Цель: через события рассказа помочь учащимся увидеть отношение людей к поступкам мальчика и обезьяны, почувствовать, что хотел сказать автор своим произведением.
Задачи:
- Раскрыть психологический характер конфликта в рассказе.
- Совершенствовать умения анализировать поступки литературных героев.
- Развивать творческое воображение, связную речь учащихся, навыки выразительного чтения
Ход урока
Введение в тему.
- Каждый писатель лишь тогда писатель, когда он донёс до читательских сердец то, что его самого взволновало до глубины души. У писателя для этого есть свои методы, средства. И они самые разные.
- Прочитайте на доске название рассказа, который мы будем читать. Узнайте автора по портрету. Назовите его имя, отчество, фамилию. (Приложение 1)
- Какие произведения Л.Н. Толстого вы уже читали?
- Найдите их среди книг на выставке.
- Что вы вспомнили о Толстом? Что сумеете рассказать о нём и его книгах?
- Прочитайте запись на доске, это слова Л.Н.Толстого.
"Надо стараться прежде всего прочесть и узнать самых лучших писателей всех веков и народов"
Л.Н. Толстой
- К кому они обращены? Что советует вам, читателям, писатель?
- Почему Лев Николаевич советует читать книги лучших писателей? (Великие, лучшие писатели помогают взрослым и детям многое понять в жизни, помогают стать лучше.)
- Хорошая, настоящая книга, как верный друг, готовый прийти на помощь в любую минуту, только надо суметь её грамотно прочитать и правильно понять.
- Сегодня мы поучимся постигать тайны художественного произведения, понимать его основную мысль. А для этого должны уметь внимательно вчитываться в текст произведения, рассуждать с опорой на текст
Работа с текстом до чтения:
- Прочитайте ещё раз название рассказа.
- Подберите родственные слова.
Прыгать
Прыгнуть
- В словаре словом "прыжок" называют быстрое перемещение тела, отталкиванием от какой-либо точки опоры. Это просто действие.
- Прочитаем все вместе рассказ, и вы ответите на вопрос: в рассказе - это просто действие или какой-то смысл вложил Лев Николаевич в это слово?
- Как вы думаете, на чём отправлялись в кругосветное путешествие?
- Для древнего человека мир был ограничен пространством, где протекала его жизнь: ближайшим лесом, полем за рекой, соседними городами и деревнями. Постепенно оно расширялось, и люди открывали планету, на которой живут. Во время путешествий, экспедиций они обнаруживали новые, неизвестные ранее географические объекты
- горные вершины, хребты, заливы, морские течения. Эти открытия совершались в поиске рынков, сырья и сбыта товаров.
Велика была морская держава. По всем морям и океанам плавали наши торговые суда и корабли.
Перед вами рисунки тех кораблей.
Посмотрите на этот корабль. Это корабль-парусник. Палуба такого корабля делалась из твёрдых, как камень, пород дерева; мачты возвышались над палубой на 15-25 метров, т.е. были высотой с 3-5 этажный дом. На мачтах - перекладины, на которых держатся паруса. От перекладины к перекладине протянуто множество канатов, верёвочных лесенок. Скорость парусного корабля была очень небольшой в сравнении с современными кораблями, плавание продолжалось долго. И если случалось паруснику побывать в жарких странах, команда нередко раздобывала себе обезьянку, весёлого и шаловливого зверька, который потешал людей в свободную от нелёгкой морской службы минуту. А бывало и так, что проказы зверя становились причиной неприятных происшествий.
- А теперь ещё раз перечитайте вопрос, на который мы должны ответить после чтения.
Чтение рассказа и аналитическая работа над текстом
- Какие эпизоды оказались наиболее напряженными? Из-за чего мальчик совершил прыжок?
1 абзац
- Почему автору в начале рассказа важно сообщить, что была хорошая погода, и что корабль возвращался из кругосветного путешествия? Какое настроение было у собравшихся на палубе, почему?
