Использование таблиц при подготовке сдачи ЕГЭ по истории

Разделы: История и обществознание


В конце ХХ века Россия ведет поиск своего места в мировом экономическом, информационном и образовательном пространстве. Российская высшая школа стала участницей Болонского процесса и затем началось реформирование и в средней школе. Одним из путей модернизации отечественной системы образования и воспитания стало его нормирование в  соответствии с международными стандартами. Тестирование – это широко распространенная форма проверки знаний за рубежом, а теперь и в России.

Одним из основных элементов масштабной реформы образования, проводимой в России с конца 1990-х годов, стало принципиальное изменение формы выпускных экзаменов в средних общеобразовательных учебных заведениях и вступительных испытаний при приеме в ВУЗы. И те, и другие проводятся теперь по всем предметам, в том числе и по истории России, в форме Единого государственного экзамена. Цель ЕГЭ – выявить уровень подготовки по истории выпускников средней школы для итоговой аттестации,  а также отбора для поступления в высшие и средние специальные учебные заведения. Экзамен проводится в письменной форме и носит комплексный характер, включая в себя большое количество разнообразных заданий. Множество вариантов этих заданий имеют общую цель: проверить базовые знания, умение анализировать исторические источники, систематизировать и излагать материал, рассматривать версии и оценки событий прошлого. (Приложение 1)

При всех очевидных плюсах этой формы проверки знаний учащихся, в процессе ее введения выявились существенные недостатки:

1. Система школьного образования вообще, и исторического, в частности, не рассчитана на подготовку учащихся к выполнению тестовых заданий ЕГЭ. Концентр, к которому вернулась школа в преподавании истории, приводит к тому, что курс истории прежних семи лет «вогнали» в два года (10-11 класс), тем самым увеличив объем информации, имен, дат, понятий, терминов в несколько раз, а количество часов на изучение этого объема сведено до 2 часов в неделю в обычном классе, максимум 4 часам в гуманитарном классе. В итоге, учащиеся вынуждены готовиться к ЕГЭ самостоятельно, в свободное от школьных занятий время.

2.  Существующие учебные пособия по истории не позволяют полноценно подготовиться к сдаче ЕГЭ. Будучи ориентированными на преимущественно устные формы работы учащихся на уроках истории, они не учитывают ни специфику содержания тестового материала, ни особенности структуры его построения.

3. В каждом из предлагаемых пособий делается акцент лишь на отдельные аспекты истории России, и это затрудняет использование какого-либо одного пособия в процессе подготовки.

Уже не первый год наши выпускники сдают ЕГЭ по истории, поэтому есть опыт подготовки учащихся к ЕГЭ: проводится тестирование, даются задания с выбором ответов, кратким открытым ответом, развёрнутым ответом.

По результатам выполнения заданий в  10-11-х классах выявлен ряд пробелов в знаниях и умениях учащихся. Наиболее распространенными «слабыми звеньями» являются знания:

  • дат, событий, их последовательности и взаимосвязей;
  • периодов истории и их признаков;
  • история ХХ века;
  • период 1917-1945гг. и его особенности,
  • вопросы культуры;
  • усвоение сведений об исторических личностях.

Над этими проблемами необходимо работать в процессе учебной деятельности, главное чтобы учащиеся понимали всю ответственность при подготовке к ЕГЭ по истории России.

Предлагаемые пособия  для подготовки к ЕГЭ страдают некоторыми недостатками:

  • большая или меньшая степень изложения курса Отечественной истории;
  • отсутствие периодизации отдельных  этапов истории России;
  • поверхностность изложения материала;
  • предоставление различных вариантов тестов и комментарии их особенностей, не имеющих ни систематичности, ни глубины;
  • варианты «лучших» шпаргалок и др.

Учащиеся бывают в растерянности, сталкиваясь с таким обилием  пособий. Старшеклассники, обладающие хорошей памятью, могут запомнить определенное количество информации и затем более или менее результативно их использовать при тестировании, но пропуская огромное количество информации, разбирая раз за разом различные варианты тестов. Это все напоминает английскую притчу: составители сборников тестов дают огромное количество «рыбы», а надо дать «удочку» для «вылавливания» знаний.

