Программные цели:
- Упражнять детей в образовании сложных прилагательных (трёхголовый, длинноногий, чёрноволосый, разноцветный, трудолюбивый:).
- Упражнять детей в употреблении предложений из 4-5 слов.
- Закрепить, активизировать, уточнить знания детей по теме "Космос".
- Развивать зрительное восприятие и внимание, речевое внимание, логическое мышление, комбинаторные способности, мелкую моторику рук (продуктивная деятельность), творчество и фантазию.
- Упражнять детей в правильном произношении звука "Р"
- Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми и взрослыми, желание выполнять задания старательно и аккуратно.
Оборудование:
- глобус;
- карта Солнечной системы;
- изображения инопланетянина и инопланетного животного;
- цветы;
- наборы для моделирования инопланетян (конструктор),
- мольберты;
- чёрно-белые изображения инопланетян;
- медали-звёзды для родителей;
- фонарик;
- магнитофон.
Подготовительная работа:
- Ознакомление с глобусом как моделью планеты Земля.
- Блок занятий "Солнце и планеты".
- Чтение познавательной литературы по теме "Космос".
- Выставка совместных рисунков детей с родителями "Наш друг - инопланетянин".
Ход занятия
Вступительная часть.
Дети здороваются с гостями, встают полукругом около глобуса и карты Солнечной системы.
Логопед: - Как называется планета, на которой мы живём?
Дети: - Наша планета называется Земля.
Логопед: - Кто мы?
Дети: - Мы земляне.
Логопед: - Как называется модель планеты Земля?
Дети: - Глобус.
Логопед: - Именно такой видят нашу планету космонавты. Другие планеты очень далеко от нас и кажутся нам яркими звёздами. Вот такие звёзды сегодня у нас в гостях (родители). Как ещё можно поздороваться с ними? (словами и жестами).
Основная часть.
Гаснет свет. Музыка. Светоэффекты.
Логопед: - Посмотрите, там далеко приземляется летающая тарелка и из неё кто-то выходит.
Включается свет. На мольберте изображение инопланетянина.
Логопед: - Кто это?
Дети: - Это инопланетянин.
Логопед: - Он чем-то похож на нас?
Дети: - Да. У него тоже есть голова, туловище, руки и ноги.
Логопед: - И всё-таки он отличается от нас. Расскажите, он какой?
Дети: - Инопланетянин шестиглазый, двухротый, треухий, пятирукий, четырёхногий.
Логопед: - Чтобы показать хорошее отношение к землянам, инопланетянин дарит нам целую поляну цветов. Какая она?
Дети: - Разноцветная.
Логопед: - Обратите внимание, а какие цветы на ней цветут?
Дети: - На поляне растут белые (красные, синие, жёлтые, оранжевые, голубые:.) цветы.
- На поляне цветы одного цвета. Они одноцветные.
Логопед: - Инопланетянин прилетел не один. На поляне с одноцветными цветами появилось необычное животное.
На мольберте изображение инопланетного животного.
Логопед: - Рассмотрите его внимательно и скажите, с каким земным животным оно могло бы дружить?
Дети: - С зайцем.
Логопед: - Объясните, пожалуйста.
Дети: - Заяц короткохвостый и животное короткохвостое.
Дети: - Жираф длинношеий и:
Дети: - Кот длинноусый и :..
Дети: - Слон большеухий и :.
Дети: - Бегемот толстоногий и :.
Логопед: - Животные нашей планеты приглашают нас в весёлый теремок.
Физминутка. (Имитация движений животных под музыку).
Логопед: - Пока мы веселились, инопланетянин загрустил. Он прилетел к нам без своих друзей и просит нас составить их портреты. Внимательно ознакомьтесь с заданием.
Дети "конструируют" инопланетян: моделирование с заданными условиями.
Логопед: - Расскажите о своём инопланетянине.
Дети: - Мой инопланетянин ::::: .
Логопед: - А чем они похожи?
Дети: - Все инопланетяне тёмноволосые, зелёноглазые, чёрнобровые, жёлтолицые::..
Логопед: Инопланетянин благодарит вас и просит раскрасить портреты своих друзей так, чтобы они все были разными! Он предлагает оставить работы у себя на память! Старайтесь!
(Дети раскрашивают цветными карандашами портреты инопланетян)
Звучит специально обработанная для дошкольников классическая музыка
Раздаётся сигнал.
Логопед: - Инопланетянину дан сигнал к возвращению. Он узнал много интересного о нас!
Земляне любят труд - они какие? (трудолюбивые).
У них добрая душа - они какие? (добродушные).
Они любят дружить - они какие? (дружелюбные).
Земляне любят принимать гостей - они какие? (гостеприимные).
Они любят жить мирно - они какие? (миролюбивые).
Всем- всем земляне желают добра - они какие? (доброжелательные).
Гаснет свет. Музыка. Светоэффекты.
Дети прощаются с инопланетянином (словами и жестами).
Включается свет.
Заключительная часть.
Логопед: - Инопланетянин улетел. Но он вернётся. И уже не один, а со своими друзьями.
- А что вы расскажете своим друзьям о своей встрече с инопланетянином?
Дети прощаются с гостями - "звёздами".