Цель урока: создать атмосферу, способствующую самопознанию изучаемых фактов и явлений, проектной деятельности, развитию коммуникативных навыков.
Задачи:
- Способствовать усвоению учащимися основных биохимических и валеологических понятий;
- Способствовать пониманию учащимися строения и роли углеводов в организме;
- Способствовать развитию навыков проведения химического эксперимента, самостоятельной работы с информацией, работы в группах, работы над проектами.
Оборудование:
- Портреты К. Шмидта, К. Тимирязева;
- Набор реактивов и лабораторного оборудования;
- Модели глюкозы и сахарозы;
- Учебные таблицы;
- Бумага, карандаши.
План проведения творческой мастерской:
- I этап “схвачивания” или индукции – вызов чувств, актуализации знаний (7-10 мин.)
- II этап деконструкции – разочарования в полноте знаний и организация поиска новых знаний (до 10 мин.)
- III этап организующее ядро(10 мин)
- IV этап созидания (30 – 40 мин.)
- V этап социализации (15 мин.)
- VI этап рефлексии (5 мин.)
Составить слова из букв (метаболизм, глюкоза, крахмал, фотосинтез, гликоген, хлоропласт, виноград, сахароза…)
В – Какой класс органических веществ объединяет все эти понятия? Что такое углеводы?
2 этап – деконструкции – разочарование в полноте знаний и организация поиска новых знаний (работа в группах)1 группа:
Распределите формулы веществ по классам. Прочтите зашифрованное слово. (Приложение 1)
2 группа:
Закончите предложения (Приложение 2)
3 группа:
Вставьте пропущенные слова и формулы (Приложение 3)
Постановка проблемы и задач:
- Могут ли клетки функционировать без углеводов?
- Какие знания нам нужны для решения данной проблемы?
Какие бывают углеводы? Какие превращения происходят в организме с углеводами
3. Организующее ядро.А) Мастер предлагает командам задания и ставит вопрос:
– какие группы углеводов можно выделить? (работа с учебником “Репетитор по химии” под ред. Захарова А. С., стр. 660)
-каково строение моносахаридов?
– каковы их физические свойства? где они встречаются в природе?
– как можно определить наличие углеводов в продуктах питания? (приложения 14, 15, 16)
Б) Лабораторный эксперимент (выполняют все вместе)
“Качественные реакции на глюкозу и крахмал” (приложения 10, 11, 12)
В) Участие углеводов в процессах жизнедеятельности растений и животных: фотосинтез и энергетический обмен (сооб. учащихся) – приложения17, 18, 19
Г) Нарушения углеводного обмена – рассказ учителя экологии,, работа с текстом и схемой – заполнить пропуски п/м чтения текста.( приложения 24 – 30)
4. Созидание (30 – 40 мин)
Создание проектов (в группах работают навигаторы)
5. Этап социализации (15 минут) – представляют свои проекты и защищают их.
6. Рефлексия
(5 мин)– навигаторы подсчитывают баллы,
– что было трудным на уроке?
– что понравилось?
– что узнали нового об углеводах?
– чему удивились?