Цели для учителя:
- Познакомить учащихся с правилами написания приставок на З.- и С. -
- Отработать навык образования новых слов при помощи приставок.
- Формировать орфографическую зоркость, прививать любовь к родному языку.
Цели для учащихся:
- Повторить сведения о приставках, полученные в начальной школе.
- Знать правила о правописании приставок, оканчивающихся на з- и с-.
- Уметь применять изученный материал на практике.
- Формы и методы: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский.
Оборудование: учебник, проектор, экран, компьютер.
В проведении урока помогает показ слайдов компьютерной презентации.
Ход урока
Актуализация опорных знаний.
Слово учителя.
Я расскажу вам сказку о празднике в городе Слованске.
В честь прекрасного события, дня рождения города Слованска, на площади состоялся праздничный концерт мастеров искусств.
Мощный луч прожектора освещал сцену. Начала программу семья безударных гласных. Она с большим чувством спела песню "Ударенье - лучший друг ученья". Проверяемые и непроверяемые согласные по просьбам зрителей исполнили на скрипках грустный полонез. Малыш мягкий знак чудесно станцевал польку - бабочку с существительными третьего склонения.
Гвоздем программы стало выступление приставок - барабанщиц. Они очень любимы народом, т. к. выполняют очень важную роль.
-Какую роль, ребята? (образуют новые слова)
-Правильно, ребята! А почему приставки называют значимыми частями слова?
-Каждая приставка имеет свое значение.
-Конечно. Мы даже можем разговаривать приставками. Давайте попробуем!
Игра с приставками.
-Я буду называть вам только приставки, а вы попробуйте догадаться, что с ними нужно делать, к какому слову их приставить. Представьте, что вы сидите перед телевизором. Я вам говорю: В -! Что вы сделаете?
-Включим телевизор.
-А если я скажу: "пере"?
-Переключим на другую программу.
-Вы-?
-Выключим.
-Теперь представьте, что мы с вами сидим на стульях на некотором расстоянии друг от друга. Что вы сделаете, если я скажу: При - ?
-Придвинем стулья.
-А если я скажу: Ото-?
-Тогда отодвинемся.
-Какой вывод можно сделать из этой игры?
- Каждая приставка несет определенный смысл.
-Правильно, ребята.
- А теперь давайте от слова "бежать" при помощи приставок образуем как можно больше слов.
Убежать, отбежать, забежать, вбежать, перебежать, сбежать, побежать, подбежать, добежать, обежать, пробежать.
(Дети записывают слова на доске и в тетрадях).
-Что вы помните о написании этих приставок?
- Эти приставки пишутся традиционно, одинаково, не зависят от произношения.
Объяснение нового.
-Вернемся на праздник в Слованск. Необыкновенное восхищение вызвали иллюзионисты, которые ловко меняли з и с на конце некоторых приставок. Зрители никак не могли понять, как это им удается. Но мы с вами должны разгадать этот фокус и понять, когда на конце приставок: раз -, рас-; из-, ис-; воз-, вос-; вз-, вс-; без -,бес-. пишется буква с, а когда буква з. Посмотрите на слова, записанные в два столбика, и попытайтесь выявить закономерность.
1 слайд (по щелчку).
Ребята выявляют закономерность написания з, с на конце приставок, формулируют правила написания: буква с пишется перед глухими согласными, з - перед звонкими.
Закрепление материала.
Упражнение №349 из учебника.
Заменить словосочетание синонимичным, в состав которого будет входить слово с изучаемой орфограммой.
2 слайд (по щелчку).
Составьте предложение с записанными словосочетаниями: 1 вариант - бесконечная дорога.
2 вариант - безводное пространство.3 вариант - безветренная погода.
Выборочный распределительный диктант. Самостоятельная работа.
Из предложений выписать слова с буквами з, с на конце приставок, распределяя их по двум колонкам:
С - на конце приставок З - на конце приставок
Ласковое слово и камень растопит. Беспорядочный человек не проживет в добре век. Бездонную бочку водой не наполнишь. Мальчику хотелось расспросить о многом. Всходы - это ростки хлебных злаков. Беспокойство охватило всех присутствующих. С высокой трибуны было зачитано воззвание к избирателям.
3 слайд (по щелчку).
Учащиеся проверяют свои записи.
Подведение итогов.
-Итак, ребята, нам удалось разгадать фокус, который показали иллюзионисты на празднике в городе Слованске. Мы многому научились сегодня на уроке. Давайте подведем итоги.
-Что нового вы узнали сегодня на уроке? (Когда на конце приставок пишется з когда с)
-Что повторили? (Правописание традиционных приставок).
Домашнее задание: п.37 упр.345, 348, составить кроссворд по пройденному материалу.
Литература:
- Л.А. Гдалевич, Э.Д. Фудим "Уроки русского языка в 5 классе". Москва "Просвещение" 1991 г.
- И.О.Родина, Т.М. Пименова "Контрольные и проверочные работы по русскому языку 5-7 классы". Москва "Астрель" 2001 г.
- Русский язык. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ М.М. Разумовская, М.: Дрофа, 2009.