Использование "Комнаты коррекции психомоторного развития" для улучшения адаптации первоклассников

Разделы: Школьная психологическая служба


Первоначально, один из главных факторов успешной адаптации первоклассников является познавательное, а также и эмоционально- личностное развитие, т.к. оно дает понимание своих эмоций и других людей, управление своей эмоциональной сферой и как показывает практика, они легче достигают своих целей во взаимодействии с окружающими.

Данную работу психолог в школе осуществляет, прежде всего, в тесном сотрудничестве с классными руководителями, родителями первоклассников.

Адаптационные занятия он проводит в начале первой четверти учебного года в «Комнате коррекции психомоторного развития» посредством игровых пособий из разделов «Балансировка и координация» и «Развивающие игры». В основу такого разделения положены те умения и навыки, которые в основном развиваются с помощью конкретных игровых комплектов.

Игровые пособия, включенные в раздел «Балансировка и координация» направлены на развитие у детей координации движений, пространственной ориентировки, осознание схемы собственного тела, формирует навык удержания равновесия.

На обогащение сенсорного опыта учащегося, развитие внимания, памяти, воображения, логического мышления, речи, мелкой моторики направлены игровые пособия из раздела «Развивающие игры». Играя, ребенок учится сравнивать, анализировать, выделять главное, находить сходства и различия, устанавливать причинно – следственные связи и зависимости между предметами.

Эта комната является формой психологической поддержки в стрессовых ситуациях, защищает от школьных нагрузок, снятия тревожности, мышечного напряжения, позволяет раскрепостить детей.

«Комната коррекции психомоторного развития» - это островок спонтанности в школьном мире ограничений, что тоже влияет на формирование личности. Здесь имеется возможность ярко проявиться детской инициативе, предоставить ребенку выбор в использовании игровых пособий, играть одному или принимать участие в совместной деятельности, двигаться или сидеть на месте, познавать музыкальные инструменты.

Ведь игры возникли в незапамятной древности и до сих пор служат людям. В процессе игры создаются условия, позволяющие ребенку самостоятельно строить систему взаимоотношений со сверстниками и со взрослыми. В парных и коллективных играх учатся отстаивать свое мнение и преодолевать разногласия, уважать мнение другого человека и достигать компромисса.

Как же сделать учебу более радостной?

Притча о мудреце: «Я пытался достичь сердца ребенка словами, но они часто проходили мимо него не услышанными. Я пытался достичь сердце ребенка книгами, но он бросал на меня озадаченные взгляды.

-Как я могу пройти к сердцу этого ребенка? – закричал я. А он подошел ко мне и прошептал: « Приди и поиграй со мной».

Играть невозможно по принуждению, каждый участник игры выбирает себе наиболее приятную и комфортную роль. И вот тут психолог имеет возможность, отметить особенности, как восприятия и мышления так и когнитивного поведения школьника, эмоциональную, коммуникативную сферы и рассказать об этих наблюдениях учителю.

При проведении игровых занятий психолог также выявляет развитие познавательной сферы ребенка, воображения, пространственной ориентации, мелкой моторики и координации движений, повышения скорости реакции, формирования навыков постановки цели и следования инструкции, выдержки, самоконтроля, обучения рефлексии.

Играя с детьми в различные игры, взрослый должен научиться быть партнером.

Включение элементов психофизической коррекции происходит в начале занятия, после приветствия каждого участника. Содержание этой части занятия заключается в исполнении детьми двигательных, дыхательных и зрительно- координационных упражнений. Эта часть занятий подготавливает эмоционально и физически выполнять основные запланированные мероприятия.

Затем выполняются совместные творческие и проблемные задачи любого содержания с последующим обсуждением чувств, мыслей, поступков участников игры.

В завершении занятия, с целью успокоения детей и концентрации внимания, им предлагается погрузиться в волшебный мир звуков при помощи шумовых инструментов. Ритмика и динамика созданного в воображении того или иного действия передается звуком и движением. Сначала идут робкие проявления действия, затем кульминация, заканчивается оно разрешающими аккордами.

После окончания занятия, покидая «Комнату коррекции психомоторного развития» дети, веселые и активные дружно возвращаются в свой класс.

Наблюдая, общаясь, прислушиваясь к рассказам ребенка, порой удается выявить то, что его особенно интересует и чем он страстно увлекается. Такая находка, подбор нужного «ключика» к ребенку – нечастое явление. С таким учащимся можно рассчитывать на неотступное, заинтересованное внимание, даже если он устал или просто плохое настроение.

Эмоционально - личностную сферу ребенка формируют каждодневные знания, новые навыки и умения, положительные эмоции.

Разнообразие тренажеров, игр, проведения интересных занятий в увлекательной игровой форме позволяет психологу иметь возможность создания ситуации успеха каждого ребенка, и тем самым помочь ему легче преодолеть школьный адаптационный период.