Интегрированный урок химии, биологии и экологии в 10-м классе по теме "Углеводы? Углеводы! Углеводы…"

Разделы: Химия, Биология, Экология


Цель урока: создать атмосферу, способствующую самопознанию изучаемых фактов и явлений, проектной деятельности, развитию коммуникативных навыков.

Задачи:

  • Способствовать усвоению учащимися основных биохимических и валеологических понятий;
  • Способствовать пониманию учащимися строения и роли углеводов в организме;
  • Способствовать развитию навыков проведения химического эксперимента, самостоятельной работы с информацией, работы в группах, работы над проектами.

Оборудование:

  • Портреты К. Шмидта, К. Тимирязева;
  • Набор реактивов и лабораторного оборудования;
  • Модели глюкозы и сахарозы;
  • Учебные таблицы;
  • Бумага, карандаши.

План проведения творческой мастерской:

  • I этап “схвачивания” или индукции – вызов чувств, актуализации знаний (7-10 мин.)
  • II этап деконструкции – разочарования в полноте знаний и организация поиска новых знаний (до 10 мин.)
  • III этап организующее ядро(10 мин)
  • IV этап созидания (30 – 40 мин.)
  • V этап социализации (15 мин.)
  • VI этап рефлексии (5 мин.)

I этап “схвачивания” или индукции – вызов чувств, актуализации знаний (работа в группах)

Составить слова из букв (метаболизм, глюкоза, крахмал, фотосинтез, гликоген, хлоропласт, виноград, сахароза…)

В – Какой класс органических веществ объединяет все эти понятия? Что такое углеводы?

2 этап – деконструкции – разочарование в полноте знаний и организация поиска новых знаний (работа в группах)

1 группа:

Распределите формулы веществ по классам. Прочтите зашифрованное слово. (Приложение 1)

2 группа:

Закончите предложения (Приложение 2)

3 группа:

Вставьте пропущенные слова и формулы (Приложение 3)

Постановка проблемы и задач:

  • Могут ли клетки функционировать без углеводов?
  • Какие знания нам нужны для решения данной проблемы?

Какие бывают углеводы? Какие превращения происходят в организме с углеводами

3. Организующее ядро.

А) Мастер предлагает командам задания и ставит вопрос:

– какие группы углеводов можно выделить? (работа с учебником “Репетитор по химии” под ред. Захарова А. С., стр. 660)

-каково строение моносахаридов?

– каковы их физические свойства? где они встречаются в природе?

– как можно определить наличие углеводов в продуктах питания? (приложения 14, 15, 16)

Б) Лабораторный эксперимент (выполняют все вместе)

“Качественные реакции на глюкозу и крахмал” (приложения 10, 11, 12)

В) Участие углеводов в процессах жизнедеятельности растений и животных: фотосинтез и энергетический обмен (сооб. учащихся) – приложения17, 18, 19

Г) Нарушения углеводного обмена – рассказ учителя экологии,, работа с текстом и схемой – заполнить пропуски п/м чтения текста.( приложения 24 – 30)

4. Созидание (30 – 40 мин)

Создание проектов (в группах работают навигаторы)

5. Этап социализации (15 минут) – представляют свои проекты и защищают их.

6. Рефлексия (5 мин)

– навигаторы подсчитывают баллы,

– что было трудным на уроке?

– что понравилось?

– что узнали нового об углеводах?

– чему удивились?