Цель. Систематизация знаний об имени существительном как о части речи.
Задачи.
– Закрепить и систематизировать знания о
грамматических признаках имени
существительного,
– способствовать формированию навыка
грамотного и красивого письма;
– формировать у детей мотивационную сферу
гигиенического поведения, ценности здоровья,
чувства ответственности за сохранение и
укрепление своего здоровья,
– развивать внимание, логическое мышление.
Оборудование:
– Рисунки с портретами докторов: доктор
Здоровая пища, доктор Вода и Мыло, доктор Свежий
Воздух, доктор Красивая Осанка, доктор Отдых и
доктор Любовь;
– деформированное предложение;
– магниты для каждого ученика;
– карточки для работы с текстом.
Ход урока
1.Организационный момент.
2. Постановка цели урока. Повторение правил об имени существительном.
Уч. Задумывались ли вы о том, сколько времени вы лежите, спите, гуляете, много ли двигаетесь? А ведь всё это составляющие здорового образа жизни.
Что такое здоровый образ жизни? (отказ от вредных привычек, двигательный режим, правильное питание, закаливание, выполнение правил личной гигиены, хорошее настроение).
Я их назову докторами: доктор Здоровая пища, доктор Вода и Мыло, доктор Свежий Воздух, доктор Красивая Осанка, доктор Отдых и доктор Любовь. Вместе с ними мы сегодня на уроке русского языка и поговорим здоровом образе жизни.
Хочу сказать, что не только люди могут болеть. Страшный вирус поразил слово. “Вылечив” его, вы узнаете, о чем мы будем говорить на уроке русского языка.
ОИОМОЯОСОУОЩОЕОСОТОВОИОТОЕОЛОЬОНОООЕ
– Что такое имя существительное?
– Что оно обозначает?
– На какие вопросы отвечает?
– Какие имена существительные отвечают на вопрос кто? Приведите примеры.
– Какие имена существительные отвечают на вопрос что?
– Как могут изменяться имена существительные? Как определить?
– Что ещё можно определить у существительных? Как определить род существительного?
– Как пишем имена собственные? Почему рядом со словами “доктор” я написала слова с большой буквы?
3. Чистописание.
На доске написаны слова:
Боль, болит, больница, врач.
– Найдите лишнее слово. (болит, врач).
– Что можно сказать об остальных словах? (однокоренные, родственные).
– Подберите ещё однокоренные родственные слова?
– В третьем слове определите орфограмму. (безударная гласная о)
– В слове, обозначающем действие, найдите букву, обозначающую мягкий согласный звук (л)
– В последнем слове найдите букву, обозначающую парный согласный звук. (в)
– Составьте слова.
о л в ол лв ов ло во вол лов
4. Орфографическая работа. От доктора Здоровая пища.
Диктую имена существительные во множественном числе, дети записывают в единственном. (Зайцы, города, медведи, сапоги, коровы, заводы, коньки, классы, тетради, воробьи, ягоды). Получается запись:
Заяц, город, медведь, сапог, корова, завод, коньки, класс, тетрадь, воробей, ягода.
– Прочитайте, что получилось?
– Почему не изменилась форма слова “коньки”? Приведите примеры своих слов.
– Что это за слова?
– На какие группы можем разделить?
– Назовите одушевлённые, неодушевлённые?
– С парными согласными? С безударной гласной а,о,е? Букв больше, чем звуков; звуков больше, чем букв?
– Поищите слово, которое будет каким-нибудь образом связано с темой нашего урока?
(Ягода).
– Кто из вас любит ягоды? Какие ягоды вы любите?
Ягоды – это основной источник витамина С, минеральных веществ.
– Как правильно их есть, обрабатывать?
(Девочки придумывают словосочетания, мальчики – предложение).
5. Работа с деформированным предложением.
В, саду, у, бабушки, Маши, растут, вкусные, ягоды.
Записываем, разбираем “опасные” места. Находим главные члены предложения.
– Назовите имена неодушевлённые, одушевлённые, собственные, ед.ч., мн.ч.
– Определите род.
6. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. Доктор Отдых.
7. Справка от Докторов.
Вывод: Следим за своим позвоночником, бережём нервную систему, зрение.
8. Обратная связь.
Если согласны с утверждением – хлопаем, не согласны – топаем. Исправляем “неправильные” пословицы и поговорки.
Чеснок и лук – от семи недуг. | Лежи на печи и ешь калачи. |
Здоровье дороже всего. | Солнце, воздух и вода не нужны нам никогда. |
Курить – здоровью вредить. | Ложись спать с полным желудком – проснешься бодрым. |
Быстрого и ловкого болезнь не догонит. | Здоровье можно купить за деньги. |
– Назовите свои пословицы и поговорки о здоровом образе жизни.
– Запишите одну понравившуюся себе в тетрадь.
9.
Работа с текстом.В |
школе |
медвежьей |
тревогу |
забили, |
||||||||
в |
тайне |
от |
всех |
медвежата |
курили. |
|||||||
Сразу |
к |
урокам |
пропал |
интерес, |
||||||||
слушают |
плохо - |
скорее |
бы |
в |
лес. |
|||||||
память |
ослабла - |
не |
помнят, |
о |
чем |
|||||||
в |
школе |
сегодня |
вели |
разговор. |
||||||||
Да |
табак |
плохой |
им |
друг - |
кашель |
слышится |
вокруг, |
|||||
он |
мешает |
им |
читать |
и |
науки |
постигать. |
||||||
Папиросы |
и |
табак |
для |
всего |
живого |
враг! |
||||||
Для |
людей |
и |
для |
зверей - |
нет |
коварней |
и |
вредней! |
– О чем это стихотворение? О чем о самом главном хотел сказать автор? Прочитайте.
– Какой вред наносит табак?
– Что происходит с лёгкими человека?
– Курение отнимает 8-10 лет жизни. А некурящий человек, стоя в компании с курящим в течение 1 часа, сам как бы “выкуривает” 4 сигареты. Пассивное курение ещё более опасно. Избегайте такие компании.
Задание:
1. Запишите главную мысль этого стихотворения.
2. Закрасьте одушевлённые имена существительные – зелёным карандашом, неодушевлённые – синим.
Проверка.
10. Подведение итогов.
Дети по очереди выходят к доске и “записываются на приём к врачу” (прикрепляют магнит), который им необходим.
Уч. Соблюдение правил здорового образа жизни укрепляет здоровье и воспитывает волю и характер человека. Древнее китайское изречение гласит “Мудрый человек предотвращает болезни, а не лечит их!”.
– Что нового вы узнали на уроке?
– Как надо беречь своё здоровье?
– Домашнее задание…..Сегодня на уроке хорошо работали….