Данная работа представляет собой попытку выработать некоторые методы подготовки (или «удочки»), которые наряду с другими позволит ликвидировать пробелы в знаниях учащихся и поможет подготовиться к ЕГЭ.

Многолетняя практика преподавания истории и подготовки к экзаменам и теперь ЕГЭ позволила разработать несколько вариантов составления сводных, синхронистических и сравнительных таблиц. Это позволяет при подготовке к экзаменам серьезно экономить и время, и место для записей необходимого материала. Простое запоминание дат не дает обычно нужного результата из-за разрозненности событий (как бы «в россыпь»). Поэтому целесообразно создавать своеобразные хронологические комплексы, то есть ряды логически связанных между собой дат и фактов. Такие хронологические комплексы позволяют не только синхронизировать события, но и классифицировать или  сравнить те или иные процессы. Комплекс позволяет отразить длительность исторических явлений, их последовательность, одновременность, фиксировать наиболее важные события и явления, происходившие в разных странах, или регионах одной страны примерно в одно и то же время.

Работа историка и изучающего историю начинается с составления хронологии, то есть установление последовательности событий. Затем следующий шаг – периодизация истории, то есть сгруппировать даты и события в крупные, логически законченные этапы развития того или иного события или процесса. Периодизация носит искусственный характер, но она позволяет несколько облегчить изучение событий и процессов, так как заменяет непрерывность течения истории на некие «воображаемые деления» – значимые структуры.

Каждая сфера жизни общества имеет свою специфику: периодизация развития политической сферы общества не совпадает с этапами экономического развития. Но здесь возникает другая проблема – разбивка периодов по сферам жизни общества может создать эффект «множественности» времен, распадающихся на отдельные части, не связанные друг с другом. Поэтому на протяжении школьного курса истории на всех уровнях школьного исторического образования подготовка учащихся в сфере хронологии приобретает ведущее значение. Методической задачей учителя при подготовке к  ЕГЭ по истории является сформировать интерес учащихся к работе с хронологией, умения и навыки систематизации, анализа и синхронизации исторических процессов.

Рассмотрим некоторые варианты.

Первый вариант –  сводная таблица, где представлены все основные материалы по определенному периоду (Приложение 2 – IX в. истории России): она разбита по вертикали на 4 части – по четвертям столетия. Так как те или иные общественно-исторические процессы развиваются достаточно медленно, то такое деление одного столетия позволяет определить основные изменения на протяжении одного-двух поколений. По горизонтали – деление по определенным направлениям:

  • ведущие тенденции исторического развития: позволяет раскрыть особенности развития общества в этот период, а если положить листы таблицы рядом, то можно, таким образом, и проследить изменения и по более крупным периодам;
  • хронологический ряд (главные события на Руси): запись основных событий данного периода, разбивка по четвертям столетия создает возможность соотносить события (задания типа «раньше – позже»);
  • хронологический ряд (главные события в мире): основные события, современные русской истории – возможность соотнесения событий русской истории и всемирной;
  • биографический ряд и современники: привязка конкретных деятелей к данному периоду  русской истории и сопоставление с иностранными государственными деятелями и выдающимися людьми;
  • географический ряд: взаимосвязь определенных исторических процессов и особенностей географического фактора, влияющих на развитие страны;
  • политический ряд: характеристика политической системы, властных отношений;
  • экономический ряд: особенности развития экономики, хозяйственных связей, производственных отношений, занятий населения;
  • социальный ряд: отношения между людьми, социальная структура, взаимосвязи между социальными группами, особенностями отношений между сословиями, классами и социальными группами;
  • культурный ряд: основные условия и особенности развития духовной сферы жизни общества, направления развития культуры, достижения.

Такая таблица позволяет решать две  основные задачи:

– предложен набор рядов, позволяющих дать огромный исторический материал в самом сжатом виде;
– содержание каждого из рядов можно рассматривать как по горизонтали (развитие процесса), так и по вертикали (особенность развития каждого периода по всем рядам).

Вторая таблица – это более крупное деление на периоды развития – тысячелетие (Приложение 3). Наиболее значительные изменения происходят в среднем в периоде 1000 – 500 лет – это позволяет более четко проследить закономерности развития общества. Кроме того, рассмотрение материала возможно как по горизонтали,  то есть основные вопросы рассмотрения –  в развитии, так и по вертикали – по историческим периодам.

Основные вопросы анализа:

  • периодизация: II, I  тысячелетия до нашей эры, I тысячелетие нашей эры;
  • основные культуры и ареалы расселения славян: выделение определенных этапов через археологические культуры;
  • жилища: через условия быта раскрываются особенности развития общества, культуры, так  менталитета этноса;
  • основные занятия: развитие хозяйственных связей между людьми, производства..;
  • развитие славянского общества: развитие социально-политических связей;
  • основы культуры и духовной жизни: историческая память является основой для археологического слоя мифологии.

Третья таблица – сравнительная:  «Средневековая демократия: Западная Европа – Россия»  (Приложение 4). Данная таблица позволяет не только сравнить ключевые темы, но и создать базу для восприятия исторических процессов разных стран и народов, цивилизаций как единого всемирно-исторического процесса. Кроме того, найти общие и различные черты  в однотипных процессах. Для изучения истории России такое сравнение позволяет понять место и значение нашей страны в истории человечества.
Можно предложить такие вопросы сравнения:

  • городское самоуправление;
  • система права;
  • грамотность как возможность для самореализации личности;
  • местное самоуправление в Средневековье;
  • возможности для пространственной мобильности населения;
  • образование бюрократии;
  • особенности власти;
  • понимание свободы личности;
  • формирование основных политических понятий в Позднем Средневековье;
  • сословно-представительная монархия.

Самостоятельная работа учащихся под руководством учителя позволяет провести анализ исторического материала для сравнения аналогичных процессов – выделение общих черт и отличий в них. Этот материал необходим для выполнения заданий группы «С».

Четвертый вариант – «Лента времени» (Приложение 5). «Лента времени» составляется по векам (один модуль на период с IX по XVI век, по два модуля на XVII –  XVIII века, по четыре на XIX – XX века). Составление такого модуля учащимися так же позволяет систематизировать исторический материал по периодам. На оборотной стороне такого модуля информации учащиеся дают определения приведенным понятиям и терминам, характеристикам историческим процессам. Кроме того, использование исторической карты позволяет проводить пространственную локализацию фактов – отнесение событий, явлений и процессов к определенному месту. Изучение исторической карты позволяет проводить  комплексный поиск исторической информации, устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов иявлений.

Дополнением к «Ленте времени» является «историческое домино» – карточки (Приложение 6): на одной стороне – имя, дата, понятие или термин, на другой стороне – расшифровка. Перебирание таких карточек позволяет проводить повторение по двум направлениям:

– по конкретному периоду;
– что называется «вразброс».

Пятый вариант. При тестировании проверяется степень знакомства учащихся с наиболее значимой информацией. «Исторический лексикон» позволяет закрепить важные  имена существительные:  – имена собственные (фамилии, прозвища исторических деятелей, способствующих «привязыванию» конкретного деятели к событию, например, Александр  Невский, Александр Благословенный, Александр Освободитель), географических названий (Константинополь – Царьград – Стамбул), разнообразных понятий, определений, терминов (Приложение 7).

Шестой вариант – аналитическая таблица на примере характеристики роли географического фактора в истории нашей страны  (Приложение 8). Выявление положительных и отрицательных сторон того или иного процесса является очень сложным заданием: увидеть разные грани одного и того же процесса и  сделать выводы, определить все «за» и «против». Интерпретация и критический анализ явления является темой самостоятельного исследования учащихся, направленного на формирование умений проводить анализ внешних и внутренних особенностей исторического процесса, явления или события. 

Использование таких таблиц позволяет оказать посильную помощь старшеклассникам собрать, систематизировать, проанализировать и использовать огромный исторический материал при подготовке к ЕГЭ по истории.