- Что сообщает Толстой о мальчике, главном герое?
- Могли ли люди предполагать, что случится?
- Прочитайте слова, передающие поведение обезьяны. (вертелась, забавлялась, корчилась, прыгала, делала рожи, передразнивала)
- Почему она так себя вела? Найдите и зачитайте. Что значит, ещё больше расходилась?
- Перечитайте сами 2 абзац, подчеркните слова, передающие поведение обезьяны, отношение людей к её поступкам и настроение мальчика.
- На что вы обратили внимание, вас что-нибудь насторожило? (поведение мальчика - ему не очень приятно, что все смеются, и он не знает, плакать ему или смеяться)
- прочитайте выразительно следующий абзац и голосом передайте поведение обезьяны, людей и мальчика.
- Почему мальчик полез за обезьяной? Что подтолкнуло его к этому?
- Какое чувство испытываете вы, читатели? (переживание, чувство страха)
- Вам хочется смеяться?
- Перечитаем выразительно следующий абзац. Что передадим голосом, интонацией? (рост напряжения, страха за жизнь мальчика.)
-Кому-нибудь на палубе смешно?
- представьте себя на палубе корабля. О чём мог подумать каждый из наблюдавших за этой картиной? (наверное, осуждал себя за своё поведение, за то, что смеялся и тем самым подзадорил мальчика, подторкнул его к такому поступку)
- Выберем из текста слова, характеризующие поведение мальчика и поступки обезьяны.
мальчик: | обезьяна: |
закричал | подманила |
полез выше | полезла выше, добрались до самого верха |
раззадорилс | вытянулась во всю длину |
бросил мачту | повесила на край перекладины |
ступил на перекладину, покачивая руками | корчилась, радовалась |
- Что обозначают эти слова? Как они называются? (глаголами)
- Как изменилось поведение людей? Прочитайте предложение, передающее состояние людей? (все замерли от страха)
- Найдите и выразительно прочитайте, почему все замерли от страха?
- Как в такое напряжённое время должны были вести себя окружающие? ( не шуметь, не кричать, не испугать)
- перечитайте следующий маленький абзац.
- Почему это самый напряжённый момент рассказа? (мальчику грозит смерть, он может разбиться и кажется, нет выхода из этой ситуации)
- Перечитайте самостоятельно следующие абзацы. Постарайтесь понять, представить состояние капитана, как если бы это были вы и ваши отцы. Приготовьтесь прочитать выразительно слова автора и слова капитана.
Слова автора - ::::.
Слова отца - :::::
- Прочитайте следующий абзац. С каким чувством будете читать? (облегчения, надежды, радости)
- Какой фразой заканчивается рассказ?
- Кто спас мальчика? Чей поступок в рассказе можно назвать геройским?
- В чём героизм поступка капитана?
- Каким предстает мальчик в этом рассказе?
- Какие слова подходят для характеристики героя рассказа. Выберите те, которые считаете главными, объясните свой выбор.
- смелость
- желание испытать себя
- мальчишеский задор
- стремление отстоять свое достоинство
- упрямство
- желание покрасоваться
- глупость
- желание доказать, что он сын капитана.
-Какой вопрос я вам задала перед чтением? Так какой же новый смысл вкладывает автор в слово "прыжок"?
- Что случилось бы, если бы мальчик не прыгнул в воду?
- Какую роль сыграл прыжок?
- Прыжок спас мальчику жизнь, прыжок - это поступок, который совершил мальчик, услышав приказ отца, он не растерялся, он сумел собраться, сгруппироваться. Он спас свою жизнь и избавил от горя потери сына своего отца.
Творческий пересказ.
- Представьте себя мальчиком, с которым произошла эта история. Расскажите о событиях, произошедших с вами во время путешествия.
Итог.
- Что бы взял из рассказа каждый для себя?
Домашнее задание: перечитать рассказ и пересказать его от имени капитана.