола. Наследование признаков сцепленных с полом.
- Взаимодействие генов.
- Лабораторная работа №6 «Решение генетических задач и составление родословных»
- Практическая работа №7 «Решение генетических задач».
5. Тип урока – урок изучение нового материала.
6. Цели и задачи урока:
- Образовательная: В результате урока ученики должны углубить знания по генетике пола человека. Узнают что такое сцепленное наследование, пол, дальтонизм, гемофилия, кариотип и карты хромосом.
- Развивающие цели: Развивать логическое мышление
«Изменение > результат».
Сформировать умение оформлять и решать задачи, уметь описывать рисунок, делать выводы после осмысления, применять полученные знания в новых условиях. Продолжать формирование умений работать в заданном алгоритме. - Воспитательные цели: Необходимость научных знаний по биологии для сохранения здоровья и проблемы лечения. Воспитать научное мировоззрение, наблюдая развитие и значение науки в жизни человека. Воспитать интерес к биологии и профориентацию в биологическом направлении.
7. Методы: репродуктивный, частично-поисковый.
8. Форма организации занятия: работа с терминами, эвристическая беседа, самостоятельная работа с книгой, демонстрация.
9. Средства обучения: раздаточный материал терминологические тесты, план-исследование материала учебника, компьютер, мультимедийный проектор, диск 9 кл. Общая биология, учебник, рабочая тетрадь.
10. Форма организации работы в классе: индивидуальная, фронтальная, коллективная, парная.
План урока:
Термины на уроке
- Карта хромосом-
- Кариотип-
- Половые хромосомы-
- Гомологичные хромосомы-
- Гетерогаметный пол-
- Аутосомы-
- Гетерохромосомы-
- Дальтонизм-
- Гемофилия-
- Геном-
- Сцепленное с полом наследование-
Содержание урока
Ход урока |
Обоснование деятельности учителя |
Прогнозируемая деятельность учеников |
I.1. Орг. Момент. | Отметить в журнале Организованное начало. Настроить на урок. | Открывают тетради, учебники. Динамический стереотип настрой на работу. |
2. а) Актуализация знаний. – Сегодня одна из интереснейших тем генетики – генетика человека. Мендель, не зная о хромосомах, говорил (из книги «Занимательная биология» Игорь Акимушкин стр. 96), что наследственные задатки не смешиваются,…что наследственные признаки наследуются как обособленные элементарные единицы (Приложение №1) б) А сегодня в XXI веке создана программа по изучению генома человека. (Приложение №2). Ученые узнают, сколько генов содержит каждая хромосома, например: первая – 3000генов, а в 21-ой хромосоме – 127 генов. У человека всего от 25-30 тысяч генов. Исследования ведут на молекулярном уровне, но не весь геном еще изучен. Мы сегодня познакомимся с хромосомами и наследственными болезнями, которые возникают и передаются через хромосомы по наследству. |
Вводное слово учителя. Читает. Демонстрация микрофотографий хромосомного набора человека. На доске эпиграф урока: «Изучить, нельзя лечить?» |
Активное слушание.
Знакомятся с хромосомным набором человека на микрофотографии |
II.1. Тема нашего урока: а) Генетика пола и сцепленное с полом наследование. Сцеплено с половыми хромосомами передаются по наследству неизлечимые патологии то есть, болезни. Значит, над этим понятием нам сегодня предстоит работать. б) Прочитайте эпиграф урока, почему такой вопрос я поставила? Сегодня изучаем и наследование признаков сцепленных с полом. Вам нужно понять значение этих терминов и уметь определять, потому что вам надо научиться решать генетические задачи. оперировать этими понятиями чтоб понять смысл заданий и вопрос к нему. |
На доске новые понятия урока. Карта хромосом- Кариотип- |
Обратить внимание. Эпиграф заинтересует. Так как детям интересно «Что нельзя лечить?» Дети рассматривают термины. Совместно с учителем ставят цель урока для усвоения нового в генетике и уроке. _ _ |
4. Терминологический диктант из 13 пунктов. (Приложение №4) – 4-5 минут на выполнение. | Раздать листочки и собрать. Опираемся в дальнейшем изучении на термины и понятия. |
Заполняют в листочках пробелы (отработка владением биологическим языком и биологическими понятиями) |
5. Вопрос к ученикам. – Что такое сцепленное наследование генов? (Это явление совместного наследования генов, локализованных в одной хромосоме) – Где бывает группа сцепления? (Это локализация генов в одной хромосоме). – Сколько всего групп сцепления у человека? (23) – Сколько генов может быть сцеплено в одной хромосоме? (Оставить вопрос) Например, в первой хромосоме 3 тыс., а в 21-ой всего127.
