Исторический брейн-ринг "Загадки Клио" (для 6–8-х классов)

Разделы: История и обществознание


Форма проведения: брейн-ринг между 2-3 командами (классами)

Цель:

  • стимулирование познавательного интереса к курсам истории и МХК,
  • формирование духа товарищества и взаимопомощи,
  • развитие монологической и диалогической речи;
  • воспитание умения работать в команде.

Оснащение: (в зависимости от возможностей школы, минимум):

  • барабан для выбора вопросов,
  • песочные часы,
  • табло (школьная доска),
  • материалы для вопросов (прилагаются),
  • звуковой сигнал (звонок, гонг),
  • призы и (или) грамоты для награждения.

Регламент игры:

  • Команды (от 2 до 3) по 5-6 человек, время обсуждения команд – 1-3 минуты (по выбору учителя), жюри для подсчёта очков, учитель - либо ведущий, либо возглавляет жюри.
  • Вопросы разбиты в блоки – по количеству команд, очередность ответов команды меняется в каждом блоке, а определяется по жребию (1, 2, 3)
  • Команда, вытянувшая 1-й номер, первой отвечает в 1 блоке, затем вторая команда и так далее.
  • Продолжительность игры – 35-45 минут (без учёта перерывов).
  • Выбор вопросов командой осуществляется только в рамках блока.
  • Подбор вопросов предполагает их разноплановость (предметные вопросы, вопросы на исторические понятия, логические задачки и так далее).
  • Может проводиться как во внеурочное время (например, «День науки и творчества» в конце четверти), так и в виде итогового повторения в урочное время.
  • В последнем случае можно сформировать 2-3 команды из одного класса.
  • Использование данной игровой формы и её высокая вариативность позволяют проявить творчество и самому учителю, и его ученикам.

Ход игры

Ведущий: Дорогие ребята! Сегодня мы проводим исторический брейн-ринг «Загадки Клио». Вы должны продемонстрировать свои знания, дух честного соревнования, взаимопомощь и – пусть победит сильнейший!

Далее участникам рассказывается регламент игры и критерий оценок жюри (количество баллов за вопрос); проводится жеребьёвка.

Банк вопросов и ответов.

(скомпонован из 12 вопросов и 3 туров для 3 команд, +1 дополнительный, возможны иные варианты)

I тур

Вопрос №1. Ведущий подает 1-й команде два мяча – большой и маленький и блюдце.

- Вы получили 3 предмета. Они представляют некие геометрические формы.

Вам нужно составить 2 возможных сочетания этих предметов, имея в виду, что:

Первое символизирует заблуждение, которое существовало много веков.

Второе означает заблуждение, которое привело к грандиозному открытию, о котором сам герой и не подозревал. Назовите нам эти заблуждения и открытие после обсуждения.

Ответ:

1-я комбинация. Шар и блюдце – представления о форме Земли. Долгое время люди не знали, что Земля – шар, а думали, что она плоская, как блюдце.

2-я комбинация. Два разных шара; заблуждение о масштабах Земли. Оно позволило Колумбу, поплывшему на запад, открыть Америку, но сам он об открытии Нового Света так и не узнал; он думал, что попал в Индию.

Стоимость вопроса: до 2 баллов, по 1 баллу за каждую правильную комбинацию и полный ответ. Возможна оценка и по 0,5 балла.

Вопрос №2. Это учреждение называется на языке завоевателей, хотя само стало символом страны, которую завоевали в ХI веке. Человек, играющий главную роль в нем, называется на родном языке этой страны. До сих пор в современном политическом лексиконе широко используются эти слова. Есть эти учреждения и в современной России. Что это за учреждение и кто играет в нем главную роль?

Ответ: Парламент – от французского «говорить» - «парле». Главный в парламенте – спикер – от английского – «speak» - говорить. В ХI в. Англию завоевал выходец из северной Франции – Нормандии - Вильгельм Завоеватель. Завоеватели говорили на французском языке, учреждение также назвали по-французски.

Стоимость вопроса: 3 балла за каждое понятие и название страны, 1-0,5 балла за неполный ответ.

Вопрос №3. В Древней Греции в живописи на вазах часто отражали такую сценку: один человек несёт на плечах другого. Чаще это были взрослые мужчины или юноши. Один из них – всадник - назывался «царь», а другой – соответственно – «осёл». Что означал такой обычай? Когда такое могло произойти?

Ответ: У древнегреческих бегунов существовал такой обычай: проигравший вез на своих плечах победителя в соревновании в беге.

Стоимость вопроса: до 2 баллов

Источник информации: Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима. – М. Высшая школа, 1988 – С. 287.

Вопрос №4 У древних германцев и у славян есть богиня плодородия, вегетации и женского начала. У германцев это – Фрейя, у славян – Макошь. Ей даже посвящался один день недели, он считался благоприятным днем для заключения мира, для всех дел любви и брака. Какой это день недели?

Ответ: Пятница, нем. - Freitag, англ. - Friday

Стоимость вопроса: 1 балл

II тур

Вопрос №1. Какая связь существует между этими тремя предметами: кукуруза, табак, картофель. (Для лучшей наглядности можно вынести на подносе: баночку кукурузы, мешочек с надписью «табак» и картофелину)

Ответ: Все эти предметы родом из Нового Света.

