Урок окружающего мира по теме "Что это за листья?"

Разделы: Начальная школа


Цель: учить различать листья наиболее распространенных пород деревьев нашей местности.

Задачи:

  • Образовательные:
    • продолжить обучение распознаванию природных объектов;
    • учить различать листья наиболее распространенных пород деревьев;
    • познакомить с строением листьев и их видами;
    • обеспечить связь уроков окружающего мира с уроками чтения.
  • Воспитательные:
    • формировать мотивы учебной деятельности, навыки контроля, самоконтроля и взаимоконтроля;
    • воспитывать аккуратность при работе в тетрадях.
  • Развивающие:
    • формировать самостоятельность мышления;
    • обогащать словарный запас учащихся, развивать речь.

Оборудование:

  • репродукция картины Левитана «Золотая осень»,
  • стихотворения про осень,
  • на доске и на партах листья с деревьев: дуб, осина, рябина, клен, береза, каштан,
  • учебник «Окружающий мир» А.А. Плешаков,
  • бумажные заготовки листьев клена (у каждого ученика),
  • на доске кроссворд.

ХОД УРОКА

1.Организация учащихся

Мы пришли сюда учиться,
Не  лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.

2.Актуализация  знаний

– Посмотрите на репродукцию картины Левитана.
– Назовите время года. (Осень)
– Докажите.
– Картина так и называется «Золотая осень».
– Какие вы знаете осенние месяцы? (Сентябрь, октябрь, ноябрь)
– Какой сейчас месяц? (Октябрь)
– Послушайте стихотворения об осени (Можно привлечь старших детей)

1. Осень наступила, высохли цветы,
И глядят уныло голые кусты.
Вянет и желтеет травка на лугах.
Только зеленеет озимь на полях. (А. Плещеев)

2. Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса…    (А. Пушкин)

3. Как красива Осень,
В пестром сарафане!
В чистом небе – просинь,
Клен горит, как пламя.
Над водой – березка
Золотою свечкой,
И плывут листочки
Вниз по тихой речке.    (Т. Шорыгина)

3. Физминутка

Ветер дунул нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветерок все тише, тише,
Деревцо все выше, выше.

4. Объяснение нового материала

– Отгадайте загадку:

Рыжий Егорка
Упал в озерко,
Сам не утонул
И воды не всколыхнул.

– Что это? (Листочек)
– У всех деревьев листья разные. 
– А теперь поиграем в игру «Угадай, чей листок?». (Отгадайте, покажите листочек)

1. Какое дерево живет дольше других деревьев, еще на нем растут желуди? (Дуб)

2. Если дунет ветерок,
Задрожит ее листок.
Ветерок совсем не сильный,
Но дрожит листок … (осины)

3. Прилетает в гости к ней
Стайка алых снегирей.
По ветвям они снуют,
Красны ягодки клюют. (Рябина)

– Про какой листок у вас на парте не было загадки? (Клен)
– Назовите листья, о которых мы не говорили, но вы их видите на доске. (Береза, каштан)
– Чем отличаются все эти листья? (Формой, размером, цветом)
– Но у листьев есть что-то общее. Каждый лист состоит из черешка и листовой пластины. Если пластинка одна, то лист называется простым.
– Назовите простые листья. (Дуб, осина, клен, береза)
– Если пластинок на одном черешке несколько, то лист называется сложным.
– Назовите сложные листья. (Рябина, каштан)

5. Первичное закрепление

– Откройте учебники на странице 14.
– От каких деревьев листья вы видите? (Клен, осина, береза)
– Сколько листьев клена? (2)
– Сколько листьев осины? (3)
– Сколько листьев березы? (4)
– Сколько всего листьев? (9)
– Это простые или сложные листья? (Простые)
– Простые, а почему? Объясните. (Одна листовая пластинка.)

6. Физминутка

Вот и осень наступила,
Тучка солнышко закрыла.
И над лесом, сделав круг,
Птицы подались на юг.
С веток листья опадают,
В щель букашки заползают.

7. Закрепление

– Что характерно для осенней листвы? (Листья разноцветные)
– Какие могут быть цвета? (красный, желтый, зеленый, коричневый)
– Посмотрите на бумажный листок. От какого он дерева? (от клена)
– Раскрасьте его.
– Готовыми листьями украсим доску.

8. Итог урока

– Что нового вы узнали на уроке?
– Какой вид работы вам больше всего понравился?
– Проверим, как вы запомнили, что было на уроке. Разгадаем кроссворд.
– Определите, от какого дерева эти листья (учитель показывает листья).

– Посмотрите на доску, как красиво у нас получилось!