Стремительно летящее время погружает человечество в новые потоки информации, поэтому современному творческому учителю необходимо постоянно учиться, овладевать новыми методиками, пользоваться в своей работе достижениями науки и техники.
Использование информационных и коммуникационных технологий в обучении учащихся обусловило стимулирование интеллектуальной активности учеников, так как они привлекаются к отбору, переработке и организации учебного материала. Заметно усилилась учебная мотивация, развились навыки обучения и самообучения
Интерактивная доска стала помощником учителю в его работе и помогает на уроке решать воспитательные, познавательные и эстетические задачи. Важным свойством интерактивной доски является возможность размещать материал на нескольких страницах к одному уроку. Вся наглядность готовится заранее и размещается в нужном порядке. Это значительно экономит время.
Наша работа представляет собой разработку цикла уроков русского языка в 5-м классе по разделу “Лексика”. Они составлены согласно Программе общеобразовательного учреждения по русскому языку в 5-м классе, 10-е издание. Москва “Просвещение”2009 г. Занятия соответствуют материалам учебника М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского. М. “Просвещение” 2007 г.
Темы уроков:
- Однозначные и многозначные слова.
- Прямое и переносное значение слов.
- Омонимы.
- Синонимы.
- Антонимы.
Предлагаемая методическая разработка уроков русского языка в 5 классе представляет собой технологию по использованию современных средств организации учебной деятельности школьников, ориентированную на формирование у учащихся нового подхода к учению. Целью её является формирование прочных умений применять лингвистические знания на практике.
Использование интерактивных технологий при коммуникативном обучении русскому языку значительно повышает качество подачи материалов урока и эффективность его усвоения учащимися. Как показывает практика, использование и внедрение интерактивных технологий обогащает содержание уроков, ускоряет темп их проведение, повышает интерес к изучению языка.
Материал, предлагаемый на “Стильной доске”, нацеливает каждого ребенка к активной плодотворной деятельности. Заранее подготовленные тексты, обучающие и проверочные упражнения, служат для введения или активизации материала урока, повторение или закрепление лексических единиц и грамматической структуры языка, контроля и самоконтроля знаний.
В работе использованы некоторые возможности “стильной доски”.
При объяснении и проверке изучаемого материала урока используются разноцветные карандаши, помогающие выделить главное.
На экране зафиксирован порядок работы. Объекты можно вырезать и стирать с экрана, копировать и вставлять, а действие - отменять или возвращать.
На некоторых слайдах картинки и слова перемещаются при выполнении заданий типа: “подбери пару”, “составь словосочетание”, “соотнеси”.
На одном кадре размещается несколько кадров данного урока и прослеживается ход мысли.
Часть экрана можно скрыть и показать при проверке.
Использование шторки.
Используется лупа для выделения объекта изучения.
Проводится работа со стилусом.
Рисование предметов.
Ребёнок вовлечен в проверку. Он имеет возможность постепенно открывать шторки, за которыми спрятаны ответы. Это интересный процесс, ведь вначале ученик говорит правильный ответ. Он может сам передвигать с помощью пера слова, распределяя их на группы.
Слайды с заданиями содержат цветные картинки. Это создаёт особое настроение игры и необычности. Трудные для восприятия теоретических знаний в такой форме проверки обязательно запомнятся ребёнку, ведь он не просто выполнял учебную задачу, а совершал удивительное “плавание” по стране “Лексика”. Таким образом, детям интересно на уроке.
Учитывались здоровье - сберегающие моменты в работе с учащимися проводились физкультминутки.
Таких уроков в последнее время в нашей школе проводится всё больше и больше. С появлением интерактивных досок и подключение сети Интернет возможности уроков усилились.
Применение интерактивных технологий в учебном процессе открывает новые пути в развитии навыков мышления и умения решать сложные проблемы, предоставляет принципиально новые возможности для активизации обучения, позволяет сделать занятия более интересными, динамичными и убедительными, огромный поток информации легко доступным.
“Стильная доска” может быть использована учителем при групповой и фронтальной работе. Всю информацию, отображённую на доске, можно сохранить, распечатать, передать по электронной почте.
Повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала.
Компьютерных наглядных материалов и обучающих ресурсов по любой теме можно найти и использовать их многократно. У преподавателей освобождается время для творческой работы, они могут делиться материалами друг с другом и вновь использовать их. Главным правилом в данной работе должно стать условие: как можно больше возможности для работы учеников.
Итак, подведём некоторые итоги:
1. Урок с применением интерактивных технологий можно значительно увеличить возможности преподавания русского языка, сделать его гораздо более индивидуальный.
2. Урок тем более эффективен, чем более интерактивен.
Что даёт учителю использование интерактивных технологий:
а) экономию времени на уроке;
б) глубину погружений в материал;
в) повышенную мотивацию обучения;
г) интерактивный подход в обучении;
д) ученики становится активными участниками урока не только на этапе проведения, но и при подготовке;
е) привлечение разных видов деятельности, рассчитанных на активную позицию учеников.