Программа элективного курса "Рукоделие" (модуль "Мой мир открыток") по образовательной области "Технология" для учащихся 9-го класса

Разделы: Технология


Пояснительная записка

Поздравительные открытки способны украсить жизнь людей с самыми разными интересами и самых разных возрастов. Красочные и неброские, с поздравлениями и трогательными пожеланиями, печатные, рисованные или сделанные вручную с особой любовью и заботой – все они вызывают теплые чувства и воспоминания.

Есть даже специальное название для данного вида творчества. Скрапбукинг (от английского слова scrapbooking, scrap - вырезка и book-книга) – это вид творчества, заключающийся в оформлении фотоальбомов с использованием специальных материалов (картон, бумага, цветные ленты, кружево и т.д.) и инструментов (фигурных дыроколов, фигурных ножниц и т.д.). Данный вид творчества представляет собой способ хранения личной и семейной истории в виде фотографий, газетных вырезок, рисунков, записей и других памятных мелочей.

Одним из ответвлений скрапбукинга является так называемый кардмейкинг – изготовление открыток ручной работы (от английского слова cardmaking, буквально “изготовление открыток”).

Здесь применяются те же основные техники и материалы.

Цель курса.

Помочь учащимся в определении круга их интересов для выбора направления дальнейшего обучения, вовлечь их в активную творческую деятельность.

Задачи курса.

1. Расширить знания учащихся об истории и развитии одного из направлений скрапбукинга – изготовлении открыток ручной работы.

2. Научить основным технологическим приемам изготовления поздравительных открыток.

Занятия данным видом рукоделия способствуют развитию у учащихся:

- художественного вкуса;

- творческой активности;

- воображения;

- усидчивости;

- моторики рук;

- позитивной самооценки;

- рефлексии познавательных и творческих процессов.

Курс рассчитан на 16 часов. Занятия проводятся один раз в неделю, продолжительность – учебный урок.

В творческих работах с наибольшей полнотой проявляется индивидуальный вкус, фантазия, умение выразить свои чувства художественными средствами. Изделия, выполненные учащимися, служат отчетом по результатам элективного курса, их можно представить на конкурсы, выставки, использовать для подарков и поздравлений.

Перечень знаний и умений, формируемых у учащихся.

Учащиеся должны знать:

- основные виды материалов и инструментов;

- свойства материалов для изготовления открыток;

- основы цветоведения;

- историю возникновения и выпуска открыток;

- основные техники скрапбукинга;

- правила безопасной работы с инструментами;

- приемы декорирования изделий;

Учащиеся должны уметь:

- подбирать материалы и инструменты;

- соблюдать правила безопасной работы;

- выполнять задания по образцу (по рекомендациям из книг, журналов);

- самостоятельно выбирать и реализовывать разные техники при создании открыток ручной работы;

- применять приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Основные понятия курса.

Скрапбукинг (или скрэпбукинг, англ. Scrapbooking: scrap – вырезка и book – книга, буквально “книга из вырезок”) – вид рукодельного искусства, заключающийся в изготовлении и оформлении семейных или личных фотоальбомов.

Кардмейкинг (англ. cardmaking, буквально “изготовление открыток”) - вид рукодельного искусства по изготовлению открыток.

Дистрессинг (англ. distress – “бедствие”) - одна из самых популярных техник, с помощью которой “состаривают” странички. Варианты применения данной техники: создание рваного края, тонирование, состаривание бумаги, создание потертостей, царапин и т.д.

Штампинг – техника, которая позволяет с помощью чернил и штампов, а также различных аппликаторов, создавать красочные эффекты.

Квиллинг, бумагокручение, бумажная филигрань – иcкусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции.

Бумажный туннель, английское название этой техники tunnel book, что можно перевести как книжный или бумажный туннель. Суть техники хорошо прослеживается из английского названия tunnel – туннель – сквозное отверстие. Многослойность составляемых “книжек” (book) хорошо передает ощущение туннеля, возникает трёхмерная открытка.

Тематический план курса “Рукоделие”, модуль “Мой мир открыток”

9 класс, 16 часов.