Стоимость вопроса: 1 балл

Вопрос №2. Внимательно прослушайте ситуацию. Корифей командовал большой группой людей. Гипокрит отвечал ему (само слово означает «отвечающий»). Затем гипокритов стало двое, затем, трое. А значение корифея и его подчиненных уменьшилось. О каком действии, происходившем в Древней Греции под открытым небом, идёт речь? Кто такие гипокрит и корифей? (это – не имена).

Ответ: Корифей командовал хором. Гипокриты – актёры. Течь идёт о театральном действии.

Источник информации: Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима. – М. Высшая школа, 1988 – С. 362.

Стоимость вопроса: до 3баллов, за название самого действия и функций гипокрита и корифея.

Вопрос №3. 1. В эпоху Средневековья на еретиков перед казнью надевали специальные одежды. Нищие и должники клеймились позорным знаком одного цвета, как все, считавшиеся «нечестными» людьми. Какого цвета были одежды еретиков и почему?

Ответ: Еретиков одевали перед казнью в желтые одежды. Желтый - цвет Люцифера - архангела, предавшего Бога, он связывался с чертом

Источник информации: http://www.videoton.ru/Articles/sym_color.html

Стоимость вопроса: до 2баллов, в зависимости от полноты ответа.

Вопрос №4

Английский философ Томас Мор в своём произведении «Утопия» написал:

«Ваши овцы.. обычно такие кроткие, довольные очень немногим, теперь, говорят, стали такими прожорливыми и неукротимыми, что поедают даже людей, разоряют и опустошают поля, дома и города…» Что он имел в виду, говоря о «кровожадности» овец? Кто на самом деле «съел» людей?

Ответ: Речь идёт об огораживании земель под пастбища английскими «новыми дворянами» - джентри. Крестьяне разорялись и становились бродягами и нищими.

Стоимость вопроса: до 2баллов, в зависимости от полноты ответа.

III тур

Вопрос №1. Вам предлагаются 3 предмета: (помощники выносят: мешочек, деньги, чёрный перец горошком). Какую связь вы можете проследить между этими тремя предметами? Один из участников команды должен продемонстрировать, что означали эти предметы в эпоху первоначального накопления? Соберите их в правильной комбинации и объясните свой выбор.

Ответ: Ученик должен положить перец в мешочек и взять его в одну руку, а в другую – деньги.

Объяснение: Богатого человека называли мешок с перцем, т.к. пряности приносили богатство.

Стоимость вопроса: до 2баллов, в зависимости от полноты ответа и демонстрации.

Вопрос №2. Послушайте цитату из сочинения одного известного французского политика. «Ввиду того, что честь для них должна быть дороже жизни, их следует карать скорее лишением первой, нежели последней. Лишать жизни людей, которые ежедневно рискуют ею ради постой фантазии о чести, - меньшее наказание, чем лишать их чести и оставить жизнь, которая для них в таком состоянии является вечным наказанием…» Ответьте на вопросы:

1) Для кого честь была дороже жизни?

2) Как лишали чести, оставляя жизнь?

Ответ: Речь идёт о дворянах. Их лишали чести, ломая шпагу над головой.

Стоимость вопроса: до 2 баллов, в зависимости от полноты ответа

Вопрос №3.

Этот цветок в античном мире был посвящен Афродите. В Древнем Риме его использовали для украшения венка Бахуса. Он возник из крови умирающего и возрождающегося бога Адониса. Также он указывает на пролитую кровь и раны Христа, на чашу, принимающую «святую кровь» – чашу Грааля. Что это за цветок?

Ответ: Красная роза

Стоимость вопроса:1 балл (0,5 баллов, если называют цветок, но не называют цвет).

Вопрос №4

Представьте себе, что легендарный английский сыщик Шерлок Холмс перенёсся на машине времени в Париж второй половины XVI века. Ему поручено расследовать таинственное преступление –большое число убийств, совершённых с особой жестокостью: не пощадили даже женщин и детей. Осмотр каждого места преступления отнимает много сил и часов. Но уже через некоторое время сыщик говорит своё знаменитое: «Элементарн, Ватсон… Я могу точно назвать любой дом, где совершилось злодеяние, даже не заходя в него». Что заметил Холмс? Как ему удалось раскрыть это преступление века?

Ответ: Холмс заметил, что все дома убитых были помечены крестами, и вспомнил о событиях Варфоломеевской ночи убийства гугенотов в Париже в августе 1572г.

Стоимость вопроса: до 3 баллов за название события, даты и догадки – крест на доме.

Дополнительный вопрос (разыгрывается в случае необходимости, очередность ответа не определяется)

По-немецки, первоцвет или примула, называется Schlüsselblume – шлюссельблюм. По поверью, он обладает удивительным свойством. Это же свойство на Руси приписывалось и цветку, которого в принципе быть не может. Что это за удивительное свойство?

Ответ: Отворять замки и клады, у нас это цветок папоротника.

Стоимость вопроса: 1-2 балла за название свойства и цветка на Руси.

Хронометраж игры

Вводная часть: 3-5 минут

Основная часть: - 36-40 минут.

Для того чтобы предотвратить утомление игроков и упорядочить работу жюри, имеет смысл сделать один перерыв в 5 минут перед 3 туром или даже 5-минутные перерывы перед 2 и 3 турами.

Награждение участников - 5 минут.

Подведение итогов игры, примечания

Жюри подводит итоги после каждого из туров, результаты отражаются на табло (на доске). В каждом туре команды получают право заработать до 8 баллов за полные ответы. В случае отсутствия в Банке вопросов ссылки на источник информации – это материалы учебника истории для неспециализированных классов, либо широко известные факты.

Приложение.