|
Обратить внимание на понятия сцепления.
|
Читают задания №3 в рабочей тетради на странице 92.
|
Новая тема. Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом. 1) Термин кариотип – это набор хромосом в соматической клетке. (Формы, размеры) (Приложение №5) 2) Самостоятельная работа в парах. Задание: Чем отличаются и в чем сходство кариотипов на рисунке? Все хромосомы можно определить как Х. (Похожи на букву "икс" – Х) Выводы: мужчины отличаются набором 23-й хромосомы (Х У) 23-я женская ХХ гомологичные хромосомы. Аутосомы – первые 22. Половые хромосомы – 23-я пара, гетерохромосомы (разные, гетеро от слова разный). |
Карточка задание Кариотип. (Приложение №6)
Беседа, помощь с выводом по рисунку. Выводы учеников, по рисунку используя карточку-задание. Если сами находят выводы, лучше запоминают. |
Работа с книгой цель работы исследовать рисунок 98, страница189 по заданию учителя. Описание – в первом абзаце стр.198 Самостоятельная работа по карточке. (Приложение №6)
План работы
|
Беседа. Знаете, чем отличается пол ♀ и ♂? Я слышала такой анекдотичный случай. В одной деревне муж из одной многодетной семьи отказался ехать за женой в роддом, обвинив ее в том, что она в очередной раз родила дочь, а он хотел сына! Ребята, а вы знаете, кто же виноват? Грамотным был этот муж? Он не знал биологию! Я вам докажу на схеме, кто может родиться у супружеской пары. Почему вероятность рождения мальчиков и девочек 1:1? Записываем латинской буквой P-родители, женщину обозначаем знаком – ♀ и пишем ХХ по половой хромосоме, а мужчину – ♂– ХУ так как различаются половые хромосомы. Они образуют разные гаметы. (гаметы обозначаем латинской буквой D). Мы называем мужскую гетерогаметность у людей, гетерогаметность. потому что у мужчин образуются два вида сперматозоидов Х и У сперматозоиды
Женские ХХ хромосомы образуют одинаковые гаметы это женская гомогаметность Х и Х яйцеклетки Половое размножение предполагает оплодотворение сперматозоиды проникают в яйцеклетки, и образуется зигота, из которой вырастает новый организм. Вероятность, какой сперматозоид в какую яйцеклетку попадет, и прописываем в решении. – Какова вероятность рождения мальчика или девочки из всего потомства? (если всё потомство взять за 100%) Устно ответ (50% мальчиков и 50% девочек). – Как это можно записать? Ответ – Вероятность рождения мальчика 50%, а вероятность рождения девочки тоже 50%. Можно 1:1 или 50:50, ½ девочки ½ мальчики. – Итак, от кого зависит пол будущего ребёнка? Пол будущего ребенка зависит от отца, потому что он гетерогаметен, а вот у птиц на пол цыплят влияет …. Посмотрите на таблицу. (Работа с таблицей – обобщение). Т.о. У человека гетерогаметен мужчина ♂ у него ХУ хромосомы образуют разные гаметы Х и. У. У женщины гомогаметность, т.е. ХХ и пол будущего ребёнка зависит от мужчины. У птиц наоборот гетерогаметная курица. Очень интересен вопрос определения пола цыплят, трудно сразу после вылупления птенца определить пол. На базаре бабушка покупает цыплят несушек яиц, а вырастают петушки. Возможность искусственного регулирования пола животных была бы полезна для сельского хозяйства. Работа ученных в области поддержания соотношения полов очень важна. Принесите сообщение на эту тему к следующему уроку. У некоторых насекомых, например, пчел, самки, имеют XX-хромосомы, а у самцов (трутней) только одна половая хромосома X, а парная ей отсутствует. Следовательно, в мире животных хромосомное определение пола может различаться. Дома ещё посмотрите примеры из §39.
Наследование сцепленное с полом. Решение задачи на гемофилию и дальтонизм. 1. Условия задачи на доске читаем и составляем схему значками. Женщина носительница гена гемофилии выходит замуж за здорового мужчину. Какова вероятность рождения больных детей в этой семье? Ген несвёртываемости наследуется как сцепленный с Х хромосомой рецессивный признак. Болеют только мужчины, а женщины носительницы. – Что нам известно из условия задачи? 2. Разбираем задачу поэтапно. Выясняем, что писать на условия Дано? Знаем, какие гаметы могут образовывать родители. Пишем упрощенную схему родители, отмечаем одну Х- һ хромосому и сцепленный с ней рецессивный ген гемофилии. девочка мальчик девочка мальчик Ответ: ½ девочки здоровы, ½девочки носительницы, ½мальчики здоровы, ½мальчики больные гемофилией. Ответ на вопрос задачи: 50% мальчиков больны гемофилией, и 50% девочек носители гена гемофилии. – Почему женщины не болеют гемофилией? Х-хромосома человека содержит доминантный ген Н-норма, а если женщина имеет такую же гомологичную Х-хромосому с геном һ- гемофилии, несвёртываемость крови. Она гетерозиготная и рецессивный ген не может проявиться. У человека, рецессивно гомозиготного по этому признаку, развивается тяжелое заболевание гемофилия, при котором кровь не сворачивается и человек может погибнуть от кровопотери при малейшем повреждении сосудов. Так как в клетках женщин две Х-хромосомы, то наличие в одной из них гена h не влечет за собой заболевания, так как во второй из них присутствует доминантный ген Н., в клетках мужчин есть только одна Х-хромосома. Если в ней присутствует ген h, то у мужчины разовьется гемофилия, так как Y-хромосома не гомологичная Х-хромосоме и в ней нет гена Н подавляющего проявление гена.
У человека так же наследуется и дальтонизм – врожденная неспособность различать цвета, чаще всего зеленый и красный. От этого страдают в основном мужчины . Попытайтесь записать историю открытия этой болезни … Видеофрагмент (крушение поезда) Фрагмент видео – Какие болезни, сцепленные с полом, вы узнали? – Кому передаст отец болезни, локализованные в У хромосоме? (Своему сыну) |
Нацеливает рассказом на внимание.
Схема: на доске учитель пишет с комментариями. Такая запись помогает оформлению и умению в дальнейшем решать задачи по генетике. Алгоритм решения задач по генетике 1-ый этап Оформление И запись знаками По условию, что уже знаем и сразу можем записать Запись термина на доске. У мужчин гетерогаметный пол, а у женщин гомогаметный пол. Запись формирования вероятностей возможных сочетаний из гамет
С записью первой зиготы говорим ПОЛ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ В МОМЕНТ ОПЛОДОТВОРЕНИЯ Запись вероятности ответа после решения (НА ИЗВЕСТНОМ ПРИМЕРЕ ЛУЧШЕ ЗАПОМИНАЮТ) если забудут, то в первое время будут возвращаться к этому примеру Работа с таблицей. Дети аудиалы визуалы,запомнят и объединят образ пола и обозначение ХХ, ХУ
Закрепляем пройденное и вводим новые составляющие понятия гетерогаметность Объясняю, как оформляем работу письменно.
Задачи оформляем по ознакомленной выше схеме.
Включаю учеников в обсуждение и запись условий задачи. Һ һ Н
Подчёркивается, ген гемофилии сцеплен с Х хромосомой.
стр.191 учебника
Задание нацеливает на внимательный просмотр
Яркая картина видео помогает сосредоточиться. Способствует произвольному запоминанию. |
Внимание на следующий этап урока.
Ученики записывают за учителем . Ответ на вопрос: От чего зависит пол?
– Я расскажу о вероятности рождения мальчика или девочки – это вызывает интерес.
Задача связанная с полом интересует подростков в этом возрасте.
Пишут за учителем
Дети подсказывают Как писать и кто получается
Учатся формировать ответ задачи. Пишут несколько вариантов ответа.
Работа с таблицей. Генетика пола По таблице определяют о генетике пола животных. Сравнение и связь с жизнью способствует запоминанию. Поиск научной теории по биологии
Записывают схему в тетради Подсказывают как и что писать. – Женщина выходит замуж – Муж нормальный (здоровый) Анализ наследования показывает
Формируют ответ.
Смотрят объяснение ответа по схеме учебника стр.191.
Дети смотрят с ручкой в руке и делают пометки.
Записывают термины и задания. |
ЗАКРЕПЛЕНИЕ В рабочей тетради решают задачу на гемофилию. Коллективное обсуждение Вводится понятие «летальность»- когда встречается сочетание h h Х Х Два рецессивных гена в женских половых хромосомах – летальность, т.е. смертельный исход. Итак, что узнали и запомнили на уроке? Дом. задание.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ (Сообщение – наука сегодня.) 22-й хромосомы. Это была первая декодированная хромосома человека. Она содержит 33 млн. пар оснований, и в ее структуре остались нерасшифрованными 11 участков (около 3% длины ДНК). Для этой хромосомы определены функции примерно половины генов. Установлено, например, что с дефектами этой хромосомы связано 27 различных заболеваний, среди которых такие, как шизофрения, миелоидная лейкемия и трисомия Название болезни:
Вероятно, в ближайшие годы станет возможной сверхранняя диагностика тяжелых заболеваний. |
|
|
- Сцепленное с полом наследование-
- Карта хромосом-
- Кариотип-
- Половые хромосомы-
- Гомологичные хромосомы-
- Гетерогаметный пол-
- Аутосомы-
- Гетерохромосомы-
- Дальтонизм-
- Гемофилия-
- Геном-
Основные понятия генетики |
||
1 |
Изменчивость |
|
2 |
|
Причины форм изменчивости и ее значения для эволюции Изменение генов их проявление изучает наука |
3 |
Фенотип |
|
4 |
|
Доминирование |
5 |
Подавляемый признак |
|
6 |
|
Организм в генотипе которого два одинаковых аллельных гена т.е. два абсолютно идентичных по последовательности нуклеотидов гена называется |
7 |
Гетерозиготный организм |
|
8 |
|
Наследственность |
9 |
а
|
Доминантный признак обозначаем А, а рецессивный – строчной. |
10 |
F1 P |
Xскрещивание D |
11 |
АА Аа |
аа гомозигота по рецессиву АА |
12 |
Локус – |
|
13 |
Гены, расположенные в одних и тех же локусах гомологичных хромосом и ответственные за развитие одного признака называют |
|
Основные понятия генетики |
||
1 |
Изменчивость |
Способность организмов приобретать новые признаки и свойств (изменение строения наследственных задатков генов) |
2 |
Генетика |
Причины форм изменчивости и ее значения для эволюции Изменение генов их проявление изучает наука |
3 |
Фенотип |
Совокупность всех признаков организма-внешние и внутренние |
4 |
Преобладание у гибрида первого поколения признака одного из родителей |
Доминирование |
5 |
Подавляемый признак |
Рецессивный – |
6 |
Гомозиготной |
Организм в генотипе которого два одинаковых аллельных гена т.е. два абсолютно идентичных по последовательности нуклеотидов гена называется |
7 |
Гетерозиготный организм |
Аллельные гены отличаются друг от друга по последовательности нуклеотидов |
8 |
Способность организмов передавать свои признаки, свойства и особенности развития следующему поколению |
Наследственность |
9 |
а |
Доминантный признак обозначаем А, а рецессивный – строчной |
10 |
F1первое поколение Pродители |
Xскрещивание Dгаметы |
11 |
АА гомозигота Аа гетерозигота |
аа гомозигота по рецессиву АА гомозигота по доминанте |
12 |
Локус – |
Место расположения гена в определенной хромосоме |
13 |
Гены, расположенные в одних и тех же локусах гомологичных хромосом и ответственные за развитие одного признака называют |
аллельные |
Кариотип человека
А.
- Рассмотреть рисунок №98. Кариотип человека.
- Сравнить кариотип женщины и мужчины.
- Прочитать первый абзац учебника стр.189.
В.
- Исследовать, какое описание кариотипа даёт автор?
- Заполнить карточку посоветовавшись.
Задания:
1. Гомологичные хромосомы – __________________________________
_______________________________________________________
2. В женском кариотипе – ________________________________________
________________________________________________________
3. В мужском кариотипе – _______________________________________
________________________________________________________
4. Таким образом, кариотип человека содержит 22 пары хромосом, они
одинаковые – _________________________________________________
5. 23-я пара, по которой различаются оба пола – ______________________
_________________________________________________________
6. Таким образом, 23-я пара гетерохромосомы
Выводы: кариотип мужчины отличается от кариотипа женщины – _____
_________________________________________________________________