№ темы Название темы Количество часов

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

Из истории поздравительных открыток.

Обзор литературы, обзор работ.

Материалы, инструменты. Безопасные приемы работы. Основы цветоведения.

Основные приемы композиции. Технологические рекомендации при работе с материалами (бумагой, скотчем , кружевом, бисером, пайетками, пуговицами и другими. )

Изготовление открыток “С Новым годом!”, “С Рождеством!”

Изготовление “Пасхальной открытки” в технике квиллинг.

Изготовление “Валентинок” в технике штампинга.

Приемы техники “Тunnel-book”

Изготовление открыток в технике “Тunnel-book”

Изготовление открыток в любой из техник Выполнение проектной работы.

Итоговое занятие по курсу. Защита проектов. Выставка работ учащихся.

1

1

1

 

2

2

2

2

2

2

1

Итого 16 часов

Содержание программы курса

Тема 1.

Цели курса:

Основные этапы развития скрапбукинга. История создания поздравительных открыток.

Демонстрация готовых изделий (альбомов, записных книжек, открыток, рамок для фотографий).

Тема 2.

Материалы и инструменты:

Бумага, картон, калька, салфетки бумажные, ткань, кружево, флизелин, нитки, шелковые и капроновые ленты, бисер, бусины, пайетки, пуговицы, наклейки для открыток, фломастеры, маркеры, двухсторонний скотч, клей, клей-карандаш и другие.

Канцелярский нож, ножницы, фигурные ножницы, иголки, степлер, дырокол (обычный, фигурный) и другие.

Организация рабочего места, безопасные приемы работы.

Основы цветоведения: цветовой круг, сочетания цветов. Подбор материалов по цвету и фактуре.

Тема 3.

Создание композиции тематических открыток.

Технологические рекомендации по выполнению:

- вырезания заготовок, отдельных элементов открыток;

- приемов соединения деталей с использованием клея, скотча, степлера, пришивания бусин, бисера, пайеток, пуговиц, крепления текстильных материалов (кружев, лент, ткани).

Тема 4.

Разработка и создание эскиза открыток, изготовление Новогодней и Рождественской открыток в свободной технике.

Тема 5.

Основные приемы техники квиллинг. Разработка и создание эскиза открыток, изготовление Пасхальной открытки в технике квиллинга.

Тема 6.

Основные приемы техники штампинга. Разработка и создание эскиза открыток, изготовление Валентинок в технике штампинга.

Тема 7.

Основные приемы техники “Тunnel-book”.Создание эскизов, заготовка силуэтов.

Тема 8.

Изготовление открыток в технике “Тunnel-book.

Тема 9.

Изготовление открыток в одной из техник по выбору учащихся, отработка и закрепление технологических приемов.

Тема 10.

Подведение итогов по результатам занятий курса. Защита творческих проектных работ учащихся. Выставка открыток.

Формы контроля

1. Текущие наблюдения.

Педагог внимательно контролирует деятельность учащихся, что позволяет в процессе работы пополнить уровень необходимых знаний, умений скорректировать и исправить ошибки.

2. Самоконтроль.

Учащиеся осуществляют самоконтроль, рефлексию деятельности, оценивая правильность выполнения технологических приемов работы, аккуратность, композиционное решение, эстетическое восприятие открытки.

3. Анализ практических работ учащихся, выставка работ.

Учитель оценивает результаты деятельности учащихся, правильность технологических приемов выполнения изделий. В ходе занятий курса выполняются работы творческого характера с учетом способностей, интересов и желаний учащихся. На итоговом занятии может пройти защита творческих проектов учащихся. Проводится выставка открыток ручной работы.

Литература

1. Линд Х. Бумажная мозаика. -М.: Айрис-пресс, 2007.

2. Соцкова А.Г. Открытки своими руками. Шаг за шагом. Харьков. Книжный клуб семейного досуга, 2008.

3. Делаем сами, №2, 2009.

4. Рукоделие: модно и просто, №2, 2009.

5. Ручная работа, №13, 2009.

6. http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/262

7. http://rus-scrap.ru