Цели урока:
- Познакомить с образованием чисел, состоящих из сотен, десятков и единиц, научить правильно их читать.
- Закреплять умения решать задачи с пропорциональными величинами, навыки устного счета.
- Развивать умение классифицировать, анализировать, сравнивать и обобщать ранее изученные закономерности.
Ход урока
1. Организационный момент. Проверка д/з.
Откроем учебник на стр. 37. Есть ли у вас вопросы по домашнему заданию? № 8 ответ – 4 раза.
Знайка приглашает нас продолжить путешествие по стране Математика. Жители этой страны нам очень рады, и хотят, чтобы мы умели решать примеры, задачи, проявлять смекалку, а также чувствовали себя учеными-первооткрывателями. Знайка приготовил нам задания, за правильное решение класс получает жетон.
2. Устный счет. Исследование ряда чисел.
(Зеленая карточка.)
Дан ряд чисел:13, 17, 21.
– Что можно сказать об этих числах? (Числа двузначные, нечетные, увеличиваются на 4.)
– Продолжите ряд влево, уменьшая числа на 4, и вправо, увеличивая числа на 4. (1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33, 37.)
– Какие числа в получившемся ряду? (Однозначные и двузначные, нечетные.)
– Разделите их на две равные части посередине и запишите в две строки.
Ученики выполняют запись:
1 21 |
5 25 |
9 29 |
13 33 |
17 37 |
– Что интересного вы заметили? (В числах, записанных в каждом столбике, одинаковое количество единиц, количество десятков в числах второго ряда на 2 больше, чем в числах первого ряда.)
– Сложите числа каждого столбика (22,30, 38, 46, 54.)
– Что можно сказать о них? (Они четные, увеличиваются на 8.)
– Почему? (Мы дважды увеличивали числа на 4.)
– Используя числа из подчеркнутого ряда, составьте верные равенства.
(17+9–1=25, 13+17–1=29, 13+25–1=37, 5+9–1=13, 17+5–1=21, 29+9–1=37, 25–5+1=21, 29–9+1=21, 33–13+1=21.)
– Сложите числа из подчеркнутого ряда парами, начиная с самого маленького и самого большого.
(1+37=38, 5+33=38, 13+25=38, 17+21=38.)
– Найдите разность этих чисел.
(37–1=36, 33–5=28, 29–9=20, 25–13=12, 21–17=4.)
– Запишите результаты в строчку. (36, 28, 20, 12, 4.)
– Что можно сказать об этих числах? (Каждое следующее число меньше предыдущего на 8.)
– Найдите “лишнее” число. Чем оно отличается от других чисел? (4 – однозначное число, остальные числа двузначные.)
– Разделите каждое число на 4. (36:4=9, 28:4=7, 20:4=5, 12:4=3, 4:4=1.)
– Что интересного вы заметили? (Значения частных выражены однозначными нечетными числами.)
– Сложите числа удобным способом ((36+4)+(28+12)+20=100.)
– Справились с заданием, получают зеленый жетон № 14 от Знайки.
2. Сообщение темы урока. Актуализация знаний.
– Какое число здесь было лишнее и почему? (Ответ: число 100, оно трехзначное.)
– Сегодня на уроке мы продолжаем тему “Устная нумерация чисел в пределах 1000”, и познакомимся с образованием чисел из сотен, десятков, единиц, будем учиться правильно, читать эти числа.
(Оранжевая карточка.)
– Что вы знаете о трехзначных числах?
(Называние сотен.)
Игра “Веселый счет” устно называем по цепочке числа, на кого я покажу рукой, тот и дает ответ:
– Давайте посчитаем сотнями 100 – 1000. (Сто, двести, триста …)
– Теперь будем считать, отсчитывая за числом 100 по одному. (101 – 110)
– Теперь попробуем отсчитывать от трехсот по десятку до числа двести. (300 – 200)
– Отсчитать от 900 по 100 до 0. (900 – 0)
– Сколько чисел находится между числами 100 – 200? (99)
– Посчитать, сколько будет:
2сот. + 5 сот. 4 сот. х 2 |
7 сот. – 4 сот. 9 сот. : 3, |
1 тыс. – 2 сот. одна тысяча это сколько сотен? |
(Действия над сотнями выполняются как над единицами.)
– Справились с заданием, получаете оранжевый жетон № 16 от Знайки.
3. Работа над новой темой.
Раздать индивидуальные абаки. Раздать карточки сотен, десятков, единиц (палочки)
Поставить абак на доску.
(Розовая карточка.)
– Рассмотрите в учебнике рис. стр 37 вверху.
– Сколько сотен, десятков, единиц выставлено в таблице? Прочитайте полученное число. (Сто двадцать три.)
– Выполним задание ниже (5 сот. 2 дес. 0 ед. наглядно изобразить в таблице)
– Назовите полученное число. (Пятьсот двадцать.)
– Чем оно отличается от первого числа? (Сотни, десятки есть, а единиц нет.)
– Наглядно изобразим в таблице третье число, сколько сотен, сколько десятков, сколько единиц?
– Назовите полученное число (триста два), чем оно отличается от предыдущего?
Работа в группе.
Выполнение № 1, № 2, № 3 (отвечают по группам) устно.
– Справились с заданием, получаете розовый жетон № 13.
Физминутка
На доске таблица чисел
5 96 361 |
14 783 56 |
564 9 35 |
88 24 278 |
– однозначное число – руки вверх:
– двузначное число – руки вперед
– трехзначное число – руки вниз
– Справились с заданием, получаете оранжевый жетон № 16.
4. Работа над пройденным материалом.
Решение задач (голубая карточка).
№ 4 решим устно.
– Какие величины известны и какие надо найти?
расход горючего в час
время работы
общий расход горючего
– Как найти расход горючего? Время работы? Общий расход?
– Назовите расход горючего в час 15 л.
– Время работы – неизвестно
– Общий расход горючего 45л, 60л, 90л.
– Подготовьте ответ, задание выполним по группам.
Справились с заданием, получаете голубой жетон № 5
Решение задачи в тетради № 5 (Желтый жетон № 24)
– Решить задачу самостоятельно, дополнительное задание: решить другим способом, изменить числа так, чтобы задача решалась только одним способом
(сумма делится, а слагаемые нет)
1 способ
1) 48+ 32 = 80 (Л) – израсходовала всего
2) 80 : 16 = 5 (ч)
Ответ: 5 ч была машина в пути
2 способ
1) 48 : 16 = 3(ч) – до остановки
2) 32 : 16 = 2 (ч) – после остановки
3) 3 + 2 = 5 .
Ответ: 5 часов.
– Кто решил только одним способом? Объяснить, как решали.
– Кто записал выражением решение задачи?
Справились с заданием, получаете желтый жетон № 24
5. Самостоятельная работа. Рабочая тетрадь стр. 37 № 99 (жетон синий № 29)
Самопроверка. Поставить “+” у кого решение верно.
– Справились с заданием, получаете синий жетон № 29.
– На жетонах написаны числа, по алфавиту найти соответствующую букву
(Распределить по одной букве.)
– Прочитаем, что получилось? (МОЛОДЦЫ!)
6. Итог урока. Домашнее задание
С. 37 № 7 учебник, Р.Т. стр. 38 № 102, принести счеты.