Обучение грамоте в 1-м классе. Тема "Буква Б, ее работа"

Разделы: Начальная школа


Цель: формирование навыков осмысленного правильного чтения.

Задачи:

  • актуализировать имеющиеся у учащихся знания в связи с изучаемым материалом;
  • познакомить учащихся с « работой» буквы Б;
  • формировать умения определять фонетические характеристики слова;
  • отрабатывать действия чтения, закреплять умение ориентироваться на букву гласного при чтении;
  • создать условия для развития коммуникативных компетенций;
  • развивать познавательные процессы - речь, мышление, память;
  • активизировать аналитическую и рефлексивную деятельность учащихся.

Оборудование:

  • таблица гласных,
  • таблица парных согласных,
  • таблица сонорных;
  • фишки:
  • пособие «Окошечки»;
  • «Азбука в картинках»;
  • иллюстрации к сказке А. Толстого «Приключения Буратино»

Ход урока

I. Организационный момент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

III. Актуализация знаний учащихся.

- Какие бывают звуки?

- Чем гласные отличаются от согласных?

- Назовите буквы гласных, которые обозначают гласный звук и твёрдость согласного звука.

- Какие буквы обозначают гласный звук и мягкость согласного звука?

- Что вы знаете о согласных звуках?

- Какие бывают согласные звуки?

- Как вы думаете, всё ли нам известно о согласных звуках?

Заполните «шары»

Прочитайте слова. Найдите слова, в которых один из согласных звуков можно заменить парным по звонкости- глухости согласным и получится новое слово.

софа   утро   роса
коса   ваза   горка
слой   точка   плоды

II. Постановка учебной задачи.

Рассмотрите картинки. Узнали, из какой сказки эти герои?

- Прочитайте слова, написанные под картинкой.

-уратино, лиса Алиса, кот –азилио,Кара-ас - -ара-ас, Дуремар – герои сказки…

- Какой звук не обозначен в словах?

- Как вы думаете, букву для каких звуков будем изучать сегодня на уроке?

Физминутка

Буратино потянулся,
Раз - нагнулся,
Два - нагнулся,
Три – нагнулся.
Руки в стороны развёл,
Видно, ключик не нашёл.
Чтобы ключик нам достать
Надо на носочки встать.

IV. Решение учебной проблемы.

1. Звуково – буквенный анализ слов.

Отгадайте загадки. Угадайте слова для звукового разбора.

- Крупное, рогатое парнокопытное домашнее животное – это Бык

Кто по веткам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орешки прячет,
Сушит на зиму грибы? (Белка)

Ребята составляют звуковые модели слов бык и белка. Вводится буква Б, Обсуждается её работа. Обсуждается, какая нужна буква гласного, чтобы обозначить следующий гласный звук и мягкость предыдущего согласного.

- Итак, в слове «бык» какой звук обозначили буквой Б?

- А в слове «белка»?

Вывод: буква «Б» обозначает согласный, звонкий, твёрдый звук [б] и согласный, звонкий, мягкий звук [б’] .

2. Вывод о работе буквы «Б» фиксируется в моделях:

- Куда «поселим» новую букву?

(место в домике для согласных букв выбирается исходя из её работы)

- На что похожа буква «Б»?

Буква Б с большим брюшком,
В кепке с длинным козырьком.

- Какие слова, с новой буквой услышали в этих строчках?

3. «Кто больше?»

Придумайте слова, начинающиеся со звука [б, б’]

IV. Отработка способов чтения.

1. Чтение слогов по слоговым линеечкам.

(с. «Букваря» 92) Упражнение выполняется по пособию «Окошечки».

2. «Слоговое лото». Составьте слова из слоговых карточек: бул, ва, бел, ры, боб, ба, бук, ка, ки, бан, ра, ран.

(Работа выполняется в группах.)

Физминутка. (Активный метод релаксации)

«Земля, огонь, воздух, вода,»

Дети по команде изображают одно из состояний –воздух, земля, огонь, вода. Воздух- вдох, выдох, дуют, насыщаются кислородом. Земля- «заземляются»,Топают, подпрыгивают на месте, можно покрутиться, и т.п. Огонь – изображают языки пламени. Вода - « поплыли», движения плавные, мягкие.

3. Чтение слов в столбиках по «цепочке».

1) Словарная работа

- Все ли слова понятны?

- Как вы понимаете значение слов: бюро, баул, бирка, болото

  • Баул - продолговатый дорожный сундучок.
  • Бирка – дощечка с надписью (на товарах, на багаже и т. п.)
  • Бюро – название некоторых учреждений; конторка, стол для письменных занятий и хранения бумаг.
  • Болото – топкое место со стоячей водой.

2) Выберите слова к данным звуковым моделям.

3) От слов обед, беседа образуйте слова, называющие действия.

4) Подберите подходящие по смыслу слова, называющие признак:

  • колобок – (какой?) ….;
  • блины – (какие?) ….;
  • беседа – (какая?) …;
  • болото – (какое?) … .

5) Придумайте высказывание, используя слова из столбиков.

С помощью фишек дети составляют схемы высказываний.

V. Итог урока. Рефлексия. Постановка учебной проблемы на следующий урок.

- Что нового узнали на уроке?

- Назовите парные по звонкости – глухости согласные.

- Вы догадались, с буквой каких согласных будем знакомиться завтра?