Цели:
- вспомнить обозначение звука [й,];
- познакомить с правилами написания разделительных Ъ и Ь знаков;
- развивать умение сравнивать и различать слова с Ъ и Ь разделительными знаками;
- обогащать словарный запас учащихся, работать над развитием речи;
1. Организационный момент.
2. Мотивация:
У.:
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться.
Доброе утро!
Доброе утро, солнцу и птицам.
Доброе утро, улыбчивым лицам!
Я очень хочу, чтобы у всех нас сегодня было доброе утро, добрый день, и вам, ребята желаю успехов в покорении вершины знаний.
3. Словарная работа. У доски работают два ученика, первый вставляет пропущенные приставки в слова: пр.дедушка, пр.внучка, пр.спал, п.дчерица, п.думал, пр.бабушка, п.скакал, пр.блеск, пр.родители.
Второй ученик разбивает слова данные на карточке на две группы: Килограмм, рассказ, Россия, исследую, рассмотреть, суббота, бесспорный, поддержать, подделка, класс.
Остальные ребята записывают в тетрадь словарные слова :
Запишите слова с буквой Ь, обозначающие:
-дни недели (понедельник, воскресенье)
-южный оранжевый, цитрусовый плод (апельсин)
-название морского животного (дельфин)
-название кустарника (сирень)
-Что объединяет все эти слова? (Обозначают предметы, во всех словах есть буква ь.)
Проверка выполненной работы у доски.
4. Формулирование темы и цели урока.
- Используя буквы ь и ъ, образуйте новые слова
подели - (подъели)
сел - (съел)
Сёмка - (съёмка)
полёт -(польёт )
семя - (семья )
лёт - (льёт)
Какие слова появились?
- Какие вопросы у вас появились?
- Сформулируйте тему урока.
5. Работа по учебнику.
Откройте учебник на с. 112. Рассмотрите иллюстрацию. Чем занят Афанасий? (Он готовит необычные бутерброды.) Почему буква ь находится середине? (Потому что пишется в "середине", т.е. в корне слова.)
- Что бы вы посоветовали Афанасию приготовить с буквой ь? (Бульон, варенье, студень, печенье.)
6. Повторение пройденного.
1. Упражнение 163. Выполняется под руководством учителя.
Рассуждение: В слове прибой звук [й,] слышится после гласного (на письме звук [й] обозначен буквой "и краткое". В слове ладья звук 1 слышится после согласного [д] и перед гласным [а]. Звук [й,] обозначь буквой я.
Ученики самостоятельно списывают слова и подчеркивают буквы которые обозначают звук [й,].
Почему урок, тема которого разделительные ь и ь, мы начинаем с повторения обозначения звука [й]? (Если после согласного звука перед гласным есть звук [й,], то в слове пишется Ь или Ъ.)
Вспомните, какую "работу" выполняет Ь в словах? (Обозначает мягкость согласного звука, разделяет согласный и гласный звуки.)
2. Упражнение 164. Выполняется по "шагам".
Вывод: Разделительный Ь пишется в корне слова, Ъ - между приставкой и корнем.
Подготовленные ученики читают стихотворения.
1. Мягкий знак и твёрдый знак
Ты не спутаешь никак:
Твёрдый знак с приставкой дружит,
Перед гласной в корне служит,
Если у приставки вдруг
На конце согласный звук
Ну, а корень начинаем с буквы гласной: е, ю. ё, я.2. С мягким знаком всё занятней:
С мягким он согласным дружит.
И конечно разделяет от согласных е, ю, ё, я,
Чтоб они не стали слогом и не спутали слова.
Например: семя - семья.
7. Работа с правилом.
-Сформулируйте правило правописания разделительных Ь и Ъ.
Прочитайте про себя (затем вслух) правило на с. 113.
Запишите слова семья, разъезд (один ученик работает на доске), выполните графическое обозначение орфограммы. (Выделим нужные части слова. Подчеркнём буквы Ь и Ъ одной чертой, а двумя чертами буквы между которыми их написали)
8. Физминутка. Игра "Дождь в лесу" (релаксация, развитие чувства эмпатии).
(Дети становятся в круг, друг за другом - они "превращаются" в деревья в лесу. Учитель читает текст, дети выполняют действия).
У.: - В лесу светило солнышко, и все деревья потянули к нему свои веточки. Высоко-высоко тянутся, чтобы каждый согрелся (дети поднимаются на носки, высоко поднимая руки, перебирая пальцами). Но подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны. Но крепко держатся корнями деревья, устойчиво стоят и только раскачиваются, (дети раскачиваются в стороны, напрягая мышцы ног). Ветер принес дождевые тучи, и деревья почувствовали первые нежные капли дождя (дети легкими движениями пальцев касаются спины стоящего впереди товарища). Дождик стучит все сильнее и сильнее (дети усиливают движения пальцами). Деревья стали жалеть друг друга, защищать от сильных ударов дождя своими ветвями (дети проводят ладошками по спинам товарищей). Но вот вновь появилось солнышко. Деревья обрадовались, стряхнули с листьев лишние капли дождя, оставили только необходимую влагу. Деревья почувствовали внутри себя свежесть, бодрость и радость жизни."
Чтение алгоритма и его освоение.
9. Тренировочные упражнения.
1. Упражнение 165. Осложненное списывание с проговариванием вслух. Например: Зав.южить. В этом слове я слышу звук [й] после согласного перед гласным [у]. Значит, здесь орфограмма - разделительный знак. Определю, какую букву надо писать - Ь или Ъ. В слове корень - ВЬЮЖ-. Орфограмма в корне, значит, надо писать разделительный Ь: обозначаю: завьюжило.
2. Упражнение 166.
Последовательность действий дети проговаривают вслух. Например: Сил.но.
В этом слове вообще нет звука [й], значит, нет орфограммы -разделительные
Ь и Ъ. Звук [л1] согласный, мягкий, для его обозначения на письме нужен Ь.
Пишу: сильно.
Слово болеет. В этом слове произносится звук [й] после гласного [э], здесь нет изучаемой орфограммы.
10. Итог урока.
"Оба знака хороши,
Достойны оба чести.
Ведь стоят они у нас
В очень нужном месте".
-Кода в словах пишется разделительный Ь и Ъ?
-Какую роль играет звук [й] в нахождении этой орфограммы на слух?
Домашнее задание. 1, с. 117. Выучить правило на с. 113.