Цель: формирование навыков осмысленного правильного чтения.
Задачи:
- актуализировать имеющиеся у учащихся знания в связи с изучаемым материалом;
- познакомить учащихся с « работой» буквы Б;
- формировать умения определять фонетические характеристики слова;
- отрабатывать действия чтения, закреплять умение ориентироваться на букву гласного при чтении;
- создать условия для развития коммуникативных компетенций;
- развивать познавательные процессы - речь, мышление, память;
- активизировать аналитическую и рефлексивную деятельность учащихся.
Оборудование:
- таблица гласных,
- таблица парных согласных,
- таблица сонорных;
- фишки:
- пособие «Окошечки»;
- «Азбука в картинках»;
- иллюстрации к сказке А. Толстого «Приключения Буратино»
Ход урока
I. Организационный момент.
Приветствие. Проверка готовности к уроку.
III. Актуализация знаний учащихся.
- Какие бывают звуки?
- Чем гласные отличаются от согласных?
- Назовите буквы гласных, которые обозначают гласный звук и твёрдость согласного звука.
- Какие буквы обозначают гласный звук и мягкость согласного звука?
- Что вы знаете о согласных звуках?
- Какие бывают согласные звуки?
- Как вы думаете, всё ли нам известно о согласных звуках?
Заполните «шары»
Прочитайте слова. Найдите слова, в которых один из согласных звуков можно заменить парным по звонкости- глухости согласным и получится новое слово.
софа | утро | роса | ||
коса | ваза | горка | ||
слой | точка | плоды |
II. Постановка учебной задачи.
Рассмотрите картинки. Узнали, из какой сказки эти герои?
- Прочитайте слова, написанные под картинкой.
-уратино, лиса Алиса, кот –азилио,Кара-ас - -ара-ас, Дуремар – герои сказки…
- Какой звук не обозначен в словах?
- Как вы думаете, букву для каких звуков будем изучать сегодня на уроке?
Физминутка
Буратино потянулся,
Раз - нагнулся,
Два - нагнулся,
Три – нагнулся.
Руки в стороны развёл,
Видно, ключик не нашёл.
Чтобы ключик нам достать
Надо на носочки встать.
IV. Решение учебной проблемы.
1. Звуково – буквенный анализ слов.
Отгадайте загадки. Угадайте слова для звукового разбора.
- Крупное, рогатое парнокопытное домашнее животное – это Бык
Кто по веткам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орешки прячет,
Сушит на зиму грибы? (Белка)
Ребята составляют звуковые модели слов бык и белка. Вводится буква Б, Обсуждается её работа. Обсуждается, какая нужна буква гласного, чтобы обозначить следующий гласный звук и мягкость предыдущего согласного.
- Итак, в слове «бык» какой звук обозначили буквой Б?
- А в слове «белка»?
Вывод: буква «Б» обозначает согласный, звонкий, твёрдый звук [б] и согласный, звонкий, мягкий звук [б’] .
2. Вывод о работе буквы «Б» фиксируется в моделях:
- Куда «поселим» новую букву?
(место в домике для согласных букв выбирается исходя из её работы)
- На что похожа буква «Б»?
Буква Б с большим брюшком,
В кепке с длинным козырьком.
- Какие слова, с новой буквой услышали в этих строчках?
3. «Кто больше?»
Придумайте слова, начинающиеся со звука [б, б’]
IV. Отработка способов чтения.
1. Чтение слогов по слоговым линеечкам.
(с. «Букваря» 92) Упражнение выполняется по пособию «Окошечки».
2. «Слоговое лото». Составьте слова из слоговых карточек: бул, ва, бел, ры, боб, ба, бук, ка, ки, бан, ра, ран.
(Работа выполняется в группах.)
Физминутка. (Активный метод релаксации)
«Земля, огонь, воздух, вода,»
Дети по команде изображают одно из состояний –воздух, земля, огонь, вода. Воздух- вдох, выдох, дуют, насыщаются кислородом. Земля- «заземляются»,Топают, подпрыгивают на месте, можно покрутиться, и т.п. Огонь – изображают языки пламени. Вода - « поплыли», движения плавные, мягкие.
3. Чтение слов в столбиках по «цепочке».
1) Словарная работа
- Все ли слова понятны?
- Как вы понимаете значение слов: бюро, баул, бирка, болото
- Баул - продолговатый дорожный сундучок.
- Бирка – дощечка с надписью (на товарах, на багаже и т. п.)
- Бюро – название некоторых учреждений; конторка, стол для письменных занятий и хранения бумаг.
- Болото – топкое место со стоячей водой.
2) Выберите слова к данным звуковым моделям.
3) От слов обед, беседа образуйте слова, называющие действия.
4) Подберите подходящие по смыслу слова, называющие признак:
- колобок – (какой?) ….;
- блины – (какие?) ….;
- беседа – (какая?) …;
- болото – (какое?) … .
5) Придумайте высказывание, используя слова из столбиков.
С помощью фишек дети составляют схемы высказываний.
V. Итог урока. Рефлексия. Постановка учебной проблемы на следующий урок.
- Что нового узнали на уроке?
- Назовите парные по звонкости – глухости согласные.
- Вы догадались, с буквой каких согласных будем знакомиться завтра?