Формы организации процесса преемственности в колледже

Разделы: Общепедагогические технологии


Проблема преемственности достаточно давно обсуждается в педагогических кругах. Чаще всего термин «преемственность» употребляют, говоря об учебном процессе. Например, подчёркивают необходимость правильного соотношения между частями учебного предмета на разных этапах его  изучения. Преемственность в обучении (исходя из статьи «Педагогического энциклопедического словаря»)  предполагает «оптимальное расположение материала учебного предмета (с учётом содержания и логики соответствующей науки), установление педагогом межпредметных связей, а также преодоление трудностей между разными ступенями школьного образования».

Несмотря на то, что «Педагогический энциклопедический словарь» рассматривает данный термин только в соотношении с учебным процессом, в современных педагогических статьях по воспитанию слово «преемственность» звучит достаточно часто. Более того, сегодня «преемственность» выделяют как один из важнейших, ведущих,   принципов воспитательного процесса, реализация которого обеспечивает не только прочную связь поколений (традиционное толкование слова «преемственность»), но эффективность воспитательной работы, предполагающей качественные изменения личности воспитанника.

Единого определения термина «преемственность» в воспитательной системе нет. Тем не менее, исследования показывают, что грани этого понятия разнообразны: во-первых, преемственность имеет двустороннюю природу; во-вторых,  этот процесс позволяет диалектически сочетать старое с новым, осуществлять замену одной формы другой, более совершенной, находить новые формы и создавать предпосылки для успешного развития1; в-третьих, он взаимосвязан с другими педагогическими  принципами (непрерывность, последовательность, систематичность), потому как преемственность – один из специфических законов общественного сознания.

Таким образом, на наш взгляд, преемственность можно рассматривать и как принцип воспитательной работы, и как механизм реализации воспитательных задач, по-другому, педагогический инструмент.  Последнее требует  сделать преемственность осознанным, управляемым процессом. Представляется, что работа данного педагогического инструмента будет эффективной, если управление педагогом процессом преемственности будет сочетаться с воздействием одного воспитанника на другого (речь идет о соуправлении, которое  предполагает широкое привлечение учащихся к организации управления совместными делами: создание единого актива, совместное планирование, вовлечение в разнообразную общественно-полезную деятельность и пр.)2

Не менее сложным, чем толкование термина, оказывается организация на практике  процесса преемственности. Поскольку данный процесс является управляемым и осознанным, необходимо продумать формы воспитательной работы.

Такие формы могут быть самыми разнообразными. Многолетняя работа в системе среднего профессионального  образования со студентами разных курсов (15-18 лет) даёт возможность оценить эффективность деятельности, связанной с процессом преемственности.

На наш взгляд, в области воспитания процесс преемственности предполагает такую организацию воспитательного процесса, при которой то или иное мероприятие является естественным и логическим продолжением проводившейся ранее работы, закрепляет и развивает достигнутое, поднимает воспитание и развитие не более высокий уровень.

Эффективность работы «Школы старост», которая ежегодно проводится в начале учебного года в колледже, признаётся как преподавателями, работающими на первых курсах, так и студентами. Староста в среднем учебном заведении – человек, которому должны доверять и одногруппники, и преподаватели. Выбор старосты – дело очень ответственное, поэтому проходит в несколько этапов. Вначале на совещании классных руководителей нового набора при заведующей отделением  рассматриваются кандидатуры старост, предложенные преподавателями. На совещании  обсуждаются результаты социометрического опроса («Назовите трёх ваших одногруппников, которые могли бы возглавлять крупную фирму»), заранее проведённого в группах. До опроса на классном часе проводится дискуссия на тему «Современный руководитель», основанная на результатах исследований специалистов Центра занятости. Идеально, когда кандидат на должность старосты одобрен студентами группы, зав. отделением и классным руководителем. При несовпадении мнений, старостой назначается кандидат, предложенный студентами с испытательным сроком на месяц.

«Школа старост» проводится после утверждения старост зав. отделением и назначении на данную должность приказом директора колледжа. Мероприятие обязательно готовится и проводится старостами-старшекурсниками. В ходе подготовки старшекурсники определяют основные направления своих выступлений (обучение ведения учебных сводных ведомостей, ведомостей учёта пропусков занятий и т. д.) Следует отметить, что старосты старших курсов стали инициаторами обсуждения на «Школе» личностных качеств руководителей группы (старост и заместителей старосты): ответственность,  коммуникабельность, умение на равных общаться с преподавателями и администрацией, чувство такта, стремление быть успешным, умение при необходимости идти на компромисс, доброжелательность и пр. По мнению большинства старшекурсников, староста должен быть хорошим исполнителем с определёнными лидерскими и творческими задатками.

Работа в «Школе старост» не ограничивается одной встречей студентами  разных курсов, она предполагает регулярное общение между ребятами, нередко выходящее за рамки делового. Примечательно, что с самого начала между активами групп устанавливаются доброжелательные отношения. Также ребята сами вносят предложения по организации работы старост и заместителей. Так, по просьбе первокурсников, староста 4 курса оформила папку «В помощь старостам», где показаны правила оформления всей документации.
Такая форма работы позволила намного улучшить организацию учебного процесса в группах, но важно, что старосты-новички повышают в ходе работы  самооценку, чувствуя свою значимость и значимость своей деятельности. Доверие, оказанное преподавателями и студентами, помогает им справиться с трудностями адаптации в новом учебном заведении, формирует желание учиться на «отлично», принимать активное участие в жизни колледжа. Такое общение помогает и старостам старших курсов более ответственно относиться к своим обязанностям, своим примером подтверждая   верность  собственных утверждений.

Таким образом, нами была выявлена ещё одна грань процесса преемственности: несмотря на то, что мероприятия, предполагающие данный процесс, планируются и управляются изначально педагогом, их цели обязательно должны быть приняты молодёжью, а формы и содержание  мероприятий должны быть действительно необходимы обеим сторонам.

Именно в этом направлении следует развернуть исследования и организационно-методическую работу по поиску эффективных форм и методов воспитания.

В. М. Дёмин, президент Союза директоров ссузов России, в  докладе «Среднее профессиональное образование России – пути развития», подчеркнул, что необходим пересмотр подходов воспитательной работы, которые необходимо привести в соответствие с реальностями российского общества XXI века, с утвердившимися в нём новыми ценностями и мировоззренческими установками. На наш взгляд, сегодня развития требуют именно формы соуправления, расширение сферы самоуправления будущих специалистов. Нельзя не согласиться с В. М. Дёминым, что если нет студенческой организации, нет коллектива, значит, и нет того, что объединяет и сплачивает студенческую молодёжь и в учёбе, и в общественной жизни.


1 Преемственность – связь между явлениями в процессе развития, когда новое, снимая старое, сохраняет в себе некоторые его элементы. П. есть одно из проявлений диалектики отрицания отрицания закона и перехода количественных изменений в качественные. П. носит объективный и всеобщий характер, проявляясь в природе, обществе и познании. Применительно к обществу различают две стороны П.: передачу социальных и культурных ценностей от поколения к поколению, от формации к формации и усвоение этих ценностей каждым новым поколением, каждой новой социальной системой. П. — особый механизм "памяти общества", который осуществляет накопление и хранение культурной информации прошлого, на основе которой создаются новые ценности прошлого. Большая Советская энциклопедия.

2 А. К. Колеченко в книге «Энциклопедия педагогических технологий» выделяет современные принципы педагогических технологий, которые также подразумевают наличие в учебно-воспитательной системе процесса преемственности («Принцип максимального участия учеников в учебном процессе», «Принцип объединения педагогов и учащихся едиными целями).

Школа старост

Старосты-старшекурсники