Цели урока:
- познакомить учащихся с образованием числа 5, научить сравнивать число 5 с предыдущими числами;
- научить пользоваться количественными и порядковыми числительными в пределах пяти;
- закрепить знания о нумерации чисел;
- формировать представление о пятиугольнике;
- познакомить с геометрическими фигурами: пирамидой, кубом, параллелепипедом;
- способствовать развитию логического мышления, развивать внимание, память, умения анализировать и делать выводы, развивать речь учащихся;
- формировать познавательную активность, повышать уровень учебной мотивации, интерес к изучению предмета.
Оборудование для учителя:
- компьютер, мультимедийная установка, Презентация к уроку;
- геометрические фигуры;
Оборудование для учащихся:
- учебник-тетрадь, цветные карандаши.
Тип урока: комбинированный урок усвоения новых знаний с применением игровых и мультимедийных технологий.
Продолжительность: 35 мин.
Учебник: "Математика 1 класс", автор Л.Г.Петерсон.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Начинаем мы опять
Решать, отгадывать, смекать!
Пожелаем всем удачи –
За работу, в добрый час!
(Приложение 1. Слайд 1).
2. Устный счет
1) Счет по линейке до 20 вперед и обратно.
- Сосчитайте от 7 до 14, от 20 до 15.
- Назовите предыдущее число 9, 16.
– Как получить предыдущее число? (Вычесть 1).
– На сколько предыдущее число меньше
последующего? (На 1).
- Назовите последующее число 4, 18.
– Как получить последующее число? (Прибавить
1).
– На сколько последующее число больше
предыдущего? (На 1).
- Какое число стоит между 7 и 9, 13 и 15?
- Какое число стоит справа от 16? Слева от 11?
- Назовите соседей числа 19.
2) Установите закономерность и
продолжите ряд: 1 3 5 7… (Приложение
1. Слайд 2).
3) «Потерялись» числа. Восстановите:
1…3…5…7…9... 10. (Приложение 1.
Слайд 3).
4) № 4, стр.35.
– Чем похожи выражения?
3. Объяснение нового материала
1) Загадка о курице. (Приложение
1. Слайд 4)
– Какая это птица? (Домашняя)
– Что Вы о ней знаете?
2) – А сейчас, ребята, я расскажу Вам сказку.
– Сидит Пеструшка на яйцах, сидит – удивляется:
«Сколько времени сижу, ничего не получается! Как
это так!» (Приложение 1.
Слайд 5)
Вдруг перед ней яйцо – Крак!
Словно из пеленочек выскочил цыпленочек. (Приложение 1. Слайд 6)
Сидит он, озирается, других дожидается. Тут
второе яйцо треснуло. Из домика тесного еще
цыпленок – Цвок! (Приложение 1.
Слайд 7)
– Сколько стало, ребята, цыплят? (2).
– Как вы узнали? (1 + 1 = 2) (Приложение
1. Слайд 8).
Сказка продолжается. Сидят вдвоем, озираются,
других дожидаются. Из третьего яичка вышла
сестричка. (Приложение 1.
Слайд 9).
Составьте пример на сложение. (2 + 1 = 3). (Приложение 1. Слайд 10).
Сидят втроем, озираются, других дожидаются. Еще
одно яйцо – Квок! Еще цыпленок – Скок! (Приложение
1. Слайд 11).
– Сколько стало, ребята, цыплят? (4).
– Составьте пример на сложение. (3 + 1 = 4). (Приложение 1. Слайд 12)
Сидят вчетвером, последнего дожидаются. А из
последнего яичка – опять сестричка.
– Сколько стало, ребята, цыплят? (5). (Приложение 1. Слайд 13)
– Составьте пример на сложение. (4 + 1 = 5). (Приложение 1. Слайд 14)
– Как получили число 5? (4 + 1 = 5). (Приложение
1. Слайд 14)
– Прочитайте полученные выражения по-разному. (Приложение 1. Слайд 15)
Вывод:
– Какова тема урока? (Число 5, цифра 5).
– Какова цель нашего урока? (Познакомиться с
числом 5, с цифрой 5, научиться писать эту цифру,
изучить состав числа 5). (Приложение
1. Слайд 16)
Налитая,
Симпатичная.
Цифра
Самая отличная!
Крылатые выражения. (Приложение 1. Слайд 17)
Как свои 5 пальцев – знать очень хорошо,
основательно.
Пятое колесо в телеге – лишний, ненужный в
каком-либо деле человек.
3) Работа по учебнику, стр.40.
А) – Прочитайте хором ряд чисел, записанных вверху.
– Объясните, как построились «звездочки»?
– После какого числа стоит 4? 5?
– Какое между 2и 4?
– Перед 5?
– После 2?
Б) Работа по числовому отрезку.
– Как получить 5? (К 4 прибавить 1, от 4 на 1 больше, от 4 на 1 шаг вправо).
4. Физминутка
В хоровод встал серый зайка,
И поет: «Я был зазнайкой,
А теперь могу считать –
Раз, два, три, четыре, пять.
Прибавляю, вычитаю,
Математику я знаю.
И поэтому с утра
Я кричу: «Ура! Ура!»
5. Закрепление нового материала
№ 3, 4 стр. 40.
– Какое задание надо выполнить?
№ 5 стр. 40.
6. Чистописание
Стихотворение о написании 5.
Написать цифру пять,
Что крючок нарисовать,
Но у цифры, у крючка,
Леска больно коротка.
Я тетрадочку открою,
уголочком положу.
Я, друзья, от вас не скрою,
ручку правильно держу.
– Пропишите 1 строчку цифру «5» в тетрадях-учебниках.
7. Знакомство с пятиугольником
№ 1
– Как называются фигуры? Сколько у них углов?
№ 2 (Приложение 1. Слайд 18)
– Соедините последовательно точки и получите
фигуру.
– Объясните, почему такое название получила эта
фигура? (Звезда – пятиугольник, пять углов).
8. Знакомство с новыми геометрическими фигурами (Приложение 1. Слайд 19)
№ 7, 6, стр. 39.
9. Итог урока
– С каким числом и цифрой познакомились на
уроке?
– Где находится 5?
– Как получить 5?
10. Заключение
– Доскажите словечко:
Что стоит в конце страницы,
Украшая всю тетрадь?
Чем вы можете гордиться?
Ну, конечно, цифрой… 5! (Приложение 1. Слайд 20)
11. Награждение за работу
– Я тоже хочу вами гордиться и чтобы вы получали только отметку «5»!