Цели урока:
- Повторить и закрепить материал по теме линейный алгоритм;
- Изучить операторы установки графического режима, построения точки и отрезка для создания графических изображений в среде программирования QBasic;
- Получить умения и навыки работы в среде программирования QBasic;
Задачи урока:
- образовательная – знакомство учащихся с операторами в среде программирования QBasic и их применение для создания графических изображений;
- развивающие – формирование у учащихся приемов логического и алгоритмического мышления; развитие познавательного интереса к предмету; развитие умения планировать свою деятельность;
- воспитательные – воспитание необходимости связывать изучение нового материала с уже известными фактами; воспитание ответственности за выполняемую работу, аккуратности при выполнении вычислений.
Место урока в учебном плане.
Данный урок является одним (вторым из десяти) из уроков по теме «Базовые алгоритмические структуры в среде программирования», на котором закрепляется понятие линейного алгоритма, рассматриваются операторы для создания графических изображений, закрепляется умение работать в среде программирования QBasic. На предыдущих уроках было введено понятие алгоритма, рассмотрена базовая алгоритмическая структура линейного алгоритма.
Дидактические основания урока:
Тип урока: получение новых знаний
Вид урока: комбинированный
Формы учебной работы учащихся: фронтальная работа, индивидуальная работа за компьютером
План урока
- Организационный момент. Домашнее задание. – 3 мин.
- Актуализация опорных знаний (проверка домашнего задания и тест на повторение) –10 мин.
- Изучение нового материала – 15 мин.
- Применение полученных знаний (индивидуальная работа на компьютере) –15 мин.
- Подведение итогов урока.– 2 мин.
- Рефлексия.
Оборудование:
- Интерактивная доска,
- проектор,
- карточки для учеников с заданиями,
- файл с тестом на каждый компьютер – рабочее место.
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель приветствует учеников, отмечает в журнале отсутствующих. Учащиеся приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.
Учитель. Здравствуйте! Я рада вас видеть. Тема нашего урока «Линейный алгоритм». Сегодня мы начинаем изучение операторов среды программирования Basic и их применения для создания графических изображений. Откройте дневники и запишите домашнее задание:§12.4[1], учить операторы по тетради.
Для работы используется файл электронной версии урока, написанный в программном обеспечении доски Hitachi.(Приложение 4.yar) Фотографические изображения некоторых слайдов интерактивной доски, показывающих хода урока, представлены в сценарии.
Демонстрируется слайд 1 – на нем записана тема урока.
2. Актуализация опорных знаний
Проверка домашнего задания
Ребята, давайте проверим домашнее задание.
Для ответов учащихся демонстрируются слайды 2,3,4 – на них записаны задания из домашней работы. На перемене ученику предлагается заполнить слайды на доске для проверки с классом.
Тест. (Приложение 1)
Займите места за компьютерами и в течение 2 – 3 минут ответьте на тест, который лежит на рабочем столе. По окончании работы оценку за тест сообщите учителю.
3. Изучение нового материала
Запишите в рабочих тетрадях «СОЗДАНИЕ ГРАФИЧЕСКИХ ИЗОБРАЖЕНИЙ»:
1. Установка режима
Для установки режима рисования используется следующий оператор:
SCREEN 12
имя № режима (от 0 до 13)
оператора
12 - означает, что размеры экрана равны 640*480 точек, и можно использовать 16 цветов.
Этот оператор выполняет дополнительно и очистку экрана, т.е. команду CLS писать необязательно.
Демонстрируется слайд5 с новым оператором.
Единица измерения на экране монитора - точка. Каждый цвет имеет свой номер (см. таблицу "Кодирование цветов" Приложение 2).
2. Точка
Для вывода точки на экран монитора используется следующий оператор:
PSET (X1,Y1), C
PSET - имя оператора, X1 и Y1 - координаты точки, С - цвет точки.
3. Линия
Для вывода линии на экран монитора используется следующий оператор:
LINE (X1,Y1) - (X2,Y2), C
LINE - имя оператора, X1 и Y1 - координаты начала линии,
X2 и Y2 - координаты конца линии, С - цвет линии.
Хочу также обратить ваше внимание, ребята, на некоторое несоответствие в понятиях. В программировании, понятие линия предполагает, что у нее есть начало и конец. Такое представление соответствует в геометрии понятию отрезок.
4. Команда для закрашивания замкнутого контура
PAINT (X,Y),C,СГ
Х и У – координаты точки внутри контура
С – цвет закраски
СГ – цвет границы
После того как определения записаны, на слайдах 6,7,8 появляются рисунки и новые операторы с пропусками. Дети на доске заполняют пропуски.
Закройте тетради. Давайте еще раз вспомним алгоритм построения рисунка.
4. Применение полученных знаний
Учитель: Сейчас вы пересядете за компьютеры и приступите к практической работе.
Демонстрируется слайд 9, на котором изображены задания. Карточки (см. Приложение 3) для работы лежат на системных блоках.
Ребята выполняют работу и демонстрируют преподавателю для проверки.
5. Подведение итогов урока.
Итак, сегодня на уроке повторили определение линейного алгоритма, познакомились с новыми операторами среды программирования Basic и применили свои знания в создании рисунков.
Мы с вами хорошо поработали, выполнили все задания. Особенно хотелось бы отметить… (называет фамилии). Урок окончен. Нарисуйте свое отношение к сегодняшнему уроку.
Источники:
- Информатика и ИКТ: Учебник. 8-9 класс / Под ред. проф. Н. В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2007. – 406с.: ил.
- Панкратова Л.П., Челак Е.Н. Контроль знаний по информатике: тесты, контрольные задания, экзаменационные вопросы, компьютерные проекты. – СПб.: БХВ–Петербург, 2004. – 448 с.:ил.
- Сафронов И.К. Бейсик в задачах и примерах. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: БВХ-Петербург, 2006. – 320 с.: ил.
Интернет-ресурсы:
- Электронный учебник «Основы программирования» Надежды Николаевны Салтановой учителя многопрофильной гимназии №13 г. Пензы http://nearbird.org/saltanova
- ADTester - свободно распространяемая бесплатная программа (freeware). http://www.adtester.org/tester/
- Hot Potatoes 6 - свободно распространяемая бесплатная программа (freeware). http://hotpot.uvic.ca/