ТИП УРОКА: Изучение нового материала.
ЦЕЛЬ УРОКА: Обучение постановке знаков препинания при обращении.
УЧЕБНЫЕ ЗАДАЧИ:
- Находить в предложении обращение.
- Выделять знаками препинания при письме обращение.
- Составлять предложения с обращением по предложенным схемам.
- Развивать речь учащихся, внимание, память.
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ.
Для решения учебных задач необходимы:
- Учебные принадлежности
- Доска
- Карточки
- Компьютер
- Медиопроектор
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ.
- Учебник. Русский язык 7 класс, Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская, страницы 260-261.
- Мет. пособие. Развитие речи на уроках русского языка в 5-8 классах вспомогательной школы. Н.Н. Бебешина, В.П. Свириденков.
ХОД УРОКА
1. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧАЩИХСЯ:
2. ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА:
Учитель. Ребята, вспомните, какую тему мы изучали на прошлом уроке?
Предполагаемый ответ учащихся. Мы изучали тему обращение.
Учитель А сейчас откройте свои рабочие тетради и самостоятельно выполните задание.
Задание
Допиши определение.
Слова, которые называют того, к кому обращаются с речью, называют _____________________.
Учитель Игорь, прочитай определение, которое у тебя получилось.
Предполагаемый ответ учащихся: Слова, которые называют того, к кому обращаются с речью, называют обращением.
Учитель: У всех в тетрадях такое определение? Молодцы. Следующее задание будет таким: каждый из вас должен придумать по одному предложению с обращением. (Учащиеся приводят свои примеры, некоторые предложения записывают себе в тетрадь). В предложениях, которые вы сейчас, записали себе в тетрадь, подчеркните определение.
3. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА:
Учитель Ребята, вы все молодцы, хорошо усвоили тему прошлого урока, а теперь переходим к изучению новой. (Слайд 1) Тема нашего урока: Знаки препинания при обращении. (Слайд 2)Сегодня на уроке мы будем учиться правильно выделять при письме знаками препинания обращение. Посмотрите внимательно на доску.
(Слайд 3)
Катя, прочитай первое предложение (Катя читает предложение). Какое слово в этом предложении будет обращением?
Предполагаемый ответ учащихся В этом предложении обращение слово
Лида.
Учитель Правильно. А теперь Саша прочитает второе предложение (Саша читает второе предложение). Назови обращение этого предложения.
Предполагаемый ответ учащихся Лида.
Учитель Правильно. И последнее предложение прочитает Коля. (Коля читает третье предложение). Что в этом предложении будет обращением?
Предполагаемый ответ учащихся Лида.
Учитель Молодцы, вы правильно назвали обращение в каждом предложении. А теперь давайте внимательно посмотрим на все три предложения вместе. Чем они отличаются между собой?
Предполагаемый ответ учащихся Обращение Лида стоит в разных частях предложения. В начале предложения, в середине предложения, в конце предложения.
Учитель совершенно верно, в предложенных вам предложениях, обращение Лида стоит в начале, середине и конце предложения. А теперь давайте поработаем отдельно с каждым предложением. (Слайд 4). Посмотрите на первое предложение, в какой части предложения стоит обращение?
Предполагаемый ответ учащихся: Обращение стоит в начале предложения.
Учитель: Молодцы, а посмотрите внимательно, что стоит после обращения?
Предполагаемый ответ учащихся: После обращения стоит запятая.
Учитель: Правильно. Из предложенного нам предложения, мы видим, что если обращение стоит в начале предложения, его выделяют запятой, которая стоит после него. Обратите внимание как выглядит схема к этому предложению. Прочитай всему классу эту схему, Игорь.
Предполагаемый ответ учащихся: Обращение в начале предложения, выделенное запятой. 2
Учитель: Запишите это предложение себе в тетрадь и зарисуйте схему к нему. (учащиеся записывают предложение себе в тетрадь.) Давайте вместе попробуем придумать предложение к данной схеме, где обращение стоит в начале предложения. (учащиеся приводят свои примеры, одно лучшее предложение записывают в тетрадь). Посмотрите на доску, перед нами второе предложение. (слайд 5) Прочитайте его самостоятельно. Где в этом предложении стоит обращение?
Предполагаемый ответ учащихся: Обращение стоит в середине предложения.
Учитель: внимательно посмотрите на предложение и скажите, как при письме выделяется обращение, стоящее в середине предложения?
Предполагаемый ответ учащихся: обращение выделяется запятыми с обеих сторон.
Учитель: ребята, посмотрите, и схема этого предложения уже выглядит иначе. Кто из вас хочет прочитать эту схему?
Предполагаемый ответ учащихся: Обращение стоит в середине предложения и выделяется запятыми с обеих сторон.
Учитель: запишите предложение себе в тетрадь и зарисуйте схему. (учащиеся делают записи себе в тетрадь). А теперь давайте придумаем свои пример к этой схеме, где обращение будет стоять в середине предложения. ( учащиеся приводят свои примеры, лучшее предложение записывают в тетрадь). Посмотрим следующий слайд (слайд 6). Прочитайте предложение. В какой части этого предложения стоит обращение?
Предполагаемый ответ учащихся: Обращение стоит в конце предложения.
Учитель: Как при письме выделяется обращение, стоящее в конце предложения?
Предполагаемый ответ учащихся: Запятая стоит перед обращением.
Учитель: Запишите это предложение себе в тетрадь и зарисуйте схему.
Физминутка.
Учитель: Ребята, а сейчас вы поработаете самостоятельно. Каждый из вас получит карточку с заданием (Более слабым учащимся, раздаются карточки, в которых написаны предложения с обращением. Они должны подчеркнуть обращение и составить схему этого предложения. Учащиеся посильнее, выполняют карточки с заданиями, где нужно составить предложения с обращением).
Карточка 1. Прочитайте предложение. Подчеркни обращение. Школьники, делайте кормушки для зимующих птиц. Составьте схему этого предложения. ____________________________________________ |
Карточка 2 Используя данное предложение, составь предложение с обращением. Попроси у учителя разрешения войти в класс. _____________________________________________________ _____________________________________________________
|
Учитель: Все выполнили данные им задания, а теперь каждый из вас вслух зачитывает задание и результат своей работы. Все остальные внимательно слушают выступающего, и если задание будет выполнено не верно, поднимают руку и исправляют ответ. (Учащиеся зачитывают свои работы). Молодцы, ребята, все постарались выполнить свои задания хорошо. А теперь посмотрите в учебник на странице 261, упражнение 345, прочитайте текст упражнения. Это письмо няни Александра Сергеевича Пушкина Арины Родионовны своему внуку. Спишите текст себе в тетрадь, подчеркните обращение, расставьте знаки препинания при обращении.
Учитель: Все выполнили упражнение? Давайте проверим правильность выполнения упражнения. Вы сейчас поменяетесь тетрадями и проверите у своего соседа, правильно ли стоят запятые в тексте, и подчеркнуты обращения.
(Взаимопроверка, учащиеся озвучивают результаты проверки).
Следующее задание будет таким. Каждый из вас получит карточки. Задания которых следующее: изменить предложения так, чтобы в них было обращение. (У учащихся послабее - в карточках есть образец выполнения, остальные получают карточки без образца).
Карточка 1 Измени предложения так, чтобы в них были обращения. Образец: Коля прекрасно прочитал стихотворение. Коля, ты прекрасно прочитал книгу.
|
Карточка 2 Измени предложения так, чтобы в них были
обращения. |
4. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА:
Учитель: Ребята, задание, которое вы сейчас выполнили в тетради, я проверю при подведении итогов урока. А сейчас поработаем устно и вспомним все то, что мы изучали сегодня на уроке.
Скажите мне, пожалуйста, что такое обращение?
Предполагаемый ответ учащихся: Обращение это слова, которые называют к кому обращаются с речью.
Учитель: Где в предложении может стоять обращение?
Предполагаемый ответ учащихся: Обращение может стоять в начале, середине и конце предложения.
Учитель: Как при письме выделяется обращение?
Предполагаемый ответ учащихся: Обращение при письме выделяется запятыми.
Учитель: Все вы сегодня молодцы, хорошо отвечали на вопросы.
КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ЗАДАНИЕ
Компетентность разрешения проблем
Аспект: Целеполагание планирование деятельности. Уровень 1.
Информационная компетентность.
Аспект: Обработка информации. Уровень 1.
А сейчас бы я хотела посмотреть, как вы свои знания применяете при выполнении самостоятельной работы. Чтобы получить хорошие оценки, нужно внимательно читать задание и правильно выполнять его. Для выполнения этого задания вы можете пользоваться